Публикация «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних как профилактика правонарушений среди подростков»
«Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних как профилактика правонарушений среди подростков».
Подготовила Кузнецова А. В.
Формирование законопослушного гражданина происходит постепенно, по мере складывания и развития личности. Одним из основных инструментов формирования законопослушного гражданина является воспитание. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», школа выстраивает работу по воспитанию законопослушного гражданина.
Школа формирует правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, создания правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьниками. Очевидно, что на уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении.
Рост правонарушений и преступности в обществе и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему каждое учебное заведение старается найти свой подход в этом направлении работы и использовать те методы, которые будут эффективны. Для достижения данной цели поставлены и решаются следующие задачи:
1. Воспитание у учащихся нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности (через серии классных часов, бесед, уроков обществознания и т.д.).
2. Профилактика и ликвидация педагогической и социальной запущенности (проведение семинаров, заседаний совета профилактики и т.д.)
3. Усиление роли семьи в социализации школьников, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности.
4. Координация деятельности всех участников образовательного процесса.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.
«Нельзя брать чужого», «недопустимо обижать слабого», «нужно слушать своих родителей», эти и другие правила и нормы с первого класса слышит ребенок из уст каждого преподавателя.
Рассмотрим процесс обучения, процесс формирования правосознания как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних. Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа данного возрастного этапа.
Перечисленные характеристики подросткового периода составляют ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правосознания именно в этом возрасте:
готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения;
актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов;
опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.
Теперь перейдем к описанию того, каким образом необходимо организовывать процесс обучения социально-гуманитарным дисциплинам, чтобы он обеспечивал формирование высокого уровня правосознания подростков.
Изучение основ социально-гуманитарных наук играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей.
Целью данной модели обучения является формирование высокого уровня правосознания подростков. На пути достижения генеральной цели можно выделить
три этапа: диагностико-мотивационный, практико-ориентированный и самопроектный.
Подготовительная работа педагога при реализации данной модели заключается в отборе и структурировании содержания обучения социально-гуманитарным дисциплинам. При этом необходимо обеспечивать направленность учебного материала на актуальные для подростков проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых подросткам наиболее свойственны нарушения различных правовых предписаний.
Целью первого – диагностико-мотивационного – этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков и формирование мотивации к овладению правовыми знаниями и умениями.
Задачи первого этапа:
– диагностика правосознания, имеющегося социального опыта и актуальных интересов подростков в правовой сфере;
– демонстрация значимости правовых знаний и умений, раскрытие личностных и социальных целей овладения правовыми знаниями;
– актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт.
Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей.
Анкетирование подростков дает возможность выявить знания учащихся и умения ими пользоваться; систему оценок и мнений по правовым вопросам, т.е. оценочных отношений к праву, практике его исполнения и применения; а также правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций.
Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей. При этом также отчасти решается задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права.
Цель второго – практико-ориентированного – этапа – формирование правовых знаний и умений применять их на практике.
На данном этапе решаются задачи:
– создание условий для овладения учащимися базовыми правовыми знаниями, для понимания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права, в том числе на примере конкретных жизненных ситуаций, свойственных данному возрасту;
– формирование умений применять усвоенные правовые знания в различных практических ситуациях; расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в правовых ситуациях, осуществлять выбор вариантов законопослушного поведения в моделируемых ситуациях;
– формирование положительного отношения к законопослушному поведению.
Подросткам очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать в реальных жизненных обстоятельствах. Поэтому на данном этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, поэтому формированию положительных правовых чувств в процессе усвоения знаний также уделяется внимание. Это предполагает разработку и применение дидактического инструментария, способствующего возникновению и многократному подтверждению положительных переживаний по поводу соблюдения правовых норм, вследствие чего соответствующие правовые чувства закрепляются в психике подростка, становясь частью его личности.
Третий – самопроектный – этап в качестве цели предполагает формирование у подростков готовности осуществлять самопроектирование законопослушного поведения (в моделируемых ситуациях).
В число задач этапа входят:
– формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях;
– формирование умений составлять программы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение сообразно правовым нормам.
На данном этапе используются приемы организации индивидуальной, парной и групповой работы. В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного поведения и упражнению в нем в рамках разыгрываемых правовых ситуаций складываются предметно‐рефлекторные отношения. В этом сложном процессе даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение подростков: сам подросток, каков он есть в действительности; подросток, каким он видит самого себя; подросток, каким он видится другим, и те же самые три позиции, но со стороны другого подростка. При этом у учащихся формируется умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развиваются навыки партнерства, формируется готовность к сотрудничеству.
Реализация данных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл этапов повторяется. С каждым новым учебным годом расширяется освоение содержания образования (согласно учебным планам) и усложняются методы работы, применяемые педагогами.
Результатом такого подхода к организации обучения социально‐гуманитарным дисциплинам будет высокий уровень правосознания подростков, выражающийся не в знании правовых норм, не в определенных чувствах по поводу тех или иных правовых явлений, а в слившихся воедино знаниях и чувствах, образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний.