Презентация «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Презентация «Проектная и исследовательская деятельность как способ Формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Крючковой Веры Николаевны МДОУ Новокручининский дет.сад «Росток» Забайкальский край. На тему «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «В мире творчества» (нетрадиционные техники рисования)»
Образовательная программа «В мире творчества» * Образовательная область – художественно-эстетическая * Направление – формирование у детей художественно-творческих навыков * Срок реализации – 1 год * Возраст детей – 5-7 лет * Содержание программы – занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 – 30 минут. * Виды практической исследовательской деятельности детей: Учебно-теоретическая Учебно-практическая Творческая Культурно-просветительская
МДОУ Новокручининский дет.сад «Росток» ДОУ дет.сад «Росток» работает по основной программе «От рождения до школы». В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности. В группах оборудованы мини-лаборатории. К исследованию и творчеству есть большое количество увлекательных материалов и оборудования.
Актуальность программы Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности. Проблема развития творческой личности в дошкольном возрасте связана с детским экспериментированием. Если творчество – процесс создания нового, то исследование и экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучения свойств материалов и предметов. Изобразительная продуктивная деятельность, с использованием нетрадиционных изобразительных технологий, наиболее благоприятна для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Программа направлена на развитие мышления, логику, воображения, творчество ребенка. Исследования предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Знания, полученные во время проведения игр – экспериментов, запоминаются надолго.
Цели программы Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения. Развивать умения и навыки в свободной исследовательской деятельности с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализиро-вать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Создавать предпосылки формирования у практических и умственных действий. Формировать представления о свойствах бумаги, ткани, воска, пластилина и т.д., учить детей проводить опыты, исследования и эксперименты. Привитие интереса к изобразительному исскуству.
Задачи программы Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Способствовать развитию у воспитанников познавательной активности, любознательности, что ведет к получению знаний. Овладение детьми элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятель-ной деятельности детей. Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Методы и приемы в работе Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение). Наглядно – демонстрационный (показ нескольких способов изображения, оставляя за ребенком право выбора). Практический (опыт, исследование, рисование). Игровой . Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результата). Проблемно – поисковый метод. Опытно – экспериментальный. Анализ, подведение итогов. Поощрение за инициативность, исследование художественных материалов, нестандартное воплощение художественного образа.
Формы работы проектной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми. Фронтальная - подача учебного материала всему детскому коллективу. Индивидуальная – самостоятельная работа воспитанников с оказанием помощи педагога при возникновении затруднения. Групповая – дети самостоятельно выстраивают свою деятель-ность на основе принципа взаимозаменяемости, помогают друг другу, учитывают возможность каждого на конкретном этапе деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка.
Формы работы исследовательской деятельности Нетрадиционные занятия: занятие – исследование, занятие – лаборатория. Учебный эксперимент: планирование, проведение эксперимента, его обработка и анализ. Образовательные: поездки, экскурсии, занятия.
Структура образовательной программы Титульный лист Пояснительная записка Принципы и подходы к реализации программы Учебно – тематический план Содержание программы Планируемые результаты Календарно – тематическое планирование Диагностика образовательного результата Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Используемая литература.
Планирование образовательной работы (схема – таблица) месяц тема программное содержание техника
Предполагаемые результаты Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества. Принимать и сохранять учебную задачу. Научить детей использовать в изобразительно – продуктивной деятельности различные средства и способы рисования. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Сформировать практические навыки работы с бумагой, красками, гуашью, тканью, нитками, пластилином и т.д. Научить быть отзывчивыми и уметь приходить на помощь друг другу в исследовательской работе.
Перспективы развития Знание детьми основных жанров изобразительного искусства и их особенности; умение видеть своеобразие техники изображения. Участия в местных, городских, районных, всероссийских конкурсах детского творчества. Создание разновозрастных творческих групп. Образовательные поездки и экскурсии.