12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кайкова Светлана Борисовна131
1

«Французский театр конца 18-первой половины 19 в.»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»


Тема: «Французский театр конца 18-первой половины 19 вв.»

Преподаватель С.Б.Кайкова.

Дата проведения: 25.03.2019 г.

Группы: 2 СКД, 2 НХТ



Цель урока:

- дать представление обучающимся о развитии французского театра эпохи романтизма.


Задачи урока:

Образовательные

- познакомить с наиболее значимыми именами французских драматургов и актеров;

- показать основные тенденции в развитии актерского мастерства.


Развивающие:

- способствовать развитию художественного кругозора обучающихся и интереса к мировой театральной культуре;

- показать особенности театральной культуры романтизма в общем контексте эпохи;

- развивать умение ориентироваться в событиях театральной культуры, видеть взаимосвязь культурных явлений разных эпох, выносить собственные суждения.


Воспитательные:

- воспитание уважительного чувства к мировому культурному наследию.


Тип урока: комбинированный


Материалы и оборудование: компьютер с мультимедийным  проектором


План урока:

Вступление. Приветствие и объявление темы.

Основная часть.

-Тальма-предшественник романтического направления во французском театре;

-эстетика романтизма;

- французская драматургия первой половины 19 в.;

-развитие актерского мастерства в творчестве ведущих мастеров сцены.

Просмотр фрагментов фильмов.

Контрольные вопросы для определения уровня освоения материала. Задание по пройденному материалу.

Домашнее задание.


Ход урока:


1.Здравствуйте. Сегодня темой нашего урока будет история французского театра конца 18-первой половины 19 вв. До этого мы говорили о развитии национальных театральных школ 18 в. и о преобладании в этом столетии классицистической театральной эстетики (жест, декламация, условность декораций и костюмов).


2.Значительный сдвиг в этой области связан с именем великого актера Франсуа-Жозеф Тальма (1763 – 1826) (сл.1), который считается реформатором французского театра и предшественником театра эпохи романтизма. Он был самым любимым актером у французской публики начала 19 в. Особенности его игры:


- стремление к эмоциональной трактовке образа персонажа, к усилению правдивости и жизненности своей игры;

- замена условных жестов и неестественных поз живыми и непосредственными движениями;

- введение исторических костюмов.


Эти тенденции были в полной мере развиты в культуре романтизма-ведущего направления первой половины 19 в. Франция в этот период пережила много потрясений. Какие? /Учащиеся вспоминают: наполеоновские войны, реставрацию монархии, революции 1830 и 1848 гг./ В литературе, драматургии и живописи дух времени отразился в появлении героя, активно противостоящего социальной несправедливости и враждебному окружению. Этот герой - личность сильная, яркая, мятущаяся, бунтующая. Появляется стремление к правдивому отражению действительности (сл.2). Ответы на многие вопросы современности ищутся в событиях прошлых эпох. Создатели романтической драмы использовали традиции демократического театра, расширяли исторические рамки сюжетов, вдохновлялись драматургией Шекспира.

В репертуары французских театров этого времени входили: трагедия, комедия, мелодрама, пантомима, водевиль.


Запишем основные новаторские изменения в театральной культуре романтизма:


- отказ от абстрактного принципа построения спектакля;

- свободное решение мизансцен, показ на сцене реальных явлений жизни;

- расширение выразительных средств актерского мастерства: показ индивидуальности героя, его душевных переживаний, овладение искусством непринужденного разговора;

- стремление к отражению больших социальных проблем современности;

-тенденция к расширению границ реального действия, отказ от законов единства времени и места;

- внимание к исторической достоверности декораций и костюмов;

- в бунте французских романтиков против классицизма отражалось нарастание революционных настроений;

- постепенно в сценическом искусстве 19 столетия получили распространение живописные панорамы, диорамы и неорамы, одним из наиболее известных мастеров-декораторов был Л. Дагер (сл.3), один из создателей фотографии.

Ведущие французские драматурги:

Виктор Гюго (1802 - 1885) - писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма.

В основе сюжета его исторических драм - жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Самые известные пьесы - «Марион Делорм», «Эрнани» и «Король забавляется»(сл.4). Несмотря на исторический фон, тема социальной несправедливости ставилась автором настолько остро, что такие пьесы, как «Марион Делорм» и «Король забавляется»  были запрещены вскоре после премьеры. Последняя пьеса послужила основой оперы Верди «Риголетто».

Оноре де Бальзак (1799—1850) - знаменитый французский писатель и драматург. На сцене ставились не только его пьесы, но и инсценировки романов. В произведениях Бальзака раскрывались негативные стороны буржуазного мира, его антигуманизм. Он создал чрезвычайно правдоподобные образы банкиров, фабрикантов и политиков, воплощавших социальное зло своего времени. Им противопоставлялись нравственно совершенные положительные герои. Драматург стремился сделать свои произведения жизненно достоверными, правдиво передавая особенности быта и речевые характеристики действующих лиц. Бальзаковские драмы оказали значительное влияние на развитие мирового театрального искусства. К наиболее известным произведениям относятся «Евгения Гранде» и «Провинциальная история» (сл.5).

Александр Дюма-сын (1824—1895) –известный драматург, его пьесы пользовались такой же славой, как произведения Бальзака. Самым известным его произведением стала «Дама с камелиями» - роман, позже переделанный в пьесу. Эта пьеса была переведена на многие языки и вошла в репертуар крупнейших театров мира. В разное время исполнительницами главной роли в «Даме с камелиями» были С. Бернар, Э. Дузе и другие знаменитые актрисы. По мотивам этой пьесы в 1853 году Джузеппе Верди написал оперу «Травиата» (сл.6).

Наиболее известные французские актеры первой половины 19 в.:

Мари Дорваль (1798—1849).(сл.7)

Эта актриса с хрипловатым голосом и неправильными чертами лица стала для современников символом женственности. Она играла женщин, бросающих вызов обществу в борьбе за свою любовь. Большую известность ей принесла роль Марион Делорм в пьесе В.Гюго. Игра Дорваль на сцене отличалась эмоциональным накалом и стремлением выразить глубину человеческих чувств.


Пьер Бокаж (1799—1862).(сл.8)

Прославленный французский актер, пользовался особой любовью публики. Наибольшую славу ему принесли главные роли в пьесах Гюго («Марион Делорм» и др.) и Дюма-сына. Герои, сыгранные им на сцене, воплощали собственное отношение актера к несправедливой действительности (сам актер с большим трудом прокладывал себе путь на сцену), поэтому отличались необыкновенной правдивостью и жизненностью. Его герои – типичные романтики, одиночки, разочарованные в жизни и гибнущие в борьбе с социальным злом. Блистал он также в шекспировских трагедиях.


Элиза Рашель (1821—1858) (сл.9). Замечательная трагическая актриса, наиболее ярко проявила себя в классическом репертуаре (пьесы Расина, Корнеля). Федра, роль которой принесшая актрисе небывалый успех, в исполнении Элизы Рашель была представлена гордой, мятежной личностью, воплощением лучших человеческих качеств. Классические роли в ее исполнении были отмечены глубокими чувствами и переживаниями и приобретали характерную для романтизма эмоциональную окраску.


Фредерик Леметр (1800-1876(сл.10)великий французский актёр. Современники называли его «Великий Фредерик» за то, что он обладал невероятным даром перевоплощения. Ему были подвластны все амплуа - от гротескно-комедийных до трогательно-драматических. Его герои представляли собой сатирические изображения типичных представителей буржуазного общества. Легендарной ролью стал «денди каторги» Робер Макер в мелодраме « Постоялый двор Андрэ» (сл.11). В этой роли Леметр впервые вывел на сцену «лохмотья», т.е. то, что до этого было недостойно «высокого искусства», и вскоре власти запретили спектакль.

Жан Батист Гаспар Дебюро (1796—1846) был лучшим представителем жанра пантомимы (сл.12). В первой половине 19 в. театры пантомимы были очень популярны во Франции. Первый успех и популярность актеру принесла роль Пьеро в пантомиме «Арлекин-лекарь». Позже роль Арлекина или Пьеро он сыграл в ряде других представлений, разыгрывавшихся на подмостках небольших частных театров для демократической публики, ценившей народную буффонаду и балаганную пантомиму. Но актер наполнил образы народного театра глубоким человеческим смыслом, заставил зрителя не только смеяться, но и сопереживать незадачливому герою. Созданный им образ Пьеро стал впоследствии народным комическим героем, отражавшим национальные черты французов - предприимчивость, изобретательность и едкий сарказм. Дебюрро использовал традиционные для образа Пьеро фарсовый грим (использование муки в качестве белил на лице) и костюм (белые блуза без воротника и длинные шаровары, широкая черная повязка на голове). В 20 в. сценические традиции Дебюро были продолжены замечательным французским мимом Марселем Марсо, который, в частности, создал особую пластическую походку, повлиявшую в свою очередь на «лунную походку» М.Джексона (сл.13).


Наш краткий обзор французской драматургии и развития актерского мастерства первой половины 19 в. показывает, что во французском театральном искусстве этого времени ярко отразились все самые характерные черты романтизма. Многие драматические произведения той эпохи вошли в состав французской театральной классики и появляются в репертуаре современных театров, а достижения в области актерского мастерства были развиты и усовершенствованы актерами последующего периода критического реализма (сл.14-15).


3. В завершение урока мы посмотрим небольшие фрагменты из художественного кинофильма «Дети райка» (1944, реж. М.Карне) и документального фильма «Короли смеха. Марсель Марсо» (2003 г.)


4. Вопросы для закрепления нового материала:

Назовите характерные особенности эпохи романтизма, которые ярко проявились во французской театральной культуре первой половины 19 в.

Кто из французских актрис этого времени прославился ролями классического репертуара?

Какие пьесы романтического репертуара стали сюжетной основой для опер?

Какие театральные традиции развивал Г.Дебюро? Где и когда эти традиции зародились?

Задание по пройденному материалу:

Определите, какому персонажу из перечисленных ниже, принадлежат соответствующие слова:

Гамлет. «Гамлет», Шекспир;

Джульетта. «Ромео и Джульетта», Шекспир»

Федра. «Федра», Расин;

Теодоро. «Собака на сене», Лопе де Вега;

Турандот. «Турандот», Гоцци;

Фигаро. «Свадьба Фигаро», Бомарше.

« Я знала: лишь могила

Скрыть может мой позор; я умереть решила.

Вняв просьбам и слезам твоим, тебе во всем

Призналась я теперь. И я не каюсь в том.

Но зная, что на смерть осуждена я роком,

Ты не тревожь меня ни стоном, ни упреком,

Не отговаривай, не вздумай помешать

И гаснущий костер не тщись раздуть опять.» (Федра)


«Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому непонятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; …запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, … растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика, не сойти мне с этого места». (Фигаро).


«Мое лицо спасает темнота,

А то б я, знаешь, со стыда сгорела,

Что ты узнал так много обо мне.

Хотела б я восстановить приличье,

Да поздно, притворяться ни к чему.

Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,

Что скажешь «да». Но ты не торопись.

Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер

Не ставит ни во что любовных клятв». (Джульетта)


«… Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ». (Гамлет)


«Остановись, мое мечтанье!
Каким величьем бредишь ты!..
Нет, нет, единой красоты
Меня влечет очарованье.
На свете нет такой прекрасной
Такой разумной, как она». (Теодоро)


« Принц, откажитесь

От роковой попытки. Видит небо,

Молва о том, что я жестокосерда,

Прямая ложь. Глубоко ненавидя

Всех вообще мужчин, я защищаюсь,

Как знаю, как могу, чтоб оградиться

От тех, кто мне противен. Почему

Я не могу располагать свободой,

Которою располагают все?». (Турандот)


4.Домашнее задание:

- конспект;

- составить 10 развернутых вопросов по изученной теме;

- дать определение понятиям «панорамы», «диорама» и «неорама».







7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.