Анализ «Здоровьесбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников»
11
П Р О Е К Т
«Здоровьесбережение, как необходимое условие
формирования образовательной среды младших школьников»
Автор: Шик Ирина Михайловна учитель начальных классов
д. Кайдаково 2016г.
Актуальность
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только “школой знаний”, но и “школой болезней”. Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многое другое.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
«Школьный фактор» - это самый значимый по силе воздействия и продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
ПРОБЛЕМА
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
В содержание моего проекта входит несколько составляющих:
здоровьеформирующая;
здоровьесберегающая;
экологическая;
биологическая;
коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:
физическое и психическое здоровье;
здоровый жизненный стиль;
культура безопасности жизнедеятельности;
правильное, рациональное питание;
профилактика вредных привычек.
Проект включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях.
Участники проекта:
Обучающиеся начальной школы МБОУ Кайдаковской СОШ
Объект исследования:
Образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.
Предмет исследования:
Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы.
Новизной проекта:
Является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Гипотеза:
Если внедрять в обучение систему здоровьесберегающих технологий, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Проект предполагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий школы.
Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.
Однако необходимо спрогнозировать возможные ограничения на пути реализации проекта:
пессимистическое отношение к проекту со стороны некоторых членов ученического коллектива;
низкий уровень активности со стороны родителей учащихся.
Совокупностью тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, являются «здоровьесберегающие образовательные технологии». Их можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» Мною были изучены педагогические технологии по здоровьесбережению.
Обеспечение высокого качества организации учебно-воспитательного процесса на основе эффективного использования современных здоровьесберегающих технологий достигается применением в процессе обучения:
Развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова:
● Активно-деятельностный способ.
● Организация учебного сотрудничества учащихся.
Личностно-ориентированного обучения:
● Создание ситуации выбора и успеха.
● Актуализация субъектного опыта учащихся.
Технологии раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного:
● Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение.
Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга знаний учащихся, которая в среднем составляет 80 % качества знаний и 100% успеваемости.
В течение урока каждый учитель проводит
4-5 физкультминуток, направленных на снятие усталости, активизацию внимания. Упражнения согласуются с характером занятий.
Тренажеры для глаз (нарисованные на
потолке классной комнаты) помогают
снять с них усталость.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
Изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям, ресурсов сети Интернет по проблеме.
Изучение психолого – педагогической и методической литературы, знакомство с медицинскими картами состояния здоровья.
Проведение профилактического медицинского осмотра учащихся, направленного на изучение состояния здоровья.
Основной этап
Разработка программы мероприятий по оздоровительной системе в начальной школе.
Применение здоровьесберегающих технологий.
Организация лечебно – профилактических мероприятий: (корригирующая гимнастика)
Организация закаливающих мероприятий.
Организация правильного рационального питания.
Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся – сбалансированное питание (горячее питание). В течение всего учебного года проводится витаминизация блюд.
Создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.
Родители становятся единомышленниками с педагогами школы – к концу 1 класса.
Изменение отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья – 3 класс.
Выступление родителей на родительских собраниях о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье – 1 класс.
Создание в школе медиатеки, включающей развивающие и обучающие программы, аудио – видео кассет, дисков с записями учебных фильмов, мультфильмов для удовлетворения интересов детей, образования взрослых членов семьи - 2-3 класс
Обобщающий этап
Изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости; (индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).
анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.
«Здоровым быть модно».
Результативность проекта
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Итог
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:
направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Проект ориентирован на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Работа по проекту ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа по данному проекту строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Очевидным становится вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.
Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников.
В течение 5 лет я работаю над реализацией классной образовательно-воспитательной программы, направленной на здоровьесбережение учащихся моего класса. Проект построен на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, социального педагога.
Цель проекта: сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
В программу проекта включены следующие блоки:
организация и проведение диагностических мероприятий;
организация учебной деятельности;
организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для учащихся;
формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении.
Задачи:
профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
повышение двигательной активности младших школьников;
формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
организация мониторинга здоровья и физического развития;
признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
валеологическая просвещенность учащихся;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни.
К концу обучения дети должны знать:
правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;
знать правила тренировки мышц;
об опасных и вредных привычках;
правила рационального питания;
правила закаливания;
знать различные подвижные игры.
должны уметь:
тренировать мышцы;
закаливать свой организм;
осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей.
Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важна правильная организация учебной деятельности.
Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:
Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
Состояния здоровья.
Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей класса.
Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.
Выявление интересов детей и родителей.
Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года мы совместно с администрацией школы и родителями продумали и создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждого месяца я рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.
Поскольку основной “ячейкой” образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться правил здоровьесбережения.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе, посещение бассейна, спортивных секций и кружков.
Для профилактики простудных заболеваний в классе проводится фитотерапия и витаминизация,
дети делают точечный массаж.
В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья провожу психофизическую тренировку. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений.
Знания о здоровьесбережении учащиеся получают на уроках здоровья.
Цель уроков здоровья: научить детей быть здоровыми.
Уроки здоровья состоят из следующих курсов: “Гигиена школьника”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Разговор о правильном питании”, “Экология”, “Этикет”.
Тематическое планирование.
Тема занятий |
Тема урока |
1. Познай себя |
В гостях у Мойдодыра. Правила личной гигиены. Глаза - окна в мир. Красивые зубы, красивая улыбка. Полезная пища. Как следует питаться? Проект «Меню на неделю для первоклассника» Моя красивая осанка. Мышцы, кости и суставы. Почему я расту? |
2. Духовное оздоровление |
Режим дня школьника. Твоё настроение. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным. Вредные привычки. Правила этикета. |
3. Личная безопасность и профилактика травматизма. |
Сколько времени в день можно проводить у телевизора. Правила дорожного движения. Проект « Улица полна неожиданностей» Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила пожарной безопасности. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Предосторожности при обращении с животными. Что нужно знать о лекарствах. |
4. Динамические занятия. |
Развивающие и подвижные игры. Правила закаливания. Зарядка в стране Спортландии. Игровая программа. Эстафеты с мячом. Игровая программа. Эстафеты с обручами. Весёлые старты. Бег и преодоление препятствий. |
5. Педагогический контроль. |
Игра путешествие «В страну Здоровья» Урок–прогулка по улицам города. |
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Темы собраний были следующие: “Папа, мама, я – здоровая семья”, “Счастлив тот, кто счастлив дома“, “Как помочь ребенку стать внимательным”, “Свободное время – для души и с пользой!”, “Поощрения и наказания в семье”, “Детская дружба”.
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении.
В течение четырех лет, с 1-го по 4-й класс, я старалась систематически и последовательно проводить работу по здоровьесбережнию. Результаты системного подхода к решению задач здороьесбережения учащихся показали, что наш опыт достоин внимания.
У учащихся сформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 100% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.
При оценке физического здоровья учащихся нами учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. (Индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока среди учащихся данного возраста).
Группы здоровья учащихся 1-4 классов МБОУ Кайдаковской СОШ
2012 – 2016 учебный год
Классы |
Всего учеников: |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
1 классы |
91 |
36 |
36 |
18 |
1 |
2 классы |
117 |
38 |
51 |
26 |
2 |
3 классы |
85 |
26 |
44 |
14 |
1 |
4 классы |
92 |
29 |
43 |
18 |
2 |
Всего: |
385 |
129 |
174 |
76 |
6 |
Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.