12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кольмай Надежда Ивановна380
Учитель начальных классов в сельской местности. Образование высшее, Новосибирский государственный педагогический университет. Стаж работы 29 лет.
Россия, Новосибирская обл., д. Новониколаевка
0

Технологическая карта урока Тема:Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»2 класс ФГОС



Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Учитель: Кольмай Надежда Ивановна

Тема: Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»

Цель урока: развитие и обогащение речи учащихся на основе анализа сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»

Задачи:

Образовательная: совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения.

Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного  чтения, рассуждать о прочитанном.

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра  и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.

Формируемые УУД:

-предметные выборочное чтение в соответствии с задачей чтения и под руководством учителя, определение героев сказки, их характеристика, понимание главной мысли произведения, составление синквейна;

-метапредметные

познавательные: понимание читаемого, фиксирование читаемого в виде таблицы, использование приемов анализа и синтеза, сравнение эпизода литературного произведения с музыкальным фрагментом, с пословицами и поговорками, проявление индивидуальных творческих способностей при составлении синквейна;

регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу, принимать учебную задачу урока, оценивать результаты своих действий, анализировать причины успеха/ неуспеха;

коммуникативные: проявлять активность, строить диалог в группе, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, принимать и сохранять цель деятельности малой группы, участвовать в распределении функций и ролей совместной деятельности;

-личностные различать морально нравственные нормы, фиксировать чувства и эмоции, проявлять позитивные чувства при чтении произведения классика, допускать существование других точек зрения, включаться в литературную деятельность на уроке.

Используемые современные образовательные технологии

технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.

Используемые ресурсы:

учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки. 



Этапы

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный этап

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок нам всем принесет радость общения друг с другом

Инсценировка фрагмента сказки «Бегство посуды»

На экране видеофрагмент из мультфильма «Федорино горе» марш убегающей посуды. Дети подыгрывают на шумовых инструментах.

Входит Федора, поет песню посуде:

Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои…

Инценирование фрагмента сказки « Федорино горе»

Внимательно слушают учителя.

Смотрят и слушают фрагмент сказки.

Подыгрывают на шумовых инструментах.




Инсценируют фрагмент сказки.

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроке, проявлять доброжелательность по отношению к другим.

Личностные: проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям писателей-классиков, включаться в литературоведческую деятельность на уроке.

Определение темы, проблемы урока


Постановка проблемной ситуации

Определение темы, проблемы, цели, задач урока


Ребята, вы узнали, в какую сказку мы попали? Кто автор? А как зовут нашу гостью?

Итак, определите тему урока

«К.И.Чуковский «Федорино горе».

Что случилось с Федорой? Почему она плачет? Как ей помочь?

Хорошо, вернем, а завтра она опять убежит от хозяйки. Что же делать? Перед нами проблема. Какие задачи мы должны выполнить? Попробуем составить план действий. Народная мудрость гласит: «Сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Итак, цель: определить, чему учит сказка. Задачи: вспомнить содержание, дать характеристики героям, оценить их поступки, определить главную мысль произведения. Работа предстоит большая.

Называют гостью урока, автора.

Определяют тему урока, проблему, цели и задачи.




Составляют план действий. (Вернуть посуду)

(Вспомнить сказку, понять, что стало причиной этой проблемы, подумать, как избежать повторения этой ситуации не только в сказке, но и в жизни).

Регулятивные: формулировать тему, цель, задачи, проблему урока, планировать деятельность, определять круг неизвестного,

Личностные: выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свое мнение спокойно


Актуализация знаний

Цель: вспомнить содержание. Озаглавливание рисунков, выборочное чтение, самооценка, взаимооценка.


Ребята, дома вы рисовали рисунки к сказке. Сейчас они на экране. Определите, что это за фрагмент. Какое название к нему можно подобрать. Найдите в тексте и выразительно прочитайте отрывок. Так как это было ваше домашнее задание, вы получите оценку. Оценивается правильность и выразительность чтение, постарайтесь передать настроение автора.

Приготовьте светофоры для взаимооценки.

Контролировать правильность подбора отрывка, выразительность чтения, оценивание

Определяют фрагмент сказки по рисункам детей.

Подбирают название.


Находят отрывок в тексте и выразительно читают.



Оценивают правильность и выразительность чтения.



Оценивают при помощи светофора.

Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора.

Физкультминутка

Здоровьесбережение

Гимнастика туловища


 «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

(надули животики, одну руку поставили на пояс)

Очень важный, как начальник

(другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки

(садятся руки на поясе)

Очень крупные бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

( кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются,

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке

( потянулись, сомкнуть руки над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Выполняют ритмические движения со словами.

Личностные: пользоваться основными приемами сбережения осанки и зрения, делать гимнастику туловища, следить за своим состоянием усталости.



Работа в группах Контроль, консультирование.


Берись дружно – не будет грузно. Следуя этой пословице, трудную работу сделаем дружно, в группах. Предлагаю разделиться на группы, назначим руководителей. Руководитель внутри группы определяет, кто за что отвечает, распределяет роли: чтец читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем. Вспомнить правила работы.

не говорить всем сразу;

всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

не спорить зря, а доказывать, объяснять;

стараться понять друг друга;

Сегодня нам будут помогать шляпы мышления.

«Белая шляпа»

Задание: соотнести героя и реплику, выразительно прочитать, ответить на вопрос, почему убежала посуда?

«Черная шляпа»

Задание: подобрать синонимы, какая Федора была в начале сказки. Составить синквейн.

«Красная шляпа»

Задание: соотнести героя и реплику, почему посуда вернулась?

«Желтая шляпа»

Задание: подобрать синонимы, какая Федора стала в конце сказки. Составить синквейн. Что заставило Федору измениться?

«Синяя шляпа»

Задание: подобрать пословицы и поговорки к сказке. Сделать вывод, какова главная мысль сказки.


Рабата в малой группе, распределение ролей.

Работают в группе.











Повторяют правила работы в группе.







Игра « Шляпы». Выполняют задания к шляпам.



















Делают вывод.

Предметные: приводить примеры поступков в соответствии с качествами героев; употреблять пословицы и поговорки на заданную тему; рассуждать о нравственных категориях, предлагать свои варианты решения нравственных дилемм, составлять собственные высказывания на основе чтения, определять героев, характеризовать их,

Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельности, определять причины неудач или успеха,

Познавательные: пользоваться приемами анализа и синтеза при изучении литературных текстов с опорой на вопросы учителя, понимать читаемое, интерпретировать смысл, строить рассуждение по теме урока, проявлять индивидуальные творческие способности при составлении синквейна,

Коммуникативные: проявлять активность, стремление высказываться, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога

Личностные: проявлять доброжелательность при работе в группе, строить морально- этическое суждение о поступке персонажа, делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности

Представление результатов работы групп, оценивание работы.

Самооценка, взаимооценка, обобщение


Выступление групп, оценка.

Критерии:

-справились с заданием

-выполнили вовремя

-понятно представили.

Оценивание групп:

-карточка с зеленым кружком, если все верно, понятно

-карточка с желтым кружком, есть вопросы

-карточка с красным кружком, не справились

Подвести итог работы групп, выводы. Подвести учащихся к формулировке выводов.

Выступают группы, оценивают.












Подводят итоги работы в группе.

Коммуникативные: оценивать достижения сверстников по выработанным критериям, оценивать поступки героев.

Личностные: пользоваться приемами самооценки и взаимооценки

Итог урока

Ребята, вот бабушка Федора. Что вы заметили? (Она изменилась). Какая она стала?

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок мы вынесли, как поняли главную мысль? Выразите главную мысль пословицей. Какие советы вы могли бы дать Федоре, друг другу и себе, чтобы такой истории не произошло ни в сказке, ни в жизни.

Подвести учащихся к формулировке выводов, корректировка ответов учащихся.


Ответы детей на вопросы учителя. (Она изменилась).

Формулировка выводов.

Называют главную мысль сказки.


Формулируют советы Федоре.


Предметные: понимать, позицию какого героя поддерживает автор, осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли

Коммуникативные: оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: различать морально- нравственные нормы, предлагать варианты решения морально- нравственных норм.

Домашнее задание Комментирование домашнего задания

Выучить наизусть отрывок по выбору

Развивать индивидуальные творческие способности


У нас осталась зеленая шляпа – творчества. Предлагаю примерить ее дома. Домашнее задание по выбору: выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть;

составить кроссворд по сказке «Федорино горе»;

составить тест

Обращение к выставке книг

А хотелось бы вам прочитать другие произведения К.И.Чуковского? Сказки этого автора очень любят дети, и, открою вам секрет, даже взрослые. А почему? Они добрые, поучительные, веселые, легко читаются.

Записывают домашнее задание.


Самостоятельная работа


Выполнение теста с последующей самостоятельной проверкой и самооценкой.

Индивидуальная самостоятельная работа

Выполняют тест

(самостоятельно)

Регулятивные: саморегуляция, принимать и сохранять цель деятельности.

Контроль


Рефлексия

Ребята, мы сегодня достигли цели? Выполнили то, что планировали? Чему научились?

Диалог с учащимися


Высказывают свою точку зрения.


Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.