Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Формулы сокращённого умножения»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе.
Тема урока: «Формулы сокращённого умножения».
Учитель: Григорьева Любовь Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» п.Спирово Тверской области
Урок алгебры в 7 классе.
Тема урока: «Формулы сокращённого умножения».
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Методы: диалог, словесно-наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа.
Цель: закрепление, углубление и коррекция знаний и умений по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
-повторить формулы сокращённого умножения;
-закрепить знания формул и их применение при упрощении выражений;
Развивающие:
-развивать творческую деятельность учащихся;
Воспитательные:
-создавать условия для включения каждого ученика в учебно-познавательную деятельность;
-воспитывать интерес к математике.
Технология реализации: дифференцированное обучение.
Оборудование урока:
компьютер;
мультимедиа-проектор;
экран;
компьютерная презентация.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы, постановка цели урока, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску. СЛАЙДЫ 1 и 2. Мы с вами попали в мир формул, математических выражений. Как вы думаете, чему посвящён сегодняшний урок?
Правильно, сегодня на уроке мы будем повторять одну из важных тем алгебры: «Формулы сокращённого умножения». Формулы сокращённого умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Значит, эти формулы надо знать хорошо.
А вы знаете, где их применяют?
СЛАЙД 3. Девизом нашего урока будет высказывание великого математика С.В.Ковалевской: «У математики существует свой язык-это формулы».
3.Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
А теперь давайте вспомним эти формулы. СЛАЙД 4.
На экране записаны формулы, у каждой свой номер. Прочитайте левую часть формул, поставьте ей в соответствие правую часть и запишите номер этой формулы.
Проверим полученное число.
Формулы являются математическими утверждениями.
Назовите способы формулировки математических утверждений. СЛАЙД 5.
4.Обобщение и закрепление знаний. Устная работа. Применение формул в нестандартных ситуациях.
СЛАЙД 6. Подберите заданию верный ответ, запишите ему соответствующую букву. Прочтите получившееся слово. СЛАЙД 7.
Заполните пропуски, чтобы получились верные равенства. СЛАЙД 8. Задание проверяется с помощью СЛАЙДА 9.
Расшифруйте фамилию ученого. СЛАЙД 10.
Что вы знаете о нём?
СЛАЙД 11. ЕВКЛИД. Древнегреческий математик. Главный труд «Начала» (1482 г.).
Оказал огромное влияние на развитие математики. Геометрически изобразил формулу:
(а + b)² = а² + 2аb + b².
Давайте и мы попробуем геометрически изобразить эту формулу. СЛАЙД12.
6. Расширение знаний по формулам сокращённого умножения.
А можно ли аналогично вывести формулу (а + b + с )² ?
Ученик выводит формулу у доски. Решение проверяется с помощью СЛАЙДА 13.
Делается вывод о трёх способах формулировки математических утверждений. СЛАЙД 14.
7.Решение задач.
СЛАЙД 15. Решить задачу (у доски).
Сторона первого квадрата на 2см больше стороны второго квадрата,
а площадь первого квадрата на 48см2 больше площади второго. Найдите стороны квадратов.
8.Применение знаний в новой ситуации.
СЛАЙДЫ 16 и 17. Игра «Угадайка».
Задумайте число (до 10);
Умножьте его на себя;
Прибавьте к результату задуманное число;
Прибавьте к полученной сумме 1;
Прибавьте к результату задуманное число.
9.Самоконтроль и контроль учебной деятельности.
Самостоятельная работа. (Записана на доске. Учащиеся выполняют дифференцированный тест, самостоятельно выбирают свой уровень знаний).
СЛАЙД 18.
Тест 1 (на оценку “3”)
Раскрыть скобки: (х – 5у)2
а) х2 – 10хy + 25у2
б) х2 – 5ху + 25у2
в) х2 – 25у2
г) х2 – 10хy – 25у2
Упростить выражение: (а + 3в)(3в – а)
а) 9в2 + а2
б) 9в2 – а2
в) а2 – 9в2
г) а2 – 6ав + 9в2
Разложить на множители: 4х2 – 64у2
а) (4х – 64у)(4х + 64у)
б) (8у – 2х)(8у + 2х)
в) (2х – 8у)(2х + 8у)
г) разложить нельзя
Упростить выражение: (а – 5)(а2 + 5а + 25)
а) а3 – а2 + 25
б) а3 – 125
в) а3 + 125
г) а3 + а2 + 25
Тест 2 (на оценку “4”)
Упростить выражение: 6а + (4а – 3)2
а) 16а2 + 30а + 9
б) 16а2 – 18а + 9
в) 16а2 – 30а + 9
г) 16а2 + 18а + 9
Упростить выражение: (а + 0,3в)(0,3в – а)
а) 0,9в2 – а2
б) 0,09в2 – а2
в) 0,09в2 + а2
г) а2 – 0,09в2
Упростить выражение: (а – 0,3)(а2 + 0,3а + 0,09)
а) а3 – 0,27
б) а3 – 0,027
в) а3 + 0,27
г) а3 + 0,027
Тест 3 (на оценку “5”)
Найти число С.
а) 4
б) – 4
в) 2
г) – 2
Упростить выражение: (3х – 2)(3х + 2) – (1 + х)(х – 1)
а) 8х2 – 3
б) 8х2 + 3
в) 9х2 – 3
г) 8х2 – 5
Разложить на множители: 0,008х6 – 27у3
а) (0,2х2 – 3у)(0,2х2 + 3у)
б) (0,2х2 – 3у)(0,04х + 0,6х2у + 9у2)
в) (3у – 0,2х2)(0,04х + 0,6х2у + 9у2)
г) (0,2х2 + 3у)(0,04х – 0,6х2у + 9у2)
Решить уравнение: (х – 5)2 = 5х2 – (2х – 1)(2х + 1)
Дополнительное задание: ((((а-b)2+2ab)2-2a2b2)2-2ab)2-a16-b16
Решение самостоятельной работы проверяется с помощью СЛАЙДА 19.
10.Информация о домашнем задании.
СЛАЙД 20.
Составить своё задание, связанное с формулами сокращённого умножения
с.146 «Проверь себя»
11.Подведение итогов урока. Рефлексия.
СЛАЙД 21.
Что нового узнали?
Какой этап был самый интересный?
Какой этап самый сложный?
Определите своё настроение на уроке.
Спасибо за урок, всё получилось.
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1448304761.ppt (Алгебра-7кл.)