Церковь Илии Пророка стоит на просторной площади в самом центре города. Согласно планировке XVIII века, от масштабного и эффектного архитектурного ансамбля лучами расходятся ярославские улицы. Пятиглавое здание соборного типа возводилось в 1647-1650 годах на месте деревянных Ильинской и Покровской церквей. В те времена они располагались вблизи усадебного комплекса именитых купцов Скрипиных - Иоаникия Ивановича (ок. 1596-1660 г.) и Вонифатия Ивановича (ок. 1594-1661 гг.), торговавших жемчугом и пушниной. На их средства и началось строительство нового храма, затмившего по своим красоте и величию все прежние культовые сооружения города.
Купеческая семья была очень религиозной, при этом образованной и хорошо разбиравшейся в искусстве. Супруга Вонифатия Ивановича, имевшая не менее оригинальное, чем у мужа имя Иулита Макаровна, для росписи Ильинского храма пригласила мастера фресковой живописи, иконописи и миниатюры Гурия Никитина (1620/1625-1691 гг.). По просьбе Скрипиных в работе над внутренним убранством принял участие выдающийся иконописец, представитель стиля барокко Фёдор Зубов (1610/1615-1689 гг.), написавший значительную часть иконостаса ярославской церкви.
Илья Пророк, в честь которого освятили новую церковь, особо почитался в Ярославле. Это связано с тем, что, по преданиям, город был основан в день его памяти - 2 августа (20 июля по старому стилю). В православии Илью считали очень строгим, но справедливым, щедрым и всемогущим святым. К нему обращались за помощью в охоте, врачевании и любви. При этом верили, что отвечает он на просьбы людей только с чистой душой.
Особенно необычным в судьбе этого святого, рожденного в IX веке до нашей эры, является то, что он был призван Богом к себе ещё живым. За ним прислали огненную колесницу, которая и унесла Илью Пророка на небеса.
Живопись Ильинской церкви сочетает в себе две традиции - исконно русскую, складывавшуюся на протяжении долгих столетий под влиянием Византийского искусства, и новой, сформировавшейся к XVII веку.
Советские времена изменили судьбу храма. В 1920 году новые власти посчитали, что церковь имеет художественную и археологическую ценность, и решили устроить в ней музей. Иконы, серебряную утварь, книги и важнейшую реликвию - ковчеги с частицами ризы Христа передали историческому музею Ярославля.
Вскоре церковь Ильи Пророка открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. В главном храме выставлялись иконы, лицевое шитье и изделия из металла. В приделе Гурия, Самона и Авива экспонировали церковную утварь, в Покровском приделе разместили коллекцию тканей.
С начала 1930-х годов храм преимущественно используется в качестве складского помещения. В этот период ярославские пролетарии в революционным пылу стали призывать к сносу уникальной церкви с центральной площади, названной в духе времени Советской. На защиту Ильинской церкви встали сотрудники музея во главе с директором музея Н. В. Кузнецовым, а также два специалиста сектора архитектуры Главнауки Петр Дмитриевич Барановский и Николай Николаевич Померанцев, среди заслуг которых множество сохраненных храмов в стране.
После окончания Великой Отечественной войны храм преимущественно используется в качестве фондового помещения Ярославского краеведческого музея. С 1955 года в церкви начинаются реставрационные работы. Восстановительные работы проводились поэтапно, и процесс занял не одно десятилетие. В 1989 году был освящен главный престол. Летом по большим праздникам в церкви стали проходить службы.
Этот замечательный памятник русского зодчества, почти полностью сохранивший свой первоначальный облик - главный символ древнего города. http://www.za7verst.ru/blog/cerkov_ilii_proroka_v_jaroslavle/2014-10-24-285
Ивлиева Наталия Алексеевна
Лещёва Светлана Николаевна
Медведева Татьяна Петровна
Лещёва Светлана Николаевна
Болтова Елена Ильинична
Лещёва Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Лещёва Светлана Николаевна