Технологическая карта урока чтения во 2 классе «Корней Иванович Чуковский "Федорино горе"»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Учитель: Кольмай Надежда Ивановна
Тема: Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»
Цель урока: развитие и обогащение речи учащихся на основе анализа сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»
Задачи:
Образовательная: совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения.
Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Формируемые УУД:
-предметные выборочное чтение в соответствии с задачей чтения и под руководством учителя, определение героев сказки, их характеристика, понимание главной мысли произведения, составление синквейна;
-метапредметные
познавательные: понимание читаемого, фиксирование читаемого в виде таблицы, использование приемов анализа и синтеза, сравнение эпизода литературного произведения с музыкальным фрагментом, с пословицами и поговорками, проявление индивидуальных творческих способностей при составлении синквейна;
регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу, принимать учебную задачу урока, оценивать результаты своих действий, анализировать причины успеха/ неуспеха;
коммуникативные: проявлять активность, строить диалог в группе, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, принимать и сохранять цель деятельности малой группы, участвовать в распределении функций и ролей совместной деятельности;
-личностные различать морально нравственные нормы, фиксировать чувства и эмоции, проявлять позитивные чувства при чтении произведения классика, допускать существование других точек зрения, включаться в литературную деятельность на уроке.
Используемые современные образовательные технологии
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.
Используемые ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки.
Этапы Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап | Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок нам всем принесет радость общения друг с другом Инсценировка фрагмента сказки «Бегство посуды» На экране видеофрагмент из мультфильма «Федорино горе» марш убегающей посуды. Дети подыгрывают на шумовых инструментах. Входит Федора, поет песню посуде: Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои… Инценирование фрагмента сказки « Федорино горе» | Внимательно слушают учителя. Смотрят и слушают фрагмент сказки. Подыгрывают на шумовых инструментах. Инсценируют фрагмент сказки. | Регулятивные: саморегуляция Личностные: знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроке, проявлять доброжелательность по отношению к другим. Личностные: проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям писателей-классиков, включаться в литературоведческую деятельность на уроке. |
Определение темы, проблемы урока Постановка проблемной ситуации Определение темы, проблемы, цели, задач урока | Ребята, вы узнали, в какую сказку мы попали? Кто автор? А как зовут нашу гостью? Итак, определите тему урока «К.И.Чуковский «Федорино горе». Что случилось с Федорой? Почему она плачет? Как ей помочь? Хорошо, вернем, а завтра она опять убежит от хозяйки. Что же делать? Перед нами проблема. Какие задачи мы должны выполнить? Попробуем составить план действий. Народная мудрость гласит: «Сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Итак, цель: определить, чему учит сказка. Задачи: вспомнить содержание, дать характеристики героям, оценить их поступки, определить главную мысль произведения. Работа предстоит большая. | Называют гостью урока, автора. Определяют тему урока, проблему, цели и задачи. Составляют план действий. (Вернуть посуду) (Вспомнить сказку, понять, что стало причиной этой проблемы, подумать, как избежать повторения этой ситуации не только в сказке, но и в жизни). | Регулятивные: формулировать тему, цель, задачи, проблему урока, планировать деятельность, определять круг неизвестного, Личностные: выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свое мнение спокойно |
Актуализация знаний Цель: вспомнить содержание. Озаглавливание рисунков, выборочное чтение, самооценка, взаимооценка. | Ребята, дома вы рисовали рисунки к сказке. Сейчас они на экране. Определите, что это за фрагмент. Какое название к нему можно подобрать. Найдите в тексте и выразительно прочитайте отрывок. Так как это было ваше домашнее задание, вы получите оценку. Оценивается правильность и выразительность чтение, постарайтесь передать настроение автора. Приготовьте светофоры для взаимооценки. Контролировать правильность подбора отрывка, выразительность чтения, оценивание | Определяют фрагмент сказки по рисункам детей. Подбирают название. Находят отрывок в тексте и выразительно читают. Оценивают правильность и выразительность чтения. Оценивают при помощи светофора. | Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора. |
Физкультминутка Здоровьесбережение Гимнастика туловища | «Посуда» Вот большой стеклянный чайник (надули животики, одну руку поставили на пояс) Очень важный, как начальник (другую изогнули) Вот фарфоровые чашки (садятся руки на поясе) Очень крупные бедняжки Вот фарфоровые блюдца, ( кружатся, рисуя руками круг) Только стукни – разобьются, Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке ( потянулись, сомкнуть руки над головой) Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. | Выполняют ритмические движения со словами. | Личностные: пользоваться основными приемами сбережения осанки и зрения, делать гимнастику туловища, следить за своим состоянием усталости. |
Работа в группах Контроль, консультирование. | Берись дружно – не будет грузно. Следуя этой пословице, трудную работу сделаем дружно, в группах. Предлагаю разделиться на группы, назначим руководителей. Руководитель внутри группы определяет, кто за что отвечает, распределяет роли: чтец читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем. Вспомнить правила работы. не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего (учителя или ученика); не спорить зря, а доказывать, объяснять; стараться понять друг друга; Сегодня нам будут помогать шляпы мышления. «Белая шляпа» Задание: соотнести героя и реплику, выразительно прочитать, ответить на вопрос, почему убежала посуда? «Черная шляпа» Задание: подобрать синонимы, какая Федора была в начале сказки. Составить синквейн. «Красная шляпа» Задание: соотнести героя и реплику, почему посуда вернулась? «Желтая шляпа» Задание: подобрать синонимы, какая Федора стала в конце сказки. Составить синквейн. Что заставило Федору измениться? «Синяя шляпа» Задание: подобрать пословицы и поговорки к сказке. Сделать вывод, какова главная мысль сказки. Рабата в малой группе, распределение ролей. | Работают в группе. Повторяют правила работы в группе. Игра « Шляпы». Выполняют задания к шляпам. Делают вывод. | Предметные: приводить примеры поступков в соответствии с качествами героев; употреблять пословицы и поговорки на заданную тему; рассуждать о нравственных категориях, предлагать свои варианты решения нравственных дилемм, составлять собственные высказывания на основе чтения, определять героев, характеризовать их, Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельности, определять причины неудач или успеха, Познавательные: пользоваться приемами анализа и синтеза при изучении литературных текстов с опорой на вопросы учителя, понимать читаемое, интерпретировать смысл, строить рассуждение по теме урока, проявлять индивидуальные творческие способности при составлении синквейна, Коммуникативные: проявлять активность, стремление высказываться, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога Личностные: проявлять доброжелательность при работе в группе, строить морально- этическое суждение о поступке персонажа, делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности |
Представление результатов работы групп, оценивание работы. Самооценка, взаимооценка, обобщение | Выступление групп, оценка. Критерии: -справились с заданием -выполнили вовремя -понятно представили. Оценивание групп: -карточка с зеленым кружком, если все верно, понятно -карточка с желтым кружком, есть вопросы -карточка с красным кружком, не справились Подвести итог работы групп, выводы. Подвести учащихся к формулировке выводов. | Выступают группы, оценивают. Подводят итоги работы в группе. | Коммуникативные: оценивать достижения сверстников по выработанным критериям, оценивать поступки героев. Личностные: пользоваться приемами самооценки и взаимооценки |
Итог урока | Ребята, вот бабушка Федора. Что вы заметили? (Она изменилась). Какая она стала? Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок мы вынесли, как поняли главную мысль? Выразите главную мысль пословицей. Какие советы вы могли бы дать Федоре, друг другу и себе, чтобы такой истории не произошло ни в сказке, ни в жизни. Подвести учащихся к формулировке выводов, корректировка ответов учащихся. | Ответы детей на вопросы учителя. (Она изменилась). Формулировка выводов. Называют главную мысль сказки. Формулируют советы Федоре. | Предметные: понимать, позицию какого героя поддерживает автор, осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли Коммуникативные: оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения. Личностные: различать морально- нравственные нормы, предлагать варианты решения морально- нравственных норм. |
Домашнее задание Комментирование домашнего задания Выучить наизусть отрывок по выбору Развивать индивидуальные творческие способности | У нас осталась зеленая шляпа – творчества. Предлагаю примерить ее дома. Домашнее задание по выбору: выучить понравившийся отрывок из сказки наизусть; составить кроссворд по сказке «Федорино горе»; составить тест Обращение к выставке книг А хотелось бы вам прочитать другие произведения К.И.Чуковского? Сказки этого автора очень любят дети, и, открою вам секрет, даже взрослые. А почему? Они добрые, поучительные, веселые, легко читаются. | Записывают домашнее задание. | |
Самостоятельная работа | Выполнение теста с последующей самостоятельной проверкой и самооценкой. Индивидуальная самостоятельная работа | Выполняют тест (самостоятельно) | Регулятивные: саморегуляция, принимать и сохранять цель деятельности. |
Контроль | |||
Рефлексия | Ребята, мы сегодня достигли цели? Выполнили то, что планировали? Чему научились? Диалог с учащимися | Высказывают свою точку зрения. | Познавательные: понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок как части культуры, главной мысли. |