12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна2728
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

УМК «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1455098039.pptx (К.И.Чуковский)

 

Корней Иванович Чуковский «Путаница»

Цель

познакомить с биографией и творчеством К.И.Чуковского

Задачи

пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе;

учить понимать идею произведения;

развивать умение оценивать поступки героев;

способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки

Планируемые результаты

Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности.

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник «Родная речь» для 2 класса – М.: Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Методическое пособие «Уроки литературного чтения»

Презентация, мультимедийный проектор

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Педагогические приемы, методы, технологии

1.Организационный

Я знаю, что вы очень любите сказки. В них много волшебного и таинственного.

У нас сегодня тоже появились странные слова. (Слайд № 2). Помогите мне их расшифровать.

Разгадывают слова, вставляя пропущенные гласные.

Проблемная ситуация мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу.

2. Постановка цели

Знакомы ли вам эти слова? Скажите, пожалуйста, о каком детском писателе мы будем говорить на уроке?

Это все герои произведений Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем знакомиться с его творчеством.

Анализ ситуации развивает умение определять тему урока.

3. Актуализация знаний

(Слайд № 3)

Хорошие книжки писал дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать веселые эти.

- А кто такой дед Корней?

- Что вы о нем знаете?

- От кого вы узнали о писателе?

Так, наверное, называют Чуковского.

Он написал много поучительных детских книг. Некоторые сказки нам читали мамы.

Диалог подводит к восприятию биографии писателя.

4. Знакомство с биографией писателя

Родился Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошел учиться в гимназию, но из 5 класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Занимался самообразованием, изучил английский язык. (Слайд № 4).

- Как вы понимаете «низкое происхождение»?

Чуковский известен как поэт, публицист, критик, переводчик, литературовед, сказочник.

(Слайд № 5).

- Знаете ли вы, что делает публицист и критик?

Первая его сказка «Крокодил», которую он сочинил для своего больного сынишки, чтобы как-то развлечь его, получилась случайно. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Тут Корней Иванович начал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил».

(Слайд № 6).

Чуковский приобрел известность в качестве детского писателя. Его сказки пользуются любовью многих поколений детей. Писателя ласково называли Чукоша и дедушка Корней. (Слайд № 7).

Но Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Он пересказал для детей древнегреческие легенды, подарил переводы сказок Р.Киплинга, М.Твена, Э.Распе, Д. Дефо. (Слайд № 8).

Умер Чуковский 28 октября 1969 года. Его могила находится на кладбище в Переделкине рядом с могилой жены.

(Слайд № 9).

Сейчас в Переделкине музей Корнея Ивановича. Дом-музей хранит не только его личные вещи, но и частичку самого писателя. Здесь собрано множество забавных предметов, которые имеют свои чудесные свойства и собственные легенды. Дом-музей Чуковского сохранил свой первозданный облик. Он до сих пор по-особому относится к каждому ребенку. Для детей предусмотрена специальная экскурсионная программа.

(Слайд № 10).

- Был ли кто-нибудь в этом музее?

Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.

Беседа способствует развитию познавательного интереса, расширению кругозора.

ИКТ обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала.

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворной физкультминуткой.

Здоровьесберегающая.

Коррекция психоэмоционального напряжения детей.

6. Новый материал.

(Слайд № 11)

Опять странные слова.

Почему они появились?

Как вы думаете, какую сказку Корнея Ивановича мы будем читать?

(Слайд № 12)

Правильно. Мы сегодня познакомимся со сказкой Чуковского «Путаница».

А что означает слово путаница?

ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова).

- Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное?

Чтение сказки учителем, заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли».

- Понравилась вам эта часть сказки? Почему?

- Почему зверята так себя вели? Правильно ли они поступали?

- Чему их учит зайчик? (Слайд № 13)

- Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению?

Лисички взяли спички и пошли к морю. Предположите, что случится дальше?

- Разве можно море зажечь?

Чтение учителем произведения до конца.

Вы оказались правы: лисички зажгли море. Что из этого получилось?

- Чему учит нас сказка?

- Кто и как тушил пожар? Найдите и зачитайте.

- Какие незнакомые слова встретились?

(Слайд № 14)

Ушат – деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами. (По Ефремовой)

Бочонок – небольшая маленькая бочка.

Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

- Кто спас положение?

(Слайд № 15)

- Чем заканчивается стихотворение?

Зачитайте.

- На какой фольклорный жанр похожа сказка Чуковского? Почему?

Так разговаривают животные.

Наверное, они нам встретятся на уроке.

Это «Путаница».

Что-то непонятное, перепутанное.

В нем что-то перепутано.

Веселое. Когда все путается, то получаются смешные ситуации.

Ответы детей.

Им хотелось побаловаться, пошалить.

Не одобряет шалостей. Учит, как правильно надо себя вести.

Свободные ответы детей.

Они подожгут море?

В сказке можно.

Нельзя баловаться со спичками. Это приводит к пожарам.

Выборочное чтение.

Ушат, бочонок, ковш.

Бабочка прилетела, крылышками помахала, море и потухло.

Хоровое чтение.

На небылицу. Такого на самом деле быть не может.

Фронтальный опрос развивает внимание и умение слушать друг друга.

Развитие операций анализа, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений.

7. Электронная

физкультминутка.

 

Выполняют движения под музыку.

Преодоление утомляемости через двигательную активность.

8. Отработка навыков выразительного чтения

Чтение по ролям. Учитель за автора, дети хором за зверят.

Инсценирование отрывков.

Чтение в парах и группах с правильной передачей интонации. (Самооценка и взаимооценка).

Коммуникативная облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. Создание ситуации успеха.

9. Домашнее задание

Выполнить иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.

   

10. Итог урока

-Что нового вы узнали для себя?

- Чему научила вас сказка Чуковского?

- На чьей вы стороне: расшумевшихся зверят или заиньки?

- Захотелось ли вам прочитать другие произведения Чуковского?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Молодцы!

Учитель объявляет оценки за урок.

Свободные ответы детей.

Умение правильно оценить свои поступки и поступки сказочных героев.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.