Анализ «Здоровьесбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников»

2
0
Материал опубликован 28 September 2017

 

11

 

 

П Р О Е К Т

«Здоровьесбережение, как необходимое условие

формирования образовательной среды младших школьников»

 

Автор: Шик Ирина Михайловна учитель начальных классов

д. Кайдаково 2016г.

Актуальность

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

«Школьный фактор» - это самый значимый по силе воздействия и продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

ПРОБЛЕМА

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

В содержание моего проекта входит несколько составляющих:

здоровьеформирующая;

здоровьесберегающая;

экологическая;

биологическая;

коммуникационная.

Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

физическое и психическое здоровье;

здоровый жизненный стиль;

культура безопасности жизнедеятельности;

правильное, рациональное питание;

профилактика вредных привычек.

Проект включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях.

Участники проекта:

Обучающиеся начальной школы МБОУ Кайдаковской СОШ

Объект исследования:

Образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.

Предмет исследования:

Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы.

Новизной проекта:

Является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

Гипотеза:

Если внедрять в обучение систему здоровьесберегающих технологий, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Проект предполагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий школы.

Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Однако необходимо спрогнозировать возможные ограничения на пути реализации проекта:

пессимистическое отношение к проекту со стороны некоторых членов ученического коллектива;

низкий уровень активности со стороны родителей учащихся.

Совокупностью тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, являются «здоровьесберегающие образовательные технологии». Их можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» Мною были изучены педагогические технологии по здоровьесбережению.

Обеспечение высокого качества организации учебно-воспитательного процесса на основе эффективного использования современных здоровьесберегающих технологий достигается применением в процессе обучения:

Развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и  В.В. Давыдова:

Активно-деятельностный способ.

Организация учебного сотрудничества учащихся.

Личностно-ориентированного обучения:

Создание ситуации выбора и успеха.

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Технологии раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного:

Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение.

Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга знаний учащихся, которая в среднем составляет 80 % качества знаний и 100% успеваемости.

В течение урока каждый учитель проводит

4-5 физкультминуток, направленных на снятие усталости, активизацию внимания. Упражнения согласуются с характером занятий.

Тренажеры для глаз (нарисованные на

потолке классной комнаты) помогают

снять с них усталость.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

Изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям, ресурсов сети Интернет по проблеме.

Изучение психолого – педагогической и методической литературы, знакомство с медицинскими картами состояния здоровья.

Проведение профилактического медицинского осмотра учащихся, направленного на изучение состояния здоровья.

Основной этап

Разработка программы мероприятий по оздоровительной системе в начальной школе.

Применение здоровьесберегающих технологий.

Организация лечебно – профилактических мероприятий: (корригирующая гимнастика)

Организация закаливающих мероприятий.

Организация правильного рационального питания.

Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся – сбалансированное питание (горячее питание). В течение всего учебного года проводится витаминизация блюд.

Создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.

Родители становятся единомышленниками с педагогами школы – к концу 1 класса.

Изменение отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья – 3 класс.

Выступление родителей на родительских собраниях о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье – 1 класс.

Создание в школе медиатеки, включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи - 2-3 класс

Обобщающий этап

Изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости; (индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).

анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.

Проект 4- класса -

«Здоровым быть модно».

Результативность проекта

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Итог

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);

приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Проект ориентирован на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Работа по проекту ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Работа по данному проекту строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников.

В течение 5 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Проект построен на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, социального педагога.

Цель проекта: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В программу проекта включены следующие блоки:

организация и проведение диагностических мероприятий;

организация учебной деятельности;

организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;

формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.

Задачи:

профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;

повышение двигательной активности младших школьников;

формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

организация мониторинга здоровья и физического развития;

признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

Ожидаемые результаты:

положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

валеологическая просвещенность учащихся;

увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение приоритета здорового образа жизни.

К концу обучения дети должны знать:

правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;

знать правила тренировки мышц;

об опасных и вредных привычках;

правила рационального питания;

правила закаливания;

знать различные подвижные игры.

должны уметь:

тренировать мышцы;

закаливать свой организм;

осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей.

Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важна правильная организация учебной деятельности.

Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:

Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

Состояния здоровья.

Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей класса.

Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

Выявление интересов детей и родителей.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с администрацией школы и родителями продумали и создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждого месяца я рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.

Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе, посещение бассейна, спортивных секций и кружков.

Для профилактики простудных заболеваний в классе проводится фитотерапия и витаминизация,

дети делают точечный массаж.

В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожу психофизическую тренировку. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.

Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья.

Цель уроков здоровья: научить детей быть здоровыми.

 

Уроки здоровья состоят из следующих курсов: “Гигиена школьника”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Разговор о правильном питании”, “Экология”, “Этикет”.

Тематическое планирование.

Тема занятий

Тема урока

1. Познай себя

В гостях у Мойдодыра. Правила личной гигиены.

Глаза - окна в мир.

Красивые зубы, красивая улыбка.

Полезная пища.

Как следует питаться?

Проект «Меню на неделю для первоклассника»

Моя красивая осанка.

Мышцы, кости и суставы.

Почему я расту?

2. Духовное

оздоровление

Режим дня школьника.

Твоё настроение.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным.

Вредные привычки.

Правила этикета.

3. Личная безопасность

и профилактика

травматизма.

Сколько времени в день можно проводить у телевизора.

Правила дорожного движения.

Проект « Улица полна неожиданностей»

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила пожарной безопасности.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Предосторожности при обращении с животными.

Что нужно знать о лекарствах.

4. Динамические

занятия.

Развивающие и подвижные игры.

Правила закаливания.

Зарядка в стране Спортландии.

Игровая программа. Эстафеты с мячом.
Игровая программа. Упражнения с воздушными шарами. 

Игровая программа. Эстафеты с обручами.

Весёлые старты.

Бег и преодоление препятствий.
Спортивные игры.

5. Педагогический

контроль.

Игра путешествие «В страну Здоровья»

Урок–прогулка по улицам города.

Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма  работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Счастлив тот, кто счастлив дома“, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.

В течение четырех лет, с 1-го по 4-й класс, я старалась систематически и последовательно проводить работу по здоровьесбережнию. Результаты системного подхода к решению задач здороьесбережения учащихся показали, что наш опыт достоин внимания.

У учащихся  сформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.

При оценке  физического здоровья учащихся  нами учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. (Индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).

Группы здоровья учащихся 1-4 классов МБОУ Кайдаковской СОШ

2012 – 2016 учебный год

Классы

Всего учеников:

I группа

II группа

III группа

IV группа

1 классы

91

36

36

18

1

2 классы

117

38

51

26

2

3 классы

85

26

44

14

1

4 классы

92

29

43

18

2

Всего:

385

129

174

76

6

Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации