Выступление на педагогическом совете по теме «Готовность педагогов как необходимое условие реализации инклюзивного образования»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете
по теме
«Готовность педагогов как необходимое условие
реализации инклюзивного образования».
Подготовила:
Назарова Елена Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Энгельс, 2017 год
Модернизация российской системы образования на современном этапе определяет предоставление ученикам с ограниченными возможностями здоровья равных условий для получения качественного образования. Признавая, что инклюзивное образование является приоритетной формой организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием условий обучения и воспитания каждого ребенка.
Нововведения неизбежно привели к повышению требований к деятельности учителя, к расширению его функциональных обязанностей. В 2013 году принят профессиональный стандарт педагога, в котором определены функции современного учителя.
Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей физического и психического здоровья.
В целом, можно рассматривать готовность учителя к реализации инклюзивного образования через оценку двух основных показателей: профессиональная готовность и психологическая готовность.
Профессиональная готовность предполагает овладение знаниями:
- основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
- сущности инклюзивного образования, его отличия от дифференцированного образования и разных моделей интегрированного образования;
- специальных образовательных условий реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содержания вариантов федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Профессиональная готовность предусматривает овладение умениями:
- организации инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей каждого обучающегося;
- осуществления учебной деятельности в рамках инклюзивного обучения;
- разработки адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) и адаптированных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использования специальных педагогических технологий и методических приемов обучения детей с разными нарушениями развития;
- моделирования урока и использования вариативности в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей детей;
- эффективной реализации различных способов педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования включает эмоциональное принятие детей с нарушениями развития, готовность включать детей в совместную деятельность, рефлексия профессионального опыта и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Рассматривая деятельность педагога в инклюзии как системный процесс, включающий совокупность профессионализма и личностных качеств (мотивационных, эмоционально-волевых, ценностных), мы предполагали, что педагог сам становится активным субъектом процесса обучения.
Бывает так, что учителю, как снег на голову, падает ребенок с ОВЗ, и что делать, как его учить, не зная особенностей диагноза, как писать АОП, как работать с родителями такого ребенка – это лишь малая часть вопросов, которые возникают в голове педагога.
Учителям бывает очень трудно перестроить свою систему преподавания, свои принципы работы, свои методы для того, чтобы помочь обучаться ребенку с ограниченными возможностями здоровья. У учителя не хватает сил, времени для изучения литературы по данному вопросу. Где же взять помощь и поддержку? Как же быть готовым к детям с особенностями?
Мне очень помогли семинары-практикумы Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогического сопровождения «Позитив». Вот уже несколько лет подряд специалисты этого центра (психологи, логопеды, дефектолог) организуют курсы для педагогов, помогая понять причины нарушений развития детей и совместно в ходе семинаров-практикумов находить методы, приемы, технологии помощи в обучении таким детям.
Я прошла дистанционные курсы на сайте «Преемственность в образовании» по теме «Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в свете ФГОС». Курсы включали в себя несколько тем, вебинаров, на которых рассматривались теоретические и практические вопросы.
Как же помочь ребенку в условиях массовой школы обучаться.
В прошлом учебном году у меня был 1 класс, где обучался ребенок с ОВЗ с ЗПР.
Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной и дыхательной гимнастик.
В своей работе придерживаюсь основных вопросов, которые входят в профессиональную деятельность:
диагностика уровня развития ребенка;
составление на основе диагностических данных индивидуального маршрута ребенка;
отслеживание динамики развития ребенка;
взаимодействие со специалистами и родителями;
реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
Изучая особенности психического развития детей данной категории я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР:
максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного
широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Поэтому пришлось стать настоящим изобретателем, придумывая такие пособия, которые приемлемы в коррекционных классах. На уроках использовались таблицы, схемы самостоятельно разработанные для лучшего запоминания информации.
опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития;
стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
На уроках ребенок вел себя первое время пассивно, т к шел процесс адаптации, во второй половине года наблюдалось увеличение активности, желание работать, отвечать.
Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическую деятельность организую на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. Поэтому совместно с учителем Киржаевой Е. В.)были разработаны памятки по всем предметам, которые нужны не только ребенку с ОВЗ, но и обычным детям. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.
Работа с детьми с ЗПР пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Поэтому при подготовке к урокам я отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением. На уроках учила детей применять технологию оценивания.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Дети приняли ребенка хорошо, он сразу нашел друзей, этому способствовала не только организация урочной, но и организация внеурочной деятельности (это и проведение викторин, конкурсов, инсценировок, походы в театр, и проведение праздников совместно с родителями).
Дети с ОВЗ – это дети, которым требуются педагоги «высшего пилотажа», готовые помочь, научить и вести по жизни маленького мыслителя. Я считаю, что самое необходимое условие для внедрения инклюзивного образования в нашей стране – это люди, которые пришли в свою профессию по призванию, любящие детей, желающие отдать им частичку себя. Большинство наших педагогов именно такие, поэтому мы ГОТОВЫ, не смотря на много вопросов, внедрять инклюзивное образование в школах России.
Руслан Ринатович