12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Света Шульгина220

Интегрированный урок по теме

«Культура России первой половины 19 века»

(Проведен учителем истории МБОУ СОШ №26 Шульгиной С.В. в рамках недели истории 7.02 2023 г.)

«Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.»

Борис Пастернак

Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление об исторической эпохе.

Задачи:

Проанализировать явления общественной жизни I половины XIX века и их отражение в литературе.

Содействовать формированию у учащихся умений сравнивать, выделять существенное, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации.

Развивать познавательную активность учащихся, их творческий потенциал, формировать социальную и информационную компетентность, способствовать формированию гражданственности.

Тип урока: интегрированный.

Сопровождение: презентация к уроку, отрывки из произведений :

1) В.А. Жуковский «Светлана»,

2) А.С.Пушкин «Кавказский пленник»,

3) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Белеет парус одинокий»,

4) И.А.Крылов, басни «Ворона и курица», «Волк на псарне»»Ворона и курица», «Кот и повар»

Картины художников:1. О.А. Кипренский «А.С. Пушкин».

2.О.А. Кипренский «Портрет В.А. Жуковского»

3. В.Л. Брюллов «И.А. Крылов»

4. А.А. Иванов «Н.В. Гоголь»

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Урок-размышление о проблемах русского общества первой половины XIX века. Это интегрированный урок. На уроках литературы мы говорим об исторических событиях, предшествовавших созданию какого-либо произведения, вспоминаем историческую обстановку, являющуюся фоном произведения. Почему? Без этого невозможно понять произведение в полной мере. История и литература, бесспорно, родственные науки. Поэтому сегодня мы рассматриваем I пол. XIX века в историко-литературном аспекте

Эпиграфом к уроку мы взяли слова поэта XX века Бориса Пастернака. Это будет и проблемным заданием нашего урока. В конце урока мы вернемся к нему и ответим на вопрос «Как вы понимаете смысл слов Пастернака? Почему именно эти строки взяты в качестве эпиграфа?»

Литературный аспект.

Во все времена люди всегда искали ответы на вопросы «Кто я? Зачем живу? Зависит ли судьба человека от времени, в которое он живет? Может ли человек повлиять на жизнь общества?» В пер. пол. XIX века отсутствовала возможность широко обсуждать насущные проблемы. В этих условиях именно литература стала трибуной, с которой обнажались общественные язвы, обличалась несправедливость. Литература, как зеркало, отражала жизнь общества.

Исторический аспект

Обратимся к историческим событиям. Задача учащихся проанализировать их, ответить на вопрос «Какие явления, события жизни русского общества нашли отражение в литературных произведениях»?

( Уч-ся упоминают события войны 1812 года, восстание декабристов, Кавказскую войну)

- Вспомните, какие течения , художественные стили появились в культуре России первой половины 19 века?

( Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

- Раскройте содержание этих стилей. Кто был представителем данных течений?

Классицизм – Г.Р. Державин. Оды

Сентиментализм – Н.М. Карамзин

Романтизм – В.А. Жуковский, раннее творчество М.Ю. Лермонтов.

Реализм - А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов

Итак, давайте познакомимся с творчеством этих литераторов и посмотрим, какие исторические события нашли отражение в творчестве этих писателей. Предоставляю слово 1 уч-ся. Рассказ о Г. Державине Уч-ся читает стих. «Памятник»

Гавриил Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой — «Беседу любителей русского слова».

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Предоставляю слово уч-ся: Крикунов Александр - Какие чувства рождает это произведение?

Представителем сентиментализма является Н. Карамзин. Он написал «Историю государства Российского» да так живо и ярко представил яркую и драматическую историю России, что А.С. Пушкин по этому поводу писал «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, доселе им неизвестную» Карамзин « Бедную Лизу»

- Каково содержание этого произведения? Об этом нам расскажет Чередниченко Софья

Краткое содержание Бедной Лизы Карамзина После смерти отца Лиза вынуждена много работать. Она становится единственной кормилицей старой, больной матери. Девушка трудолюбива, скромна, хорошо воспитана. Летом она продаёт на улицах Москвы ягоды и цветы, а зимой ткёт холсты и вяжет чулки.

Продавая цветы, Лиза знакомится с молодым богатым юношей по имени Эраст. Он очарован красавицей Лизой и впредь обещает покупать цветы только у неё. Спустя день Эраст навещает Лизу в её скромном домике. Он входит в доверие к матери и беспрепятственно встречается с девушкой.

Влюблённые строят планы на будущее, обещая друг другу вечную любовь. Эраст восхищается чистотой и целомудрием юной крестьянки, её нетронутой красотой. Однажды Лиза сообщает ему, что к ней сватается богатый крестьянин. Эраст категорически запрещает ей выходит замуж за него. В порыве чувств юноша даже обещает жениться на Лизе. Девушка верит ему, и в тот же вечер они становятся близки.

Эраст быстро охладевает к Лизе. Он сообщает, что уезжает на войну, и исчезает из жизни девушки. Спустя время она случайно встречает его в Москве. Но Эраст отказывается от неё: он женился по расчёту на пожилой богатой вдове.

Не в силах пережить страшный позор, Лиза топится в пруду. Старушка-мать также вскоре умирает от тоски. Всю оставшуюся жизнь Эраст терзается от угрызений совести.

Еще одно течение, которое появилось в это время, это романтизм. Ярким представителем этого течения стал В.Г. Жуковский, ставший знаменитым после выхода в свет баллады «Светлана» Познакомимся с этим произведением.

И познакомит нас с ним уч-ся Петрова Полина

Краткое содержание «Светланы»

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья: ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях: возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот «бледен и унылый». Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Послушайте, как красиво звучит эта баллада в исполнении ученицы Амбарцумян Анжелика

Раз в крещенский вечерок
     Девушки гадали:
За ворота башмачок,
     Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
     Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
     Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
     Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
     Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
     В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
     Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
     Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
     Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
     Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
     При святом налое“».
«Как могу, подружки, петь?
     Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
     В грусти одинокой.

- Как вы считаете, почему эта баллада является образцом романтизма ?

Но самым ярким романтиком являлся М.Ю. Лермонтов, герои которого бесстрашно бросали вызовы природе, обществу, судьбе и борьбе за свою личную свободу.

-Предлагаю послушать романс на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий»

- Какова основная мысль этого произведения?

Лермонтов нам известен более всех писателей первой половины 19 века потому, что он часто бывал у нас, в Георгиевске и бывал в Пятигорске. Я предлагаю совершить маленькое путешествие по страницам «Героя нашего времени»

Ученица 8 г класса Бабич Елизавета проведет экскурсию «Вслед за героем нашего времени»

Помните эти строки из романа: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном
палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?»
Итак, вместе с Печориным мы отправимся к Провалу

В повести «Княжна Мэри» Лермонтов упоминает о провале на склоне Машука. «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки».

Это огромная подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Свод ее постепенно просел и обрушился, образовав огромную воронку. Внизу, под нею, находится просторный каменный грот с озером бирюзовой воды. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В то время сюда вела пустынная дорога, переходящая в каменистую тропинку, вьющуюся в густом кустарнике.

От Провала пойдем к каменной беседке, возвышающейся на высоком уступе горы Машук - Эоловой арфе. Читаем у Лермонтова: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус; между ними было два гувернера со своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи. Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:
– Печорин! давно ли здесь?
Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись».

От грота Лермонтова спустимся вниз по аллее к Елизаветинскому источнику. Но по дороге вдруг увидим Бэллу. Эта скульптура появилась здесь 6 июля 2021 года и напомнила нам историю молодой горянки из первой части романа «Герой нашего времени» «Бэла» «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала. Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные». Молодой офицер Печорин влюбился в красавицу-черкешенку и поменял её на коня, украденного у лихого горца. Мстительный горец похитил черкешенку и ранил её, девушка умерла на руках офицера. Полюбовавшись Бэлой, продолжаем спуск и заворачиваем налево к гроту Лермонтова. И вновь в памяти всплывают строки из романа:

«Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор… Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
– Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.
– Я знала, что вы здесь, – сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку.
Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого
голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными
глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек.
– Мы давно не видались, – сказал я.
– Давно, и переменились оба во многом!
– Стало быть, уж ты меня не любишь?..
– Я замужем!.. – сказала она.
– Опять?.. Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали.
– Может быть, ты любишь своего второго мужа?..
Она не отвечала и отвернулась.
– Или он очень ревнив?
Молчание.
– Что ж? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты боишься… – я
взглянул на нее и испугался; ее лицо выражало глубокое отчаяние, на
глазах сверкали слезы.
– Скажи мне, – наконец прошептала она, – тебе очень весело меня
мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий… – Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою. «Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» Я ее крепко обнял, и так мы оставались долго. Наконец губы наши сблизились и слились в жаркий, упоительный поцелуй; ее руки были холодны как лед, голова горела.»

От грота Лермонтова мы, наконец, подходим к тому месту, где в Лермонтовские времена находился Елизаветинский источник. Сейчас –это Академическая галерея. В своем дневнике Печорин замечает об этом источнике, что «на площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя… «Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика…»

«Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было. Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту
Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бежняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и
подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока, спустившись с горы, она скрылась за липками бульвара…»

-Какова основная идея этого произведения?

Во второй четверти 19 века в литературе утверждается новый стиль – реализм. Н а место романтической борьбы с обыденной повседневностью приходит изучение реальной жизни. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» литературный критик В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Но сегодня я предлагаю познакомиться с произведением А.С. Пушкина поэмой «Кавказский пленник» Вначале мы узнаем, что поэма посвящается другу поэта Н.Н. Раевскому, который примкнул в 1825 году к восстанию декабристов. А далее послушайте, что было?

Уч-ся читает отрывок из поэмы: Саркисян Михаил

В ауле, на своих порогах,
Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах,
О красоте своих коней,
О наслажденьях дикой неги;
Воспоминают прежних дней
Неотразимые набеги,
Обманы хитрых узденей, 
3
Удары шашек 
4 их жестоких,
И меткость неизбежных стрел,
И пепел разоренных сел,
И ласки пленниц чернооких.
Текут беседы в тишине;
Луна плывет в ночном тумане;
И вдруг пред ними на коне
Черкес. Он быстро на аркане
Младого пленника влачил.
«Вот русский!» — хищник возопил.
Аул на крик его сбежался
Ожесточенною толпой;
Но пленник хладный и немой,
С обезображенной главой,
Как труп, недвижим оставался.
- Каково содержание этой поэмы? Об этом нам расскажет Вердиян Лиля

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни. Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Молодой человек сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Пленник был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, он поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, полюбила его, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась герою в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем»: ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять его в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и неопытностью. Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды герой услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно: «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон»: девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

- Итак, почему творчество А.С. Пушкина относится к реализму?

(Если остается время урока далее рассматриваем творчество Н.В. Гоголя т И.А. Крылова)

Мастером сатирического воспроизведения картины жизни был Н.В.Гоголь. На уроках литературы вы познакомитесь с романом «Мертвые души» Но Н.В. Гоголь воспел традиции и обычаи того региона России, который сейчас называют Украины. Послушайте, какие замечательные строки посвящает писатель описанию Днепра.

Читает отрывок из рассказа Н.В.Гоголя «Страшная месть», который вошел в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами. Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей».

Вопро к уч-ся:. - А что сейчас происходит на берегах этой великой реки?

Война…

Черты разных литературных стилей сочетал в своем творчестве знаменитый баснописец И.А. Крылов. В его произведениях отражены события войны 1812 года. Об этом нам поведает уч-ся …

Одну из басен прочитает Кочарян Николай «Ворона и курица»

Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил:
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу?»
Ей с возу Курица кричит:
«Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». —
«Мне что до этого за дело?»
Вещунья ей в ответ: «Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры, как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А, может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься —
Попался, как ворона в суп!
Вопрос к уч-ся. - О чем басня?

Учитель: Возвратимся к эпиграфу урока:
«Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.»

«Как вы понимаете смысл слов Пастернака? Почему именно эти строки взяты в качестве эпиграфа?»

После ответов уч-ся учитель подводит итог урока, оценивает работу уч-ся, задает домашнее задание: параграф 14 – 15.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.