Фрагмент урока математики в 1 классе по развитию и оценке умения работать в парах
Предмет: математика
Класс: 1
Учитель: Арнгольд Г.А.
Фрагмент урока математики в 1 классе
по развитию и оценке умения работать в парах.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому необходимо создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, самостоятельности учащегося.
Парная работа - это возможность и необходимость сочетать на уроке обучение и воспитание, строить взаимоотношения детей.
При организации работы в парах каждый ученик, не просто сидит на уроке, он мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и не всегда верное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполненное задание и т. д. И мы пока находимся на первом этапе обучения работы в парах.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит и поможет.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, т.е. на любом этапе урока, и на любом виде урока.
Уроку предшествовали занятия по внеурочному курсу «Мир деятельности», на которых учащиеся познакомились с правилами работы в парах и потренировались с целью отработки первичных умений.
Цель педагогической работы по этой теме на уроке математики заключается в организации деятельности учащихся, направленной на закрепление и развитие умения работать в парах.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Как проверяется УУД |
Организационный этап. - Мы начинаем урок. Предлагаю вам выполнить упражнение "Попугай" - один говорит второй как можно быстрее повторяет, затем ученики меняются ролями (1 - дни недели, 2-осенние и зимние месяцы) Еще одно упражнение для разминки пальчиков. (Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). - Как вы думаете, а почему мы сейчас провели эти упражнения? - А что значит работать в парах? | Выполняют упражнения Будем работать в парах. Вместе выполнять одно задание, сообща, дружно. | Наблюдение, учебный диалог |
2. Актуализация знаний. Вступительная беседа. СЛАЙД - Посмотрите на доску. Витя и Дима выполнили задание в паре. - Какое задание они выполняли? - Они справились с этим заданием? - Почему вы так считаете? - Что бы вы им посоветовали? - Давайте вспомним правила работы в паре. СЛАЙД - После ваших советов мальчики снова выполнили задание. СЛАЙД Теперь они смогли договориться и правильно выполнить задание? - Они вам очень благодарны, что вы им напомнили правила работы в парах и помогли справиться с заданием. - Теперь ребята и вам предлагают поработать в парах. - Вы готовы? - Помните, что работать надо на общий результат. | Одинаково раскрасить бабочек. Нет Высказывают пожелания. Называют правила. Да Высказывают своё мнение, делают предположения Находят закономерность, объясняют, делают вывод. | |
3. Основной этап. Работа в парах на общем листе № 1 (Приложение 1) СЛАЙД Вам надо посчитать морских жителей и записать получившийся результат в квадратики. - Вам понятно задание? - Как вы его будете выполнять? - Кто справится, покажите свою готовность. - Кто уверен в правильности своего решения, хлопните 3 раза в ладоши. СЛАЙД - Проверьте свою работу (+), (?) - Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы! - Поблагодарите товарища. - Кто объяснит, как вы выполняли это задание! - Кто по-другому? - Кто-нибудь один выполнял задание без помощи товарища? - Вместе работали на общий результат. - Как мы обычно начинаем урок математики? СЛАЙД - А теперь я вам предлагаю выполнить такую математическую разминку тоже в паре. Нужно заселить домик недостающими числами. - Состав какого числа необходимо вспомнить? - Сначала договоритесь, как вы будете выполнять это задание. - Кто готов? СЛАЙД Предлагаю проверить задание по цепочке. Ставьте (+), (?) - Читайте примеры по-разному. - Какая пара выполнила задание без ошибок? Молодцы! Поблагодарите друг друга за работу и помощь. - Ребята, как вы думаете, для чего надо выполнять задания в паре, ведь можно было выполнить их самостоятельно? - А такую работу нужно проводить на уроках или не стоит? - Работу в парах можно проводить только на уроках математики? - А в жизни вам пригодится навык такого сотрудничества? | Вместе в паре Вместе поднимают руки «домиком» Проверяют свою работу по образцу (+), (?) -По очереди читали, считали, писали; -1 читал, 2 писал С повторения, с устного счета Состав числа 10 Благодарят друг друга. Высказывают своё мнение, делают предположения. | Самоконтроль и самооценка учащихся. Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог. |
4. Физкультминутка. СЛАЙД Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнение «Зеркало». А теперь посмотрите на меня. (Улыбнулись, тишина-жест, сели на место) | Один ученик делает движения, второй старается точно их повторить, затем меняются ролями. | Наблюдение |
5. Работа в парах на индивидуальных листах № 2. (Приложение 2) СЛАЙД - Витя и Дима попросили вас помочь им выполнить еще одно задание в паре. Согласны? - Это задание надо выполнить на отдельных листах. Задание 1: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке. Затем девочки взялись за руки и образовали круг. 1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки. - Подумайте, как правильно выполнить это задание. Советую вам отметить точкой имена Катя и Соня. - Еще раз внимательно прочитайте задание. - Сколько девочек должно оказаться между Катей и Соней? - Кто готов? - У кого другой вариант ответа? - Давайте проверим. Задание 2: Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами платья у девочек. -Кто справился? Покажите свои работы. | Высказывают своё мнение, делают предположения. Выходят девочки, строятся, потом встают в круг. | Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог. Самоконтроль и самооценка учащихся |
6. Итог урока. Рефлексия. -Я наблюдала, как вы выполняете работу. У всех получился результат. Поднимите руку. (На листе в правом нижнем углу поставьте 1, 2, 3, 4, 5) 1 -Кто сам раскрашивал, не слушая мнения товарища и не обращая внимания друг на друга. 2 -Кто в паре первым говорил, каким карандашом надо раскрашивать? 3 -Кто смотрел, как делает сосед и раскашивал точно так же? 4 -У кого возникли споры и разногласия при выполнении работы? 5 –Кто вместе принимал решение, договаривались при выполнении задания? Молодцы! -Я посмотрю ваши работы, проанализирую, а потом результаты вашей работы внесу в таблицу, где получится результат по классу и по каждому ученику. И, конечно же, сообщу вам результат вашей совместной работы и вашим родителям на родительском собрании. Мы еще только начинаем совместную работу и у нас еще все впереди. В дальнейшем нам предстоит более сложная работа в группах по несколько человек. - Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам продолжить фразу… СЛАЙД СЛАЙД - А это задание давайте выполним все вместе. Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит. - Расшифруйте слово, которое я загадала. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя. СЛАЙД А теперь оцените работу своего соседа. На листе № 1 для парной работы нарисуйте смайлик. | Записывают № выбранного варианта. Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы. МОЛОДЦЫ! Благодарят друг друга за помощь и работу в паре. Оценивают работу своего соседа. | Самооценка учащихся и оценка своего партнера |
Комментарии.
Нельзя сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также меняется: становится более или менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда замечаешь трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой, урочной или внеурочной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
Вывод: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Коммуникативные УУД
Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на выяснение причин, надо разрешить ему работать отдельно, но вернуться к этой проблеме на следующих уроках.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства выполнения задания, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования или выполнения задания;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Литература
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник 1 класс.
– М.: Просвещение, 2016
Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Учебное пособие 1 класс.
– М.: Национальное образование, 2016
Ф.И. _____________________________ Ф.И.______________________________
Приложение 2.
Ф.И.______________________________________________
Задание: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке.
Затем девочки взялись за руки и образовали круг.
1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки.
2. Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами изображённых девочек.
PPTX / 4.66 Мб
Трефилова Раиса Поликарповна
Арнгольд Галина Анатольевна
Фокина Лидия Петровна
Арнгольд Галина Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Арнгольд Галина Анатольевна
Елена Ивановна Носкова
Арнгольд Галина Анатольевна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Арнгольд Галина Анатольевна
Кадырова Ольга Игоревна
Арнгольд Галина Анатольевна