12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобкова Наталия Георгиевна6634
Работаю в МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ" с 2010 г. - кандидат филологических наук; - эксперт ЕГЭ по французскому языку с 2012 - 2015 гг.; - заместитель председателя республиканской предметной комиссии ЕГЭ по французскому языку.
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
5

Французская литература XX века. Экзистенциализм в философии и литературе.

Лекция – информация.

Французская литература XX века. Экзистенциализм в философии и литературе. Экзистенциалистская концепция свободы.

Цель: Ознакомление с понятием экзистенциализма в философии и литературе.

XX век породил множество «измов» в области мысли – неопозитивизм, структурализм и др., но, пожалуй, ни одна философская система не имела такого мощного распространения как экзистенциализм. Экзистенциализм как философия был разработан раньше, чем экзистенциализм в литературе. В 1920 – 1930 гг. появились философские работы датчанина С. Кьеркегора и немца К. Ясперса, оказав в дальнейшем существенное влияние на литературный экзистенциализм.

Во Франции, а затем и в других странах широкому распространению идей экзистенциализма немало способствовала художественная литература, т.к. теоретик новой философской школы, французский философ Ж.-П. Сартр (1905 – 1980) был еще и писателем, и драматургом, и политическим теоретиком, и фигурой, занимающей центральное место в истории интеллектуальной жизни послевоенного времени. В своем философском сочинении «Бытие и небытие» (1943) Ж.П. Сартр осмыслил жизнь человека как непрерывное бегство от смерти и повседневности. Человек одинок и заброшен в мире. Бог и божественное предопределение человеческой судьбы – сплошная выдумка. А раз так, то человек целиком ответствен за самого себя. Постигая свою экзистенцию (от лат. существование) (это происходит обычно в «пограничных ситуациях», в ситуациях борьбы, страдания, смерти), человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире. «Когда мы говорим, что человек ответствен… за свою индивидуальность, - писал Сартр, - это означает, что он отвечает за всех людей». Таким образом, человек трактуется прежде всего как существо, приносящее свою жизнь в жертву своему предназначению.

«Философия жизни» оказалась самой жизненной и продуктивной в эстетическом смысле; ни одна другая школа не дала миру столько художественных текстов, как экзистенциализм – Ж-П Сартр, Альбер Камю, Уильям Голдинг, А. Мердок, Д. Фаулз создали пьесы и романы, которые можно читать как экзистенциалистские притчи. Проблема свободы личности оказалась весьма актуальной в XX веке и стала новым словом в философской мысли. Это объясняется тем, что вторая мировая война вызвала радикальную переоценку духовно-эстетических ценностей и вековых верований. Наиболее полно разочарование в прежних философско-религиозных устоях выразил экзистенциализм.

Напомним, что экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Важно отметить, что экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, и хрупкость человеческого бытия. Человеку, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план выступает проблема человека, проблема духовной выдержки человека перед лицом враждебного ему мира.

Экзистенциализм в XX веке становится не только философией, но и умонастроением, мировосприятием, духовной атмосферой общества, что и находит отражение в литературе. Вполне естественно, что литература, возникшая на основе или под влиянием экзистенциалистской философии, не может носить радостную и оптимистическую тональность. Такая литература проводит художественное исследование трагедии индивида, заметное снижение значимости человека и отдельной личности, брошенной во враждебное ей «существование».

Для прозы такого типа характерны трагизм ситуаций и образов, универсализм в постановке проблем, трагическое восприятие мира, стоицизм нравственной позиции, трагический конец (убийство «Посторонний», самоубийство «Здравствуй, грусть», несправедливое обвинение в убийстве «Черный принц» и т.д.).

Человек в такой прозе оказывается один на один со смертью, с различными проявлениями мирового зла, вследствие чего он должен как бы заново утверждать нравственные основы своей жизни вопреки всему. Герой не только лишен каких-либо идейно-нравственных опор внушающих надежды идеалов счастливого будущего, но с особой обостренностью ощущают свое социальное одиночество в мире, где царит функциональный рационализм и холодный расчет. Художественная литература середины 50-х конца 60-х гг. вобрала в себя и сублимировала настроения всеобщей неудовлетворенности, что и повлекло за собой грустную тональность такого типа прозы. Любовная тема, как правило, отодвигается на второй план или она настолько связана с философской проблематикой, что теряет свое самостоятельное значение и становится лишь фоном повествования. По-существу, благодаря философскому дискурсу, интеллектуальной насыщенности художественной прозы, создается новая концепция романа «экзистенциалистский роман».

Итак, Вторая мировая война, вызвав радикальную переоценку духовно - этических ценностей, обнажила несостоятельность привычных представлений и вековых верований, которое наиболее полно выразило экзистенциалистское учение Ж-П Сартра. Именно под влиянием этого учения развился экзистенциалистский роман, в основу которого было положено трагическое восприятие мира индивида, брошенного во враждебное ему существование, где герои не только лишены каких-либо идейно-нравственных опор и внушающих надежды идеалов счастливого будущего, но с особой обостренностью ощущают свое одиночество в мире, где разорвались живые человеческие связи.

Не ограничиваясь изображением несчастий и бед своих героев, писатели раскрывают значительность и глубину их чувств, показывая, что человек был и остается великой, непреходящей ценностью, несущей в себе мир духовного, психологического, эмоционального богатства. Экзистенциализм – это философия вопросов. Человек, как никогда раньше ищет ясных ответов на конкретные вопросы о жизни, о бытии, но не находит их, не решается найти, т.к. не терпит ничего окончательного и определенного. Вот почему экзистенциализм в XX в. становится не только философией, но и умонастроением, мировосприятием, духовной атмосферой общества, что и находит отражение в литературе.


Литература

1. Семенов, А.Н. Теория литературы: Вопросы и задания [Текст] / А.Н. Семенов. – М.: Классикс Стиль, – 2003. – 432 с.

2. Современная литературная теория. Антология [Текст] / сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинт; Наука. - 2004. – 280 с.

3. Суворов, Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма [Текст] / Н.Н. Суворов. – СПб. 2004. – 235с.

4. Фидлер, Л. Современная западная культурология [Текст] / Л. Фидлер. М., 1993. – С. 462-518.

5. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 2005 . – 405 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.