Урок литературного чтения во 2 классе: К. И. Чуковский «Федорино горе»
урок литературного чтения во 2 классе: К. И. Чуковский «Федорино горе»
Цель деятельности учителя | Создание условий для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»; развитие и обогащение речи, образного и ассоциативного мышления, эмоциональной сферы, а также творческих способностей учащихся на основе анализа сказки. |
Тип урока | Проблемно — эвристический урок |
Форма урока | Урок-исследование в процессе “вживания» в изучаемые объекты |
Планируемые | Предметные: научится читать выразительно, отражая настроение героев стихотворения; научится воспринимать на слух художественный текст; осмысливать произведение; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения; определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; объяснять лексическое значение некоторых слов, обращаясь к словарю учебника и толковому словарю; научится отождествлять себя с героями произведения для познания его изнутри. Личностные: научится проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; осознанно понимать чувства героев произведения, сопереживать им; формулировать оценочные суждения относительно содержания произведения; овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: регулятивные: научится выполнять действия по намеченному плану в соответствии с установкой учителя, а также по инструкциям, содержащимся в заданиях учебника; проговаривать последовательность производимых действий; формировать умение давать оценку и осуществлять самооценку собственной деятельности. познавательные: научится осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, выделять нужную информацию из текста; устанавливать причинно — следственные связи и строить суждения. коммуникативные: научится определять общую цель и тему урока, в соответствии с которыми строить свои высказывания; научится слушать, в общении — аргументировать свою позицию и ориентироваться на позицию партнера; использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге. |
Методы и формы обучения | Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная. |
Дидактические средства | Учебник по литературному чтению. 2 класс. Ч. 2 – Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.; Толковый словарь русского языка – С. И. Ожегов; мультфильм «Федорино горе» (со звуком и без звука); презентация по содержанию урока. |
Оборудование | Портрет К. И. Чуковского, компьютер, интерактивная доска. |
Этапы урока | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма контроля |
I. Организационный момент | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вот и прозвенел звонок. – Проверим готовность к уроку: На парте лежат только те предметы, которыми вы будете пользоваться на уроке. ЧЕМ будете пользоваться на уроке? | Выполняют действия, которые отражены в стихотворении. Определяют самоготовность. Отвечают на вопрос: учебником литературного чтения, словарём, ручкой, закладкой, дневником. | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Организация действий учеников, направленных на решение проблем урока. Применение прежних знаний, навыков и умений непосредственно связанных с темой урока для определения целей и темы урока, подготовка учащихся к работе на уроке. | - Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений, по которым мы с вами должны вспомнить название этих произведений. Будьте внимательны! Поднимайте руку только после того, как готовы дать ответ. «Ох, нелегкая эта работа – из болота тащить бегемота»;
И закричала: "Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай!»; «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед…»; И сейчас же брюки, брюки, так и прыгнули мне в руки»;
«Пошла муха на базар «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!». (на Слайде 2 появляются картинки по отрывкам произведений) - Многие из этих произведений вы уже знаете. Скажите мне, что объединяет все эти произведения в одну группу? - Назовите мне его имя. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К. И. Чуковского (на экране появляется портрет Слайд 3 ). - Скажите, а какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже читали? А какие его произведения вам больше всего понравились? Почему? | Отвечают на вопрос: «Телефон»; «Айболит»; «Тараканище»; «Мойдодыр»; «Путаница»; «Муха – цокотуха»; «Бармалей». Эти произведения написал один и тот же автор. Корней Иванович Чуковский. Ответы детей | Устный опрос |
III. Целевой блок. | Определение обучающимися темы урока, целей и составление плана деятельности обучающимися под руководством учителя. Использование элементов технологии проблемного обучения (работа со словарем, последовательное составление плана, проговаривание действий, знакомство и объяснение новых терминов для практического использования на последующих этапах). | - Для того, чтобы понять, о каком произведении мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю вам посмотреть на доску и внимательно прочитать то, что на ней написано. Только тому хозяину честь, в чьем доме порядок есть. -Скажите мне, что это за предложение? -Что такое пословица? - А теперь давайте сравним ваши толкования слова с его лексическим значением в словаре, который лежит у каждого из вас на парте. Это один из самых известных толковых словарей, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. - Для того, чтобы понять, о каком произведении мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю вам посмотреть на доску и внимательно прочитать то, что на ней написано. Только тому хозяину честь, в чьем доме порядок есть. - Скажите мне, что это за предложение? - Что такое пословица? - А теперь давайте сравним ваши толкования слова с его лексическим значением в словаре, который лежит у каждого из вас на парте. Это один из самых известных толковых словарей, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Учитель объясняет непонятные детям слова: народное изречение – это высказывание народа; народный афоризм – это сочетание слов, сказанных народов, несущее в себе глубокий смысл. - Иными словами, пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием. Так давайте объясним смысл пословицы, записанной на доске. - Как вы думаете, с каким произведение К. И. Чуковского можно связать эту пословицу? Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. - Какие цели урока мы поставим перед собой? Чем сегодня предстоит заниматься? Чему будем учиться? Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, используйте слова «помощники»: познакомимся, будем учиться, узнаем - Совершенно верно! Я немного дополню и уточню поставленную вами цель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, давать оценку персонажам и попробуем превратиться в актеров, узнаем, как это произведение находит отражение в реальной жизни. Для начала составим план работы над произведением: 1. Познакомится с историей создания произведения. 2. Разобрать непонятные слова. 3. Прослушать произведение в аудиозаписи. 4. Ответить на вопросы по произведению. 5. Назвать и охарактеризовать героев, дать собственную оценку. 6. Прочитать сказку по ролям, «вживаясь» в образ героев произведения (посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы на некоторые вопросы). 7. Подготовиться к озвучиванию «немого кино» в классе (используются фрагменты мультипликационного фильма «Федорино горе» без звука). | Дети читают предложение, которое появилось на интерактивной доске (Слайд 5)
Это пословица. Ответы детей. Дети находят определение в словаре С. И. Ожегова и читают его: Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Ответы детей. К.И. Чуковский «Федорино горе». С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока: Познакомимся с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы (Слайд 6) С помощью учителя дети составляют план работы на уроке (Слайд 7) | Устная работа Работают со словарем |
IV. «Открытие» нового знания. | Работа по развитию речи, толкование неизвестных фраз из произведения обучающимися, анализ и сопоставление толкований и фрагментов слайда. Поиск информации из текста для выполнения задания, установление причинно – следственных связей, овладение навыками сотрудничества, объяснение своей позиции и ориентирование на позицию партнера, овладения различными формами речевой деятельности в ходе парной работы. | -Как же появилась сказка «Федорино горе»? - Прежде, чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. На экране вы видите картинки и названия к ним. Вам нужно соединить картинку и название и объяснить свой выбор (Слайд 8) . Нажимаем на слово – появляется картинка: корыто (открытая продолговатая ёмкость для стирки Слайд 9); кочерга (толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи Слайд 10); сито (предмет с сеткой для просеивания муки Слайд 11), прусаки (рыжий таракан Слайд 12), кадушка (деревянная бочка Слайд 13); ушат (небольшая кадка с ушками Слайд 14). - Также вам могут встретиться еще несколько слов, требующих объяснения. Давайте выясним их значение. Растопырить – широко раскрыть; кишат – шевелятся, большое количество; дребезжать – дрожащий звон; ковылять – хромать; тараторить – быстро говорить; расфуфыриться – одеться очень нарядно; помои – вода с пищевыми отходами, после мытья посуды. - Открываем учебник по литературному чтению на стр. 13. Я предлагаю вам эту сказку в аудиозаписи. Ее читает сам К. И. Чуковский – автор и мастер художественного слова Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы: «Какое горе случилось с Федорой? Какой жанр у этого произведения? Почему вы так решили?». Ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. - После прослушивания сказки (текст в учебнике на стр. 13 – 22) я раздаю вам дидактические карточки с вопросами по содержанию. Я даю вам немного времени, вы обсуждаете свой вопрос с соседом по парте (в паре), затем слушаю ваши ответы. Можете дополнять ответы друг друга. Карточки распределены в зависимости от нумерации парты, на которой вы сидите: - Какое горе произошло у Федоры? 1-е парты – Почему это произошло? 2-е парты – На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? Как вы определили? 3-е парты - Почему автор оживил посуду? 4-е парты - Для кого была написана эта сказка? Для чего она была написана, как вы думаете? 5-е парты - Далее идет работа над вопросами по произведению на стр. 22-23 учебника. (Слайд 15) | Дети по очереди выходят к интерактивной доске и выполняют задание. Слушают аудио сказку и следят по учебнику (Слайд 15) Дети работают в паре: с соседом по парте подготавливают ответ на вопрос, представленный на карточке. Примерные ответы детей: От Федоры сбежала посуда и другие вещи. Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась. На сказку. Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят. Чтобы проучить Федору; чтобы она не была больше грязнулей… Для детей и взрослых. На данном этапе урока дети учатся анализировать данное произведение, рассматривают его проявления в окружающем мире, выдвигают и аргументируют собственные точки зрения. | Действуют по инструкции Работают с учебником, прослушивают аудиозапись сказки. Устная работа в парах |
V. Динамическая пауза | Этап физической разрядки, сочетающийся с темой и содержанием занятия. | Физминутка (речь с движением) Вот большой стеклянный чайник (ходьба на месте, руки на поясе) Очень важный, как начальник. (стоя на месте, кругообразные движения обеими руками от груди) Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки. (повороты туловища вправо с отведением обеих рук вправо) Шагаем на месте Вот фарфоровые блюдца - только стукни, разобьются. (повороты туловища влево с отведением обеих рук влево) Вот серебряные ложки, (руки на поясе, ногу правую вперёд) Вот пластмассовый поднос. (руки на поясе, ногу левую вперёд) Он посуду нам принёс. (руки на поясе, приседание) (Слайд 16)
| Внимательно слушают учителя и выполняют задание. | Действуют по инструкции |
VI. Применение и закрепление теоретических знаний при выполнении практических упражнений | Восприятие на слух художественного текста, его осмысление. Развитие умения с использованием речевых средств сформировать целостный образ героя, отождествлять себя с героем произведения, понимать его эмоциональное состояние. | - Сейчас, после того, как мы прослушали текст, разобрали все непонятные слова, ответили на вопросы, мы будем читать также красиво, эмоционально, как читал профессиональный чтец. - Оценить чтение нам помогут критерии, которые представлены на слайде. Зачитайте критерии: 1.Культура произношение (правильное произношение слов). 2.Интонационное богатство (повышенный, пониженный голос, разнообразие интонаций). 3.Дикция (четко проговаривание предлогов и окончаний). - Для начала нам нужно назвать и подчеркнуть карандашом действующих лиц и распределить роли (автор, Федора, тараканы, коза, кастрюля, сковорода, самовар, корыто, кочерга, 2 блюдца, 2 кота, курица, медный таз, чайник, скалка, чашка, 2 утюга, 2 кастрюли). - Подумайте, что вы можете сказать о каждом персонаже. - Затем просматриваем мультфильм и читаем сказку по ролям. - У меня будет для вас интересное задание. Я приготовила еще один мультфильм, но он необычный. Я заранее вырезала звуковое оформление в нем, чтобы вы сами могли его озвучить. Эта игра называется «Немое кино». Мы с вами потренируемся в озвучивании мультипликационного мультфильма «Федорино горе» в соответствии с разворачивающимся на экране сюжетом. Также я раздам дополнительные слова, которые есть в мультфильме, но нет в тексте стихотворения (Слайд 18). | Дети просматривают мультфильм (Слайд 17) и называют действующих лиц сказки. После просмотра переходят к выразительному чтению по ролям и выполнению задания. | Действуют по инструкции |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Этап оценки результатов собственной деятельности и деятельности учащихся. Обобщающие вопросы учителя. Рекомендации к выполнению домашнего задания. | В конце урока учитель задает вопросы итоговой рефлексии - Как бы вы назвали урок? - Что было самым важным на уроке? - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какой была цель урока? - Что для тебя было легко (трудно)? - Какие новые знания вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? - Довольны ли вы своей работой? - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? (Слайд 19) | Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Определяют свое эмоциональное состояние. | Устная работа |
VIII. Домашнее задание. | Рекомендации к выполнению домашнего задания. | Домашнее задание (Слайд 20): - по учебнику стр. 18 — 23 (выразительное чтение); - творческое задание — подготовиться к озвучиванию мультфильма по ролям. | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. | Письменная работа |
Список используемых источников:
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Учебник. 2 класс. М. Просвещение, 2014
Климанова Л. Ф.. Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. М., Просвещение, 2013.
Е. Г. Евдокимова. От эвристических заданий к личностному знанию учащихся (сборник эвристических заданий): Саратов, 2012
http://annas2.ucoz.ru/_ld/2/227__.-__.pdf
http://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_po_fgos_ooo.pdf
http://deti-i-mama.ru/skazka-fedorino-gore-kornej-ivanovich-chukovskij/
https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5/
Приложение 1: Разбивка презентации к уроку по слайдам
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14 Слайд15
Слайд 16 Слайд 17 – 18 мультфильм Слайд 19
Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22