12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна796
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш


Технология интеллект-карт как средство формирования УУД в условиях ФГОС

Хидиятулина З.А. учитель физики

и астрономии МОУ Аргаяшской СОШ №2


Целью современного образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

На смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому учитель должен не просто давать ребенку нужную информацию, а научить добывать и применять её.

В наше время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать с этой информацией. Для реализации этого на уроках существует множество технологий, среди них метод составления интеллект-карт.

«Эффективность интеллект - карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Учащиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи» (Бершадский М. Е.).

Основная идея технологии – это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.

Для современных школьников свойственно клиповость мышления. Важной характеристикой клипового мышления является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной информации, представленной в едином стиле.

В связи с тем, что современные молодые люди выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст, в образовательном процессе, технология интеллект-карт и представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному, радиантному.

«Радиантное мышление» - (от «радианта» - точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления.

Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках интеллект-карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Интеллект-карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Технологию возможно использовать на каждом этапе современного урока. Интеллект – карта - способ работы с различными текстовыми источниками информации для организации индивидуального усвоения. Этот процесс называют аннотированием. Важно, что понятие аннотирования относится не только к изложению содержания книг, учебников. Аннотировать можно лекции, статьи, телепередачи, кинофильмы, компьютерные программы и любые другие источники информации. Очевидно, что так понимаемое аннотирование является одной из основных составляющих информационной компетентности.

Можно говорить о сжатии текста и его сборке. Первый способ предполагает наличие текста, выстроенного в словесной форме. Этот первоначальный текст проходит операции:

сжатия (из него убираются словесные структуры, обладающие нулевой информативностью или близкой к нулю смысловой значимостью;

замены словесных конструкций на знаковые (стрелки, рисунки, графики, диаграммы);

преобразование текстовых форматов, характеризующих причинно-следственные и другие связи, в схемы;

дополнение рисунками;

изменения объема за счет приема гипертекстуальности, т.е. перевода уточнений и расширений (которыми можно пренебречь при анализе ключевых идей текста) в иную плоскость рассмотрения;

дополнения текста мультимедийными фрагментами (в случае выполнения на компьютере интеллект-карты);

построения новой структуры (композиции) текста, в том числе и отказ от линейности.

image.png

Пример интеллект-карты при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» на уроках физики в 7 классе ​​​​​​​

Важно, что интеллект - карта является средством визуализации процессов мышления. Это позволяет использовать интеллект – карту для организации рефлексии, необходимой для управления собственными познавательными процессами с целью их совершенствования.

Этап повторения на уроке, отнюдь, не сводится к просмотру составленной ранее в ходе аннотирования интеллект - карты. Перед этим необходимо построить новую интеллект-карту, отражающую то, что ученик способен вспомнить о предмете изучения. Только после этого можно обратиться к сравнению двух карт, которое позволит определить те фрагменты материала, которые нуждаются в дополнительном повторении.

Интеллект-карта предоставляет «возможность обозревать одновременно всё многообразие аспектов объекта изучения, что увеличивает вероятность удачных творческих ассоциаций или умозаключений».

Интеллект-карты можно использовать как инструмент проверки знаний учителем, так и в форме взаимопроверки обучающихся, выведения показателей успешности каждого обучающегося в классе-составления рейтинга.

Отметим, что при составлении Интеллект- карт обучающийся проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

Таким образом, урок в форме интеллект-карты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант, кроме того, она предоставляет как учителю, так и ученику то большое преимущество, что все содержание урока оказывается, как говорится, на ладони. Графический метод представления информации увлекает обучающихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал.

Таким образом, технология интеллект - карт даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

1. Задействовать оба полушария головного мозга - улучшать все виды памяти; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность; развивать творческие способности; повышать мотивацию и работоспособность.

2.Формировать УУД- формулировать цели и задачи; отбирать, структурировать, синтезировать и интерпретировать ключевую информацию в виде интеллект – карты; устанавливать причинно-следственные и логические связи; контролировать процесс реализации цели и задач; выделять и формулировать ключевые понятия и выводы; классифицировать и сравнивать объекты и явления; анализировать рисунки, диаграммы, графики и др.

3.Формировать предметную грамотность- обогащать словарный запас; повышать результативность, качество обученности.

Главное достоинство технологии − ее универсальность, методика построения интеллект − карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Используемые ресурсы:

Бузоева М.Д. Майнд мэпы, или Как правильно использовать интеллект-карты для успешного обучения. Учебно-методическое пособие (электронное издание). М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018.

Применение интеллект-карт для развития географического мышления у обучающихся основной школы. (http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6989/2/01Brusnitzina.pdf)







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.