Внеклассное мероприятие «Гармония звучащего слова»
Внеклассное мероприятие
«Гармония звучащего слова».
(Две команды подготовлены заранее:
сторонники нормы и противники нормы)
Ведущий. Послушайте стихотворение В. Громова «Шутка».
Мой дядя выяснял лет 40 И всё же выяснить не мог- Как говорить вернее - творог?! А может, правильней – творог!?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке - Лицо, как роза, расцвело Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог. А как спросить: «Почём творог? А может правильнее – творог? |
А в это время у прилавка И шум, и очередь, и давка, Но дядя дольше всех стоит И сам с собою говорит: «Н-да.. Я к произношенью строг, Не допускаю оговорок… Но как же всё-таки – творог, А может правильнее – творог? Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы – Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже И так сказала: «Не осталось, Она распродата уже!» |
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
(Ответы учащихся).
Ведущий. Верно. О том, как правильно говорить. Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить один очень важный вопрос: нужно ли говорить правильно? Давайте послушаем, что скажут нам защитники нормы.
Сторонники нормы. Говорить правильно необходимо. Убеждённым сторонником норм русского языка был ещё всем известный М.В. Ломоносов. В своих книгах «Русская грамматика» и «Риторика» он заложил основы норм грамматики и стилистики. Норму русского языка отстаивали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, Л.К. Грот, А.А. Потебня (показать портреты лингвистов).
Сейчас можно говорить о том, что сформировалась самостоятельная наука – культура речи. (З.Н. обращаются к остальным участникам) Неужели вы будете ещё о чём – то спорить?
Ведущий. Спорим не только мы, спорит жизнь. Есть люди, которые нарушают нормы произношения. Даже не стараются говорить правильно.
(Вопрос в зал) Может, действительно, мы зря бьёмся за правильность произношения? Говорим: звонят, а не звонят. Понимаем же друг друга! Так ли уж необходимо говорить правильно, то есть соблюдать нормы литературного языка?
Противники нормы. Сначала напомним присутствующим, что такое норма, чтобы ясно было, против чего мы протестуем.
Норма - это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят в обществе и принят как единственно правильный.
Так, можно по-разному произнести слово началась – началась, но правильный вариант – последний. Если я произнесу «Дискуссия началась», а не «Дискуссия началась», то вы обвините меня в бескультурье и неумении говорить правильно. Но почему? Ведь вы же поняли, что мы хотели сказать. Ведь многие лингвисты говорят о том, что многие слова имеют варианты произношения, ударения. Например, августовский и августовский. Значит, сам язык требует разнообразия, он предлагает нам выбирать.
На нашей стороне тоже есть лингвисты! А.А. Шахматов, выдающийся лингвист 19-20 веков, академик , считал, что само дело нормализации совершенно чуждо науке. Он писал: «Странно было бы вообще, если бы учёные вместо того, чтобы показывать, как говорят, решалось указывать, как говорить». Что вы на это скажете?
Ведущий. Позиция противников нормы ясна: они за разнообразие. Может, согласимся?
Слово учащимся.
Сторонники нормы. Ссылки на свободу выбора в вопросе о нормах неуместны. Оформленная по правилам речь не затрудняет общения, а облегчает его. Несоблюдение нормы отвлекает от смысла, вызывает комический эффект.
Ведущий. Давайте посмотрим, откуда берётся норма.
Сторонники нормы. Лингвисты не придумывают норму, не следуют своему вкусу и мнению, а опираются на объективные данные: письменные источники разных жанров, запись устной речи, учёт общественного мнения. Лингвисты анкетируют простых носителей языка. Кстати, норма допускает не один, а два варинта. Вспомните слово творог. Творог — это языковая единица, в этом слове возможна двоякая постановка ударения, и в любом случае оно будет произнесено правильно. Иными словами, грамотным произношением слова «творог» является и «твОрог», и «творОг».
Ведущий. Давайте постараемся выполнить задания:
I.
Попробуйте определить автора слов:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
(ИС Тургенев)
«по отношению каждого человека к языку можно совершенно точно судить о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку»
(КГ Паустовский)
II.
Давайте исправим ошибки в речи наших героев.
Очередь в овощном магазине.
- Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот.
- И мне свёклу, пожалуйста, грамм на триста, яблоков 5 килограмм.
- Свекла, говорят, у вас хорошая! А ещё бы помидор мне килограмм шесть.
III.
Поставьте ударение:
Звонит, свекла – свёкла, договор, танцовщица, квартал, упростить, кулинария, средства, обеспечение.
Ответы учащихся.
Ведущий. Так ли важно соблюдать норму языка?
Сторонники нормы. Важно! Очень важно!
Запомните:
Норма обеспечивает единообразие речи, а оно, в свою очередь, облегчает общение.
Норма обеспечивает сохранность нашего литературного языка.
Ведущий. Давайте бороться за правильность речи. Заставляйте себя прислушиваться к речи образованных людей. В сомнительных ситуациях проверяйте себя по словарям и справочникам, читайте справочную литературу. Один из таких словарей «Орфоэпический словарь», который указывает нормативное литературное произношение слов.
Итак, только тот, кто говорит правильно, соблюдая нормы, может считать себя защитником языка.
Противники нормы. Позвольте, мы не считаем себя врагами русского языка. Подумайте, разве может что – то случиться с «громадой русский язык», если один раз мы позволим себе произнести новорожденный вместо новорождённый. Зачем делать из мухи слона?
Ведущий. Может, правда? Действительно, не совсем важно, если мы разок-другой позволим сказать неправильно.
Сторонники нормы. Мы думаем, один скажет неправильно, а другой подхватит. Послушают младшие, начнут повторять тоже неправильно. Вот и громада русский язык пострадает, и будет испорчен язык.
Русский лингвист А.М. Пешковский сказал: «Нормой признаётся то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет, но если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествующего поколения, много двух».
Ведущий. По – моему, убедительно. Получается, защищая норму, мы боремся за русскую словесность, отстаиваем культурное наследие нации.
Давайте заполним небольшую анкету, посвящённую сегодняшней теме.
Учащиеся заполняют анкету.
Пока обрабатываются результаты, ребята выполняют задание.
Задание: разгадай шифровку:
НА – ПО – И - ДРУ - СЛО – ШИ - МОЩ- ЗЬЯ- ВА –НИ –РИ –КИ.
(Наши друзья и помощники – словари).
Ведущим оглашаются результаты анкеты и темы конкурса сочинений.
Почему я соблюдаю нормы литературного языка.
Почему я стараюсь говорить правильно.
Почему я не соблюдаю нормы литературного языка.
Почему я говорю неправильно.