Урок литературе во 2 классе «Корней Иванович Чуковский "Путаница"»
                                Пояснительная записка к презентации
УМК «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
| 
						 Тема  | 
					
						 
 Здесь будет файл: /data/edu/files/y1455098039.pptx (К.И.Чуковский) 
 Корней Иванович Чуковский «Путаница»  | 
				
| 
						 Цель  | 
					
						 познакомить с биографией и творчеством К.И.Чуковского  | 
				
| 
						 Задачи  | 
					
						 пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе; учить понимать идею произведения; развивать умение оценивать поступки героев; способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки  | 
				
| 
						 Планируемые результаты  | 
					
						 Личностные: полноценное восприятие художественного произведения, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами деятельности. Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.  | 
				
| 
						 Межпредметные связи  | 
					
						 Окружающий мир  | 
				
| 
						 Ресурсы: - основные - дополнительные  | 
					
						 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учебник «Родная речь» для 2 класса – М.: Просвещение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Методическое пособие «Уроки литературного чтения» Презентация, мультимедийный проектор  | 
				
| 
						 Организация пространства  | 
					
						 Фронтальная, парная и групповая работа  | 
				
Ход урока
| 
						 Этап урока  | 
					
						 Деятельность учителя  | 
					
						 Деятельность обучающихся  | 
					
						 Педагогические приемы, методы, технологии  | 
				
| 
						 1.Организационный  | 
					
						 Я знаю, что вы очень любите сказки. В них много волшебного и таинственного. У нас сегодня тоже появились странные слова. (Слайд № 2). Помогите мне их расшифровать.  | 
					
						 Разгадывают слова, вставляя пропущенные гласные.  | 
					
						 Проблемная ситуация мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу.  | 
				
| 
						 2. Постановка цели  | 
					
						 Знакомы ли вам эти слова? Скажите, пожалуйста, о каком детском писателе мы будем говорить на уроке?  | 
					
						 Это все герои произведений Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем знакомиться с его творчеством.  | 
					
						 Анализ ситуации развивает умение определять тему урока.  | 
				
| 
						 3. Актуализация знаний  | 
					
						 (Слайд № 3) Хорошие книжки писал дед Корней, Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши, и дети Сказки читать веселые эти. - А кто такой дед Корней? - Что вы о нем знаете? - От кого вы узнали о писателе?  | 
					
						 Так, наверное, называют Чуковского. Он написал много поучительных детских книг. Некоторые сказки нам читали мамы.  | 
					
						 Диалог подводит к восприятию биографии писателя.  | 
				
| 
						 4. Знакомство с биографией писателя  | 
					
						 Родился Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошел учиться в гимназию, но из 5 класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Занимался самообразованием, изучил английский язык. (Слайд № 4). - Как вы понимаете «низкое происхождение»? Чуковский известен как поэт, публицист, критик, переводчик, литературовед, сказочник. (Слайд № 5). - Знаете ли вы, что делает публицист и критик? Первая его сказка «Крокодил», которую он сочинил для своего больного сынишки, чтобы как-то развлечь его, получилась случайно. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Тут Корней Иванович начал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил». (Слайд № 6). Чуковский приобрел известность в качестве детского писателя. Его сказки пользуются любовью многих поколений детей. Писателя ласково называли Чукоша и дедушка Корней. (Слайд № 7). Но Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Он пересказал для детей древнегреческие легенды, подарил переводы сказок Р.Киплинга, М.Твена, Э.Распе, Д. Дефо. (Слайд № 8). Умер Чуковский 28 октября 1969 года. Его могила находится на кладбище в Переделкине рядом с могилой жены. (Слайд № 9). Сейчас в Переделкине музей Корнея Ивановича. Дом-музей хранит не только его личные вещи, но и частичку самого писателя. Здесь собрано множество забавных предметов, которые имеют свои чудесные свойства и собственные легенды. Дом-музей Чуковского сохранил свой первозданный облик. Он до сих пор по-особому относится к каждому ребенку. Для детей предусмотрена специальная экскурсионная программа. (Слайд № 10). - Был ли кто-нибудь в этом музее?  | 
					
						 Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.  | 
					
						 Беседа способствует развитию познавательного интереса, расширению кругозора. ИКТ обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала.  | 
				
| 
						 5. Физкультминутка  | 
					
						 Давайте немного отдохнем.  | 
					
						 Дети выполняют движения в соответствии со стихотворной физкультминуткой.  | 
					
						 Здоровьесберегающая. Коррекция психоэмоционального напряжения детей.  | 
				
| 
						 6. Новый материал.  | 
					
						 (Слайд № 11) Опять странные слова. Почему они появились? Как вы думаете, какую сказку Корнея Ивановича мы будем читать? (Слайд № 12) Правильно. Мы сегодня познакомимся со сказкой Чуковского «Путаница». А что означает слово путаница? ПУТАНИЦА – нечто запутанное, неясное, бестолковое. (Словарь русского языка С.Ожегова). - Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чем пойдет речь? - Как вы думаете веселое это стихотворение или грустное? Чтение сказки учителем, заканчивая словами «А лисички взяли спички, к морю синему пошли». - Понравилась вам эта часть сказки? Почему? - Почему зверята так себя вели? Правильно ли они поступали? - Чему их учит зайчик? (Слайд № 13) - Любите ли вы баловаться? Всегда ли хорошо заканчивается ваша шалость? Кто вас учит правильному поведению? Лисички взяли спички и пошли к морю. Предположите, что случится дальше? - Разве можно море зажечь? Чтение учителем произведения до конца. Вы оказались правы: лисички зажгли море. Что из этого получилось? - Чему учит нас сказка? - Кто и как тушил пожар? Найдите и зачитайте. - Какие незнакомые слова встретились? (Слайд № 14) Ушат – деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами. (По Ефремовой) Бочонок – небольшая маленькая бочка. Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. - Кто спас положение? (Слайд № 15) - Чем заканчивается стихотворение? Зачитайте. - На какой фольклорный жанр похожа сказка Чуковского? Почему?  | 
					
						 Так разговаривают животные. Наверное, они нам встретятся на уроке. Это «Путаница». Что-то непонятное, перепутанное. В нем что-то перепутано. Веселое. Когда все путается, то получаются смешные ситуации. Ответы детей. Им хотелось побаловаться, пошалить. Не одобряет шалостей. Учит, как правильно надо себя вести. Свободные ответы детей. Они подожгут море? В сказке можно. Нельзя баловаться со спичками. Это приводит к пожарам. Выборочное чтение. Ушат, бочонок, ковш. Бабочка прилетела, крылышками помахала, море и потухло. Хоровое чтение. На небылицу. Такого на самом деле быть не может.  | 
					
						 Фронтальный опрос развивает внимание и умение слушать друг друга. Развитие операций анализа, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений.  | 
				
| 
						 7. Электронная физкультминутка.  | 
					
						 Выполняют движения под музыку.  | 
					
						 Преодоление утомляемости через двигательную активность.  | 
				|
| 
						 8. Отработка навыков выразительного чтения  | 
					
						 Чтение по ролям. Учитель за автора, дети хором за зверят. Инсценирование отрывков.  | 
					
						 Чтение в парах и группах с правильной передачей интонации. (Самооценка и взаимооценка).  | 
					
						 Коммуникативная облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. Создание ситуации успеха.  | 
				
| 
						 9. Домашнее задание  | 
					
						 Выполнить иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.  | 
					||
| 
						 10. Итог урока  | 
					
						 -Что нового вы узнали для себя? - Чему научила вас сказка Чуковского? - На чьей вы стороне: расшумевшихся зверят или заиньки? - Захотелось ли вам прочитать другие произведения Чуковского? Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Молодцы! Учитель объявляет оценки за урок.  | 
					
						 Свободные ответы детей.  | 
					
						 Умение правильно оценить свои поступки и поступки сказочных героев.  | 
				














