12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»
15

Урок литературного чтения «Корней Иванович Чуковский»




Приложение 1 ПРезентация к уроку
PPTX / 862.96 Кб

Приложение 2.1 Видео (Часть 1)

MP4 / 10.73 Мб

ПРиложение2.2 Видео (часть 2)
MP4 / 3.96 Мб

/data/files/m1564481870.mp4 (ПРиложение2.2 Видео (часть 2))


ПРиложение 3 Карточки для работы в группе
DOCX / 13.31 Кб

ПРиложение 4. ОБувь для рефлексии
DOCX / 630.56 Кб

конспект без искажений
DOCX / 29.98 Кб

Конспект урока с мультимедиа «В гостях у Корнея Ивановича»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 класс

УМК " Школа России"

Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч.2. [В.Г.Горецкий, В.Г.Кирюшкин, В.А.Шанько, Виноградская]. – М.: Просвещение, 2018.

Тема урока: Корней Иванович Чуковский

Цель - знакомство учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

Задачи:

- формировать навык правильного, беглого, плавного чтения;

- формировать умение определять жанр произведения;

- формировать умение отвечать на вопросы, подтверждать ответ чтением произведения;

- развивать память, речь, мышление;

- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.

УУД: обучение речевым и читательским умениям; умению обобщать, анализировать, доказывать; участвовать в работе пары, группы. Учащиеся должны планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух тексты; читать стихотворения, отражать свое отношение к изображаемому; высказывать свое мнение.

Оборудование: Портрет К.И. Чуковского, выставка книг, учебники у каждого учащегося, компьютер с колонками и экран, карточки для групповой работы Приложение 3. На доске от руки нарисовано дерево.

Ход урока:

Организационный момент.

- Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

-Сегодня на уроке мы погрузимся с мир добрых, знакомых каждому, и вам в том числе, сказок замечательного писателя. Проверьте, на месте ли учебник и садитесь за парту.

Актуализация знаний.

  1. Развитие речевого аппарата.

Упражнения «Сердитая кошка», «Лошадка», «Рыбка», «Паучок» (упражнения описаны в Поурочных разработках по обучению грамоте, с.435-439)

  1. Речевая разминка. Приложение 1. Слайд 2.

Учитель: Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Дети: - Га-га-га!

Учитель: Кошки замурлыкали:

Дети: - Мур-мур-мур!

Учитель: Птицы зачирикали:

Дети: - Чик-чирик!

Учитель: Лошади заржали:

Дети: - И-и-и!

Учитель: Мухи зажужжали:

Дети: - Ж-ж-ж!

Учитель: Лягушата квакают:

Дети: - Ква-ква-ква!

Учитель: А утята крякают:

Дети: - Кря-кря-кря!

Учитель: Поросята хрюкают:

Дети: Хрю-хрю-хрю!

Учитель: Мурочку баюкают

Милую мою:

Дети: Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

Самоопределение к деятельности.

Игра «Волшебный сундучок» Приложение 1. Слайд 2.

- Ребята, в сундучке спряталась подсказка. Я буду читать вам отрывки из сказок и стихов, а вы должны назвать недостающее слово. Названное слово, можно будет достать из сундучка.

1) Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — … (чулки)

2) Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает … (умывальник)
И качает головой:

3) А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне … (калоши)

4) О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту спустились … (орлы)

5) Ехали медведи на … (велосипеде)

6) Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила ….(самовар)

7) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,
Поливали из … (ковша).

8) Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
…. (Именинница)!

Йод выплывает сам

- Как вы думаете, что объединяет эти стихи? (Написал один автор)

- Знаете ли вы, кто автор эти произведений? (Отвечают, предполагают)

- Какое слово получится, если взять первые буквы предметов, вытащенных из сундучка? (Чуковский)

- Кто это такой? Что вы о нем знаете? (Отвечают)

- Корней Иванович Чуковский – замечательная многогранная разностороння личность, но сегодня мы познакомимся с ним как с великолепным детским писателем и поэтом.

- Отрывки из каких произведений прозвучали? Какие еще его произведения вы знаете?

- Сформулируйте тему урока (Стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского).

- Что мы должны сделать, чтобы узнать этого писателя получше? (Читать и слушать его стихи и другие предположения )

Физкультминутка.

- Засиделись. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной! Это отрывок из сказки К.И.Чуковского «Путаница», оно вам уже немножечко знакомо.

Вот обрадовались звери! (Хлопаем в ладоши)

Засмеялись и запели, (Наклоны влево, вправо)

Ушками захлопали, (Ладони приставили к голове, как ушки, и сгибают-разгибают)

Ножками затопали. (Топают ногами)

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га! (Руки согнули в локтях, сведя кулачки перед грудью, и машем ими, как крылышками)

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур! (Изобразили, как кошка умывается)

Птицы зачирикали:

Чик-чирик! (Запястья приставили к плечам и машем ими, как крылышками)

Лошади заржали:

И-и-и! (Бег на месте)

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж! (Поворот вокруг себя)

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква! (Прыжки)

А утята крякают:

Кря-кря-кря! (наклоны головы влево-вправо)

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю! (шевелим носом)

Мурочку баюкают

Милую мою: (Изображаем, будто кого-то убаюкиваем, тихонько садимся за парту)

Баюшки-баю!

Баюшки-баю! (Можно минутку полежать на парте с закрытыми глазами)

Работа по теме.

  1. Знакомство с писателем.

Рассказ учителя о К.И. Чуковском,

- Нам с вами трудно представить, но когда-то ни Мухи-Цокотухи, ни Айболита, ни Мойдодыра не существовало. Их придумал Корней Иванович. Сказки у него родились неслучайно. Первой он написал сказку «Крокодил», когда заболел его маленький сын. Отец вез его домой в ночном поезде и, чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать: Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил. Папиросы курил,

По-турецки говорил –

Крокодил, Крокодил Крокодилович.

А знаменитый «Мойдодыр» появился, когда маленькая дочь писателя не желала умываться.

Далее учитель кратко знакомит с выставкой книг.

  1. Чтение произведения.

«Телефон»

Первичное восприятие.

- Ребята, откройте учебник на с.96 и приготовьтесь следить глазками за чтением одноклассников.

Читают заранее подготовленные два ученика перед классом отрывок из сказки «Телефон».

Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, когда ребята читали вам диалог?

- Что такое диалог?

- Понравилось ли произведение?

Чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса. Когда закончите чтение стихотворения, встаньте рядом со своей партой. Так я увижу, что вы выполнили задание. (Читают)

Анализ

- Мы сказали, что это стихотворение написано в форме диалога. Кто с кем разговаривает? (Автор и слон)

- О чем разговор? Что просит у автора слон? Что у вас вызвало смех?

- К какому жанру можно отнести это произведение? (Дети отвечают, предполагают)

- Сказки А.С.Пушкина и К.И. Чуковского называют литературными сказками. Если автор народных сказок неизвестен, то у литературной сказки должен быть автор. И изменить ее содержание нельзя.

- Прочитайте диалог в паре. По окончании чтения поднимите ваши руки домиком, чтобы я поняла, что задание выполнено. (Читают)

2) Путаница

Первичное восприятие.

- Переверните страницу учебника. Прочитайте название сказки. Я буду ее читать, а вы следите глазками. (Читает)

Проверка первичного восприятия:

- Хлопните в ладоши, кому стихотворение понравилось. Топните ногой, кому стало грустно. Помашите над собой руками те, кому стало смешно.

Чтение сказки.

- Теперь отрывок из сказки прочитаете вы. Читаем по одной строчке по цепочке пока не прочитает каждый ученик.

Анализ.

- Что напутал автор? (Животные стали говорить не так, как обычно)

- Зачем писатель все перепутал? (Чтобы стало веселее, интереснее)

- Какие строки были самые веселые. Зачитайте. (Зачитывают)

- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Прочитайте подходящие строчки. (Подтверждают свои ответы строчками из произведения)

Физкультминутка для глаз.

- Покажите глазками, как прыгали тарелки в сказке «Федорино горе»: Ой, вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки! (Глазки вверх-вниз)

- Покажите, как мела метла и этой же сказки: А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела, ни пылинки у Федоры не оставила (глазки влево-вправо).

- Покажите, как крутились вещи у грязнули в «Мойдодыре»: отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за кушаком — всё вертится, и кружится, и несётся кувырком (круговые вращения глазами по часовой стрелке и обратно).

- Зажмурьте глаза, изобразите, как плакал Бармалей в животе у крокодила: но в животе у Крокодила темно, и тесно, и уныло, и в животе у крокодила рыдает, плачет Бармалей (Закрываем и открываем глаза)

Закрепление.

- Вы прочитали отрывок из сказки «Путаница», а теперь давайте посмотрим, как читал это произведение сам автор. (Смотрим первую часть видео Приложение 2).

- Что вы можете сказать по этому видео о Корнее Ивановиче, как о человеке?

Отгадайте загадку, которую вам задаст Корней Иванович. Слушайте внимательно. (вторая часть видео Приложение 2)

Отгадка: Мальчик (две ноги), сидел на табуретке (три ноги) и ел куриную ножку (1 нога). Прибежала собака (4 ноги) и отобрала куриную ножку. Мальчик хотел отбиться табуреткой, но собака все равно с куриной ножкой убежала.

Работа в группах (ребята сидят в группах, но листочек с загадкой у каждого).

- Попробуйте отгадать другие загадки автора. Прочитайте, отгадайте. Выберите ученика, который сможет прочитать загадку для класса и озвучить вашу версию. По окончании работы сцепите руки над головой.

Проверка. Представители групп читают загадки и озвучивают отгадки.

Отгадки: 1. – Яйцо и цыпленок; 2 – Пароход; 3 – Губы и зубы; 4 - Грузовик

Итоги урока.

- С каким писателем познакомились? Произведения каких жанров он писал? Для кого он писал? Какие его произведения запомнили?

Домашнее задание (по желанию!!!). Выучить отрывок (8-12 строк) из любого произведения К.И.Чуковского.

Рефлексия.

- Закончите предложения со слайда.

- У Корнея Ивановича есть стихотворение «Чудо-дерево», на котором растет разная обувь. А у меня на доске нарисовано дерево, на которое вы можете повесить с помощью магнита красную или зеленую обувь. Если вам урок понравился, вы узнали что-то новое, чему-то научились, повесьте зеленую обувь. Если вы зря потратили время и силы, повесьте красную (Приложение 4).

 

Источники:

«Чуковский в гостях у детей». Видео файл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-3LwDu47u4I&t=51s

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Сказки и стихи К.И.Чуковского.

Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Кадырова Ольга Игоревна, 30.07.19 в 14:05 3Ответить Пожаловаться
Очень интересный и динамичный урок!!!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 09.08.19 в 20:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку урока, Антонина Владимировна! Забираю в избранное! У меня нынче 2 класс, эта тема в программе есть!
Россиева Антонина Владимировна, 10.08.19 в 19:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно. Буду рада, если материал пригодится хоть частично))
Горбачёва Марина Юрьевна, 10.08.19 в 20:06 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Россиева Антонина Владимировна, 11.08.19 в 09:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, МАрина Юрьевна!
Россиева Антонина Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 11 авг 2019 в 09:33
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.