Доклад «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта»
Семинар по теме: «Наставничество в спорте как профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Доклад: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта»
Подготовила
социальный педагог: Борисова Н.И.
Говорят, что в последнее время в России растет подростковая преступность.
А как обстоят дела в Чеховском районе?
Статистические исследования по совершаемым преступлениям подростками проводятся каждый год, и, согласно этим данным, особого роста в этом 2020 году не наблюдается.
Какие преступления совершают подростки?
В основном совершаются кражи. Но плохо то, что в последнее время отмечается рост групповой преступности. Еще несколько лет назад показатель преступности одиночек и групповых преступлений был на одном уровне. Сейчас дети все чаще собираются в «стаи».
Как обстоит дело с подростковой наркоманией?
По ощущениям людей – наметился некий спад, перестали собираться компании в подъездах, исчезли шприцы и другие атрибуты употребления.
Есть ли угроза распространения наркотиков в школах?
Могу с уверенностью заявить, что на территории Чеховского района такого нет!
Какое отношение спорт имеет к подростковой преступности?
Для справки, в гимназии обучается 1500 учащихся, 51 класс, из них на ВШУ стоит 1 человек, а в прошлом году стояло 14. Индивидуально-профилактическая работа дает свои положительные результаты. И не маловажную роль в профилактике правонарушений и безнадзорности играет спорт.
Во-первых, вовлечение в спортивные мероприятия и секции приучает подростков к дисциплине, правилам поведения, прививает умение общаться и находиться в коллективе, тем самым отучает их от негативного влияния улицы.
Во-вторых, происходит формирование гармонично-развитой личности на основе личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с учетом их интересов способностей и уровня физической подготовленности, что является основой образовательного процесса, способствует профилактике правонарушений, асоциального поведения и формированию ЗОЖ.
В-третьих, разработана и успешно функционирует система поощрения за достижения во внеурочной деятельности. По итогам участия в общешкольных, городских и областных спортивных мероприятиях учащиеся получают благодарность, грамоты.
В-четвертых, с информационной целью в школе постоянно функционирует школьный сайт и инстаграм, где наглядно представлены фрагменты соревнований, фото детей, достигших определенных успехов в спорте. Массовая информация способствует повышению самооценки детей, формирует желание возможных достижений у других, более слабых учеников.
Дети группы риска, как правило, считают, что они могут многое, но столкнувшись с ежедневными тренировками, начинают понимать, что спортивные достижения легко не даются – они требуют много сил и времени. Здесь и пригодилось наставничество. Старшие ребята дисциплинируют младших, помогают в тренировках и своим личным примером мотивируют к дисциплине, создавая ситуацию успеха на занятиях физкультурой и спортом. У такого ученика формируется заинтересованность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, что опять же является профилактикой отклоняющегося и асоциального поведения учащихся, отвлечением их от улицы, меняет их окружение.
Наставником является и педагог, который поддерживает тесную связь с классными руководителями детей группы риска, которые постоянно отслеживают посещение детьми учебных занятий. Это довольно сложная работа, требующая от педагога большого педагогического мастерства, времени и усилий, но надо отдать должное всему педагогическому составу школы – все дети группы риска находятся под постоянным контролем со стороны всех педагогов, классных руководителей. Если ребенок, отнесенный к группе риска, постоянно посещает учебные занятия, то и учителям физкультуры легче привлечь его к занятиям в спортивном объединении школы. И такой ученик, показывающий определенный результаты и постоянно занимающийся в спортивном кружке в школе, уже начинает задаваться определенной целью занятий и в других спортивных секциях вне школы.
Жизненный опыт показывает, что физическая культура и спорт, являясь превентивными средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику не только различных заболеваний и вредных привычек, но и асоциального поведения молодежи, вследствие чего - снижать уровень преступности среди подростков.