Урок литературного чтения «Корней Иванович Чуковский» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Приложение 1 ПРезентация к уроку
PPTX / 862.96 Кб
Приложение 2.1 Видео (Часть 1)
MP4 / 10.73 МбПРиложение2.2 Видео (часть 2)
MP4 / 3.96 Мб
/data/files/m1564481870.mp4 (ПРиложение2.2 Видео (часть 2))
ПРиложение 3 Карточки для работы в группе
DOCX / 13.31 Кб
ПРиложение 4. ОБувь для рефлексии
DOCX / 630.56 Кб
конспект без искажений
DOCX / 29.98 Кб
Конспект урока с мультимедиа «В гостях у Корнея Ивановича»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 класс
УМК " Школа России"
Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч.2. [В.Г.Горецкий, В.Г.Кирюшкин, В.А.Шанько, Виноградская]. – М.: Просвещение, 2018.
Тема урока: Корней Иванович Чуковский
Цель - знакомство учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
Задачи:
- формировать навык правильного, беглого, плавного чтения;
- формировать умение определять жанр произведения;
- формировать умение отвечать на вопросы, подтверждать ответ чтением произведения;
- развивать память, речь, мышление;
- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.
УУД: обучение речевым и читательским умениям; умению обобщать, анализировать, доказывать; участвовать в работе пары, группы. Учащиеся должны планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух тексты; читать стихотворения, отражать свое отношение к изображаемому; высказывать свое мнение.
Оборудование: Портрет К.И. Чуковского, выставка книг, учебники у каждого учащегося, компьютер с колонками и экран, карточки для групповой работы Приложение 3. На доске от руки нарисовано дерево.
Ход урока:
Организационный момент.
- Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
-Сегодня на уроке мы погрузимся с мир добрых, знакомых каждому, и вам в том числе, сказок замечательного писателя. Проверьте, на месте ли учебник и садитесь за парту.
Актуализация знаний.
-
Развитие речевого аппарата.
Упражнения «Сердитая кошка», «Лошадка», «Рыбка», «Паучок» (упражнения описаны в Поурочных разработках по обучению грамоте, с.435-439)
-
Речевая разминка. Приложение 1. Слайд 2.
Учитель: Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Дети: - Га-га-га!
Учитель: Кошки замурлыкали:
Дети: - Мур-мур-мур!
Учитель: Птицы зачирикали:
Дети: - Чик-чирик!
Учитель: Лошади заржали:
Дети: - И-и-и!
Учитель: Мухи зажужжали:
Дети: - Ж-ж-ж!
Учитель: Лягушата квакают:
Дети: - Ква-ква-ква!
Учитель: А утята крякают:
Дети: - Кря-кря-кря!
Учитель: Поросята хрюкают:
Дети: Хрю-хрю-хрю!
Учитель: Мурочку баюкают
Милую мою:
Дети: Баюшки-баю!
Баюшки-баю!
Самоопределение к деятельности.
Игра «Волшебный сундучок» Приложение 1. Слайд 2.
- Ребята, в сундучке спряталась подсказка. Я буду читать вам отрывки из сказок и стихов, а вы должны назвать недостающее слово. Названное слово, можно будет достать из сундучка.
1) Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — … (чулки)
2) Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает … (умывальник)
И качает головой:
3) А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне … (калоши)
4) О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились … (орлы)
5) Ехали медведи на … (велосипеде)
6) Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила ….(самовар)
7) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из … (ковша).
8) Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
…. (Именинница)!
Йод выплывает сам
- Как вы думаете, что объединяет эти стихи? (Написал один автор)
- Знаете ли вы, кто автор эти произведений? (Отвечают, предполагают)
- Какое слово получится, если взять первые буквы предметов, вытащенных из сундучка? (Чуковский)
- Кто это такой? Что вы о нем знаете? (Отвечают)
- Корней Иванович Чуковский – замечательная многогранная разностороння личность, но сегодня мы познакомимся с ним как с великолепным детским писателем и поэтом.
- Отрывки из каких произведений прозвучали? Какие еще его произведения вы знаете?
- Сформулируйте тему урока (Стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского).
- Что мы должны сделать, чтобы узнать этого писателя получше? (Читать и слушать его стихи и другие предположения )
Физкультминутка.
- Засиделись. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной! Это отрывок из сказки К.И.Чуковского «Путаница», оно вам уже немножечко знакомо.
Вот обрадовались звери! (Хлопаем в ладоши)
Засмеялись и запели, (Наклоны влево, вправо)
Ушками захлопали, (Ладони приставили к голове, как ушки, и сгибают-разгибают)
Ножками затопали. (Топают ногами)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га! (Руки согнули в локтях, сведя кулачки перед грудью, и машем ими, как крылышками)
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур! (Изобразили, как кошка умывается)
Птицы зачирикали:
Чик-чирик! (Запястья приставили к плечам и машем ими, как крылышками)
Лошади заржали:
И-и-и! (Бег на месте)
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж! (Поворот вокруг себя)
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква! (Прыжки)
А утята крякают:
Кря-кря-кря! (наклоны головы влево-вправо)
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю! (шевелим носом)
Мурочку баюкают
Милую мою: (Изображаем, будто кого-то убаюкиваем, тихонько садимся за парту)
Баюшки-баю!
Баюшки-баю! (Можно минутку полежать на парте с закрытыми глазами)
Работа по теме.
-
Знакомство с писателем.
Рассказ учителя о К.И. Чуковском,
- Нам с вами трудно представить, но когда-то ни Мухи-Цокотухи, ни Айболита, ни Мойдодыра не существовало. Их придумал Корней Иванович. Сказки у него родились неслучайно. Первой он написал сказку «Крокодил», когда заболел его маленький сын. Отец вез его домой в ночном поезде и, чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать: Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил. Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил Крокодилович.
А знаменитый «Мойдодыр» появился, когда маленькая дочь писателя не желала умываться.
Далее учитель кратко знакомит с выставкой книг.
-
Чтение произведения.
«Телефон»
Первичное восприятие.
- Ребята, откройте учебник на с.96 и приготовьтесь следить глазками за чтением одноклассников.
Читают заранее подготовленные два ученика перед классом отрывок из сказки «Телефон».
Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства вы испытали, когда ребята читали вам диалог?
- Что такое диалог?
- Понравилось ли произведение?
Чтение стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса. Когда закончите чтение стихотворения, встаньте рядом со своей партой. Так я увижу, что вы выполнили задание. (Читают)
Анализ
- Мы сказали, что это стихотворение написано в форме диалога. Кто с кем разговаривает? (Автор и слон)
- О чем разговор? Что просит у автора слон? Что у вас вызвало смех?
- К какому жанру можно отнести это произведение? (Дети отвечают, предполагают)
- Сказки А.С.Пушкина и К.И. Чуковского называют литературными сказками. Если автор народных сказок неизвестен, то у литературной сказки должен быть автор. И изменить ее содержание нельзя.
- Прочитайте диалог в паре. По окончании чтения поднимите ваши руки домиком, чтобы я поняла, что задание выполнено. (Читают)
2) Путаница
Первичное восприятие.
- Переверните страницу учебника. Прочитайте название сказки. Я буду ее читать, а вы следите глазками. (Читает)
Проверка первичного восприятия:
- Хлопните в ладоши, кому стихотворение понравилось. Топните ногой, кому стало грустно. Помашите над собой руками те, кому стало смешно.
Чтение сказки.
- Теперь отрывок из сказки прочитаете вы. Читаем по одной строчке по цепочке пока не прочитает каждый ученик.
Анализ.
- Что напутал автор? (Животные стали говорить не так, как обычно)
- Зачем писатель все перепутал? (Чтобы стало веселее, интереснее)
- Какие строки были самые веселые. Зачитайте. (Зачитывают)
- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Прочитайте подходящие строчки. (Подтверждают свои ответы строчками из произведения)
Физкультминутка для глаз.
- Покажите глазками, как прыгали тарелки в сказке «Федорино горе»: Ой, вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки! (Глазки вверх-вниз)
- Покажите, как мела метла и этой же сказки: А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела, ни пылинки у Федоры не оставила (глазки влево-вправо).
- Покажите, как крутились вещи у грязнули в «Мойдодыре»: отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за кушаком — всё вертится, и кружится, и несётся кувырком (круговые вращения глазами по часовой стрелке и обратно).
- Зажмурьте глаза, изобразите, как плакал Бармалей в животе у крокодила: но в животе у Крокодила темно, и тесно, и уныло, и в животе у крокодила рыдает, плачет Бармалей (Закрываем и открываем глаза)
Закрепление.
- Вы прочитали отрывок из сказки «Путаница», а теперь давайте посмотрим, как читал это произведение сам автор. (Смотрим первую часть видео Приложение 2).
- Что вы можете сказать по этому видео о Корнее Ивановиче, как о человеке?
Отгадайте загадку, которую вам задаст Корней Иванович. Слушайте внимательно. (вторая часть видео Приложение 2)
Отгадка: Мальчик (две ноги), сидел на табуретке (три ноги) и ел куриную ножку (1 нога). Прибежала собака (4 ноги) и отобрала куриную ножку. Мальчик хотел отбиться табуреткой, но собака все равно с куриной ножкой убежала.
Работа в группах (ребята сидят в группах, но листочек с загадкой у каждого).
- Попробуйте отгадать другие загадки автора. Прочитайте, отгадайте. Выберите ученика, который сможет прочитать загадку для класса и озвучить вашу версию. По окончании работы сцепите руки над головой.
Проверка. Представители групп читают загадки и озвучивают отгадки.
Отгадки: 1. – Яйцо и цыпленок; 2 – Пароход; 3 – Губы и зубы; 4 - Грузовик
Итоги урока.
- С каким писателем познакомились? Произведения каких жанров он писал? Для кого он писал? Какие его произведения запомнили?
Домашнее задание (по желанию!!!). Выучить отрывок (8-12 строк) из любого произведения К.И.Чуковского.
Рефлексия.
- Закончите предложения со слайда.
- У Корнея Ивановича есть стихотворение «Чудо-дерево», на котором растет разная обувь. А у меня на доске нарисовано дерево, на которое вы можете повесить с помощью магнита красную или зеленую обувь. Если вам урок понравился, вы узнали что-то новое, чему-то научились, повесьте зеленую обувь. Если вы зря потратили время и силы, повесьте красную (Приложение 4).
Источники:
«Чуковский в гостях у детей». Видео файл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-3LwDu47u4I&t=51s
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Сказки и стихи К.И.Чуковского.
Кадырова Ольга Игоревна
Россиева Антонина Владимировна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Россиева Антонина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Россиева Антонина Владимировна