Урок литературе во 2 классе «Корней Иванович Чуковский "Путаница"»
Пояснительная записка к презентации
УМК «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема |
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1455098039.pptx (К.И.Чуковский)
Корней Иванович Чуковский «Путаница» |
Цель |
познакомить с биографией и творчеством К.И.Чуковского |
Задачи |
пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе; учить понимать идею произведения; развивать умение оценивать поступки героев; способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки |
Планируемые результаты |
Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности. Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник «Родная речь» для 2 класса – М.: Просвещение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Методическое пособие «Уроки литературного чтения» Презентация, мультимедийный проектор |
Организация пространства |
Фронтальная, парная и групповая работа |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Педагогические приемы, методы, технологии |
1.Организационный |
Я знаю, что вы очень любите сказки. В них много волшебного и таинственного. У нас сегодня тоже появились странные слова. (Слайд № 2). Помогите мне их расшифровать. |
Разгадывают слова, вставляя пропущенные гласные. |
Проблемная ситуация мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу. |
2. Постановка цели |
Знакомы ли вам эти слова? Скажите, пожалуйста, о каком детском писателе мы будем говорить на уроке? |
Это все герои произведений Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем знакомиться с его творчеством. |
Анализ ситуации развивает умение определять тему урока. |
3. Актуализация знаний |
(Слайд № 3) Хорошие книжки писал дед Корней, Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти. - А кто такой дед Корней? - Что вы о нем знаете? - От кого вы узнали о писателе? |
Так, наверное, называют Чуковского. Он написал много поучительных детских книг. Некоторые сказки нам читали мамы. |
Диалог подводит к восприятию биографии писателя. |
4. Знакомство с биографией писателя |
Родился Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошел учиться в гимназию, но из 5 класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Занимался самообразованием, изучил английский язык. (Слайд № 4). - Как вы понимаете «низкое происхождение»? Чуковский известен как поэт, публицист, критик, переводчик, литературовед, сказочник. (Слайд № 5). - Знаете ли вы, что делает публицист и критик? Первая его сказка «Крокодил», которую он сочинил для своего больного сынишки, чтобы как-то развлечь его, получилась случайно. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Тут Корней Иванович начал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил». (Слайд № 6). Чуковский приобрел известность в качестве детского писателя. Его сказки пользуются любовью многих поколений детей. Писателя ласково называли Чукоша и дедушка Корней. (Слайд № 7). Но Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Он пересказал для детей древнегреческие легенды, подарил переводы сказок Р.Киплинга, М.Твена, Э.Распе, Д. Дефо. (Слайд № 8). Умер Чуковский 28 октября 1969 года. Его могила находится на кладбище в Переделкине рядом с могилой жены. (Слайд № 9). Сейчас в Переделкине музей Корнея Ивановича. Дом-музей хранит не только его личные вещи, но и частичку самого писателя. Здесь собрано множество забавных предметов, которые имеют свои чудесные свойства и собственные легенды. Дом-музей Чуковского сохранил свой первозданный облик. Он до сих пор по-особому относится к каждому ребенку. Для детей предусмотрена специальная экскурсионная программа. (Слайд № 10). - Был ли кто-нибудь в этом музее? |
Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. |
Беседа способствует развитию познавательного интереса, расширению кругозора. ИКТ обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала. |
5. Физкультминутка |
Давайте немного отдохнем. |
Дети выполняют движения в соответствии со стихотворной физкультминуткой. |
Здоровьесберегающая. Коррекция психоэмоционального напряжения детей. |
6. Новый материал. |
(Слайд № 11) Опять странные слова. Почему они появились? Как вы думаете, какую сказку Корнея Ивановича мы будем читать? (Слайд № 12) Правильно. Мы сегодня познакомимся со сказкой Чуковского «Путаница». А что означает слово путаница? ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). - Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь? - Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное? Чтение сказки учителем, заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли». - Понравилась вам эта часть сказки? Почему? - Почему зверята так себя вели? Правильно ли они поступали? - Чему их учит зайчик? (Слайд № 13) - Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению? Лисички взяли спички и пошли к морю. Предположите, что случится дальше? - Разве можно море зажечь? Чтение учителем произведения до конца. Вы оказались правы: лисички зажгли море. Что из этого получилось? - Чему учит нас сказка? - Кто и как тушил пожар? Найдите и зачитайте. - Какие незнакомые слова встретились? (Слайд № 14) Ушат – деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами. (По Ефремовой) Бочонок – небольшая маленькая бочка. Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. - Кто спас положение? (Слайд № 15) - Чем заканчивается стихотворение? Зачитайте. - На какой фольклорный жанр похожа сказка Чуковского? Почему? |
Так разговаривают животные. Наверное, они нам встретятся на уроке. Это «Путаница». Что-то непонятное, перепутанное. В нем что-то перепутано. Веселое. Когда все путается, то получаются смешные ситуации. Ответы детей. Им хотелось побаловаться, пошалить. Не одобряет шалостей. Учит, как правильно надо себя вести. Свободные ответы детей. Они подожгут море? В сказке можно. Нельзя баловаться со спичками. Это приводит к пожарам. Выборочное чтение. Ушат, бочонок, ковш. Бабочка прилетела, крылышками помахала, море и потухло. Хоровое чтение. На небылицу. Такого на самом деле быть не может. |
Фронтальный опрос развивает внимание и умение слушать друг друга. Развитие операций анализа, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений. |
7. Электронная физкультминутка. |
Выполняют движения под музыку. |
Преодоление утомляемости через двигательную активность. |
|
8. Отработка навыков выразительного чтения |
Чтение по ролям. Учитель за автора, дети хором за зверят. Инсценирование отрывков. |
Чтение в парах и группах с правильной передачей интонации. (Самооценка и взаимооценка). |
Коммуникативная облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. Создание ситуации успеха. |
9. Домашнее задание |
Выполнить иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки. |
||
10. Итог урока |
-Что нового вы узнали для себя? - Чему научила вас сказка Чуковского? - На чьей вы стороне: расшумевшихся зверят или заиньки? - Захотелось ли вам прочитать другие произведения Чуковского? Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Молодцы! Учитель объявляет оценки за урок. |
Свободные ответы детей. |
Умение правильно оценить свои поступки и поступки сказочных героев. |