Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Пояснительная записка к презентации
Общешкольное родительское собрание
«Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Цель: формирование у родителей положительной мотивации на участие в
профилактической работе ОУ.
Задачи:
повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних;
пополнение арсенала их знаний по вопросам профилактики правонарушений;
ознакомление с негативным влиянием социальных сетей на психику подростка.
«Роль семьи в профилактике правонарушений подростков".
PPTX / 2.08 Мб
Ход собрания.
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Социально-экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:
1. Подростки без должного почтения относятся к закону.
2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.
Поэтому, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних является актуальной.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности), вызывающее осуждение у педагогов, родителей;
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.
Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»? Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать «дорогой в четырнадцать шагов».
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации
Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он - закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком
Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку
Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок – уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.
Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
Шаг 13. Установите разумные границы контроля
Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, а только будет травмировать его.
Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему
Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Существует еще одна опасность для наших детей. Компьютер. А в нем социальные сети – такие соблазнительные и такие опасные.
О том, что социальные сети опасны для детей, написано и пишется не мало. У детей, выросших в социальных сетях, утрачиваются навыки межличностного общения, развивается синдром гиперактивности, отмечается подъем психотических проявлений, таких как бред, беспокойство, спутанность сознания, тревога, повышенная уязвимость, формируется ощущение безнаказанности, отсутствуют знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения и т.д. Часть информации, которую дети публикуют на своих страницах, может сделать их уязвимыми для киберугроз и интернет-похитителей.
Понятно, что нельзя полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же опасности настигнут ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире.
Если ребенок находится в социальной сети более 4 часов в день, он в два раза чаще страдает от депрессии, и в три раза от расстройства сна, нежели тот, кто проводит в социальных сетях ограниченное количество времени.
Что же делать? Научите детей правильно общаться в социальных сетях.
Девять правил для подростков в помощь родителям
1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.
2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.
3. Не трави других.
4. Травят тебя — закрывай аккаунт.
5. Не рассказывай о себе незнакомцам.
6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече.
7. Троллинг — не повод для нервных потрясений.
8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.
9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.
Более подробные советы опубликованы в буклетах, которые вы можете взять после собрания.
Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами.
Это значит, что дети нуждаются в любви и внимании взрослых, больше, чем когда-либо!
Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях. Дайте им понять, что вы вместе с ними постараетесь найти удачный выход из сложившейся ситуации, если она возникнет.
Установите собственные правила пользования Интернетом у вас дома. В них должно быть указано, могут ли дети использовать сайты социальных сетей и каким образом.
Проследите за тем, чтобы дети соблюдали возрастные ограничения на сайте. Не разрешайте пользоваться сайтами социальных сетей детям, не достигшим 13-летнего возраста.
Научитесь пользоваться сайтом. Узнайте, существует ли на сайте контроль над публикуемым содержимым, установите его при необходимости, периодически просматривайте страницу вашего ребенка.
Настаивайте на том, чтобы дети никогда лично не встречались с тем, с кем они общались только по Интернету, и попросите их общаться только с теми, кого они знают лично. Иногда бывает недостаточно просто сказать детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми.
Проследите за тем, чтобы ваши дети не указывали свои полные имена. Не разрешайте им публиковать полные имена своих друзей.
Опасайтесь наличия в профиле ребенка информации, по которой можно идентифицировать его личность. В противном случае, ваши дети могут подвергаться киберугрозам, атакам со стороны интернет-преступников, интернет-мошенников или краже личных данных. Будьте бдительны, если дети разглашают эту и другую информацию, которую можно использовать для их идентификации, например школьный талисман, рабочие места и название города проживания.
Посоветуйте выбрать сайт, который не столь широко используется. Некоторые сайты позволяют обеспечить защиту с помощью пароля или другими способами, чтобы ограничить круг посетителей, разрешив его только тем лицам, которых знает ребенок.
Следите за деталями на фотографиях. Попросите детей не публиковать фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде, которые могут раскрывать много личной информации.
Предостерегите своего ребенка относительно выражения собственных эмоций перед незнакомцами. Объясните детям, что многое из публикуемого сможет прочесть любой пользователь, имеющий доступ в Интернет, а также, что похитители часто ищут эмоционально уязвимых детей.
Расскажите детям об интернет-угрозах. Если у них возникнет ощущение, что им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, учителю или другому взрослому человеку, которому они доверяют.
Удаление страницы. Если ваши дети откажутся следовать установленным правилам, которые предназначены для их безопасности и вы безуспешно пытались их убедить следовать им, то вы можете обратиться на сайт социальной сети, который использует ваш ребенок, и попросить удалить его страницу. Можно также обратить внимание на средства фильтрации интернет-содержимого.
Родителям о профилактике правонарушений среди подростков
Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами.
Это значит, что дети нуждаются в любви взрослых, больше, чем когда-либо!
Для старшего подросткового возраста характерны:
- повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества,
- романтическая влюбленность;
- начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования.
На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п.
Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи и общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:
1. Подростки без должного почтения относятся к закону.
2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.
Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:
- демонстративный протест против старших;
- желание показать свою незаурядность;
- любопытство, желание испытать неизведанное;
- стремление забыться, отключиться от неприятностей;
- поиск новых развлечений;
- не отстать от компании.
Советы родителям:
1. Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.
7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.
10. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.
11. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.
Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
12. Нельзя в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй.
Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
13. Разъясните своему сыну или дочери то, что с 14 и с 16 лет они несут административную и уголовную ответственность за совершенные правонарушения.
ПАМЯТКА
Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом
сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и
повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи
обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная
криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности
втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками,
созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация
молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального
равновесия и благополучия.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой
основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы
постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения
преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений
несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической
работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.
Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности
несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с
обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с
динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими
и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и
нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во
время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам,
наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных
потребностей и аномального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей,
неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов
поведения и т.п. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они
стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют,
пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как
учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является
неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной
позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей
степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее
показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон,
утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и
т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания
взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в
их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество
трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность
действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться
эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других
- аморальные действия, недисциплинированность.
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте,
который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает
период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие
годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе, накладывают отпечаток на то,
насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения,
которые происходят с ним в этот период, как будет решена социальная задача "вхождения" его в
мир взрослых, определение своего места в микро социальном окружении, характерных для этого
периода.
Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести,
долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к
другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества,
которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища
ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна
потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают
возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального
контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование
личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое
место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние
неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень
вероятности антиобщественного поведения.
Особенности личности трудновоспитуемого подростка.
Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления,
потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки
или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные
устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский
характер.
Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых
умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения. Они
имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо по причине снижения мотивации к учёбе.
Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или
отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило,
бездельничают, поэтому домашнее задания не выполняют и как результат постепенно
утрачивается вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии
(в общей школьной успешности) они значительно отстают от своих сверстников.
Такие подростки, как правило, не отличаются трудолюбием, умением преодолевать трудности
и доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с
удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. В ситуациях, когда учитель по отдельным
учебным предметам у трудновоспитуемого подростка становится авторитетом, он может под его
руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого
труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.
У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения,
то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно
планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. Завоевывать
авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей,
дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки,
совершения хулиганских поступков.
Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого
трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной
деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать
почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива, найти в каждом
трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид
деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в
своих силах, заслужить уважение одноклассников, педагога, родителей.
Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?
Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Мы считаем, что родители могут помочь профилактике правонарушений. Начнём с установления моральных норм в семье. Можно с точностью утверждать, что главной гарантией хорошего поведения подростка является любовь и уважение между родителями и детьми. Но даже на самых «хороших» детей и родителей влияет их окружение. Лучше всего воспитать у своих детей высоконравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются гуманистических и высших социальных принципов. Если родители не проявляют ясно и четко свою позицию в жизни, то это негативно отражается на их детях. Примером такого явления могут служить интеллигентные родители, не замечающие грубости своего ребенка.
Когда мама, учитывая все потребности своего младенца, постепенно приучает его к регулярному
кормлению, она тем самым приучает его к порядку вообще и в частности к тому, что малыш
начинает считаться с режимом всех членов семьи.
Если мама в первые два года жизни ребенка подчинит все свое существование его капризам, то
она может сформировать у него чувство эгоизма, из-за которого он будет страдать всю жизнь.
Можно позволить годовалому ребенку иногда осторожно играть с ложкой за столом, но надо
категорически запрещать ему бросать эту ложку на пол или дергать мать за волосы, кусаться из-за
того, что она не разрешает ему те или иные действия.
Двухлетнему ребенку можно позволить изредка подраться со своим ровесником из-за игрушки, но
если он всегда выхватывает игрушки у других детей, то считаю необходимым вмешиваться,
объяснив ребенку его неправильные требования. К трем-четырем годам жизни малыша мы
советуем учить детей добродетели по отношению к взрослым, своим примером показывать
желание быть внимательным человеком ко всем людям.
В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами,
потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его
людей.
В пяти-шестилетнем возрасте ребенок должен посильно, но уже всерьез помогать в домашнем
хозяйстве, быть вежливым со взрослыми, общительным с детьми.
Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами
общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время можно
рекомендовать родителям четко формулировать ребенку свои принципы и учить отстаивать свою
точку зрения в спорных ситуациях, не прибегая к физической силе, а также формировать и
развивать у детей в таком возрасте ценности ведения здорового образа жизни.
В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у
них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским
требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей.
Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим
ребенком.
Мы убеждены в том, что «бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а
выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или
недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители искренне
любят их и принимают своих детей такими, какие они есть, а также готовы поддержать и найти
совместный выход из любой жизненной ситуации.__