Внеклассное мероприятие «Дружба — какое чудесное слово!»
Тема: «Дружба – какое чудесное слово!»
Цели:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха;
- формирования нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Оформление, оборудование и инвентарь
- над доской плакат с надписью: «Дружба – какое чудесное слово!»; рисунок «Мальчик и девочка».
- выставка детских рисунков о дружбе;
- шары;
- маски зверей: собачки, зайца, медведя, воробьев; корона для маленького принца;
- магнитофон и аудиокассета с голосами птиц;
- мультимедийное оборудование.
1 ученик: - Что за праздник готовится тут?
Видно почетные гости придут?
Может, придут генералы?
Ученики (все): - Нет!
2 ученик: - Может, придут адмиралы?
Ученики (все): - Нет!
3 ученик: - Может, герой, облетевший весь свет?
Ученики (все): - Нет!
1 ученик: - Гадать понапрасну бросьте.
Смотрите! Вот они гости!
Почетные, важные самые гости!
2 ученик: - Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас
на нашем празднике «Дружба – какое чудесное слово!».
Ученики читают стихи С. Михалкова «Чудесное слово».
Слайды (фотографии детей из школьной жизни)
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово,
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятерку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
«Жить без дружбы не возможно», - скажет вам любой!
Учитель: - Ребята, какие звуки вы слышите, когда произносите слово
«дружба»?
Ученики: - Звон колокольчиков. Журчание ручейка. Весёлый смех.
Учитель: - А каково на ощупь слово «дружба»?
Ученики: - Оно круглое, теплое. Мягкое, пушистое.
Учитель: - А если положить это слово на язык, каково оно на вкус?
Ученики: - Сладкое, как конфетка. Как пирожное с воздушным кремом. Оно
такое вкусное, что его даже есть жалко.
Учитель: - С каким животным ассоциируется слово «дружба»?
Ученики: - С ласковым игривым котенком. С маленьким щенком с отвислыми
ушами. С маленьким медвежонком.
Учитель: - А какими красками вы нарисовали это слово?
Ученики: - Голубеньким, розовым, желтым.
Учитель: - Вот какие яркие, красивые, добрые рисунки получились у вас.
(Выставка рисунков. Дети заранее рисуют рисунки на данную тему.)
Учитель: - А что такое «дружба»?
Ученик: - Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас настоящее,
И любая беда - не беда
Если рядом друзья настоящие!
Учитель: - Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой
жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить
дружбой?
Ученики (все): - Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Учитель: - А с чего начинается дружба?
Ученики: - С улыбки.
Учитель: - Верно, ребята с улыбки. Об этом даже в песне поется.
(Ученики исполняют 1 куплет песни «Улыбка» сл. В. Шаинского,
муз. М. Пляцковского)
Учитель: - А какое чувство вы испытываете когда встречаете своего друга?
Ученики: - Радость.
Учитель: - Кого мы называем настоящим другом?
Ученики: - Настоящий друг всегда придет на помощь. Он никогда не
бросит в беде.
Учитель: - От каких плохих качеств человеку нужно избавиться, что бы стать
настоящим другом?
Ученики: - От зависти, лени, хвастовства, грубости, злости, жадности…
Звучит песня «Настоящий друг» ( сл. М. Пляцковского, муз. М. Соловьева.)
Учитель: - Ребята, а как вы думаете, как чувствует себя человек, у которого
нет друга?
Ученики: - Ему одиноко. Скучно. Тоскливо. Грустно.
Учитель: - Посмотрим сценку о том, как трудно и скучно жить без друзей, даже
зверушкам.
Действующие лица: лесовичок, маленький принц, собачка, лисичка, зайчик, птицы.
( По лесу ходит лесовичок и разговаривает.)
Лесовичок: - Как хорошо у нас в лесу! Птички поют и приветствуют солнышко.
Цветочки приветливо кивают своими красивыми головками. Все
дружны между собой.
(Под музыку появляется принц.)
Маленький принц: - Здравствуй, лесовичок! Как хорошо у вас в лесу, красиво,
спокойно! У меня к тебе, лесовичок, есть просьба. Пролетая
над лесом, я увидел одинокую собачку, которая искала себе
друга. Плохо ей одной. Помоги ей найти друга.
Лесовичок: - Конечно, помогу!
(Появляется собачка.)
Собачка: - Не интересно жить без друга. Одному играть скучно. Хоть бы
кого встретить!
Лесовичок: - Это ты собачка живёшь одиноко? Мы найдём тебе друзей. А вон
бежит зайчик. – Зайка подбегай-ка к нам.
Собачка: - Хочешь, будем с тобой дружить? Вместе ладно будем жить!
Зайчик: - Давай дружить!
( На полянку выбегает лиса.)
Зайчик: - Лисичка, хочешь с нами подружиться? Вместе будет интересно.
Лисичка: - Конечно, хочу. Давайте вместе играть. Но я слышу тяжелые шаги косолапого.
Давайте спрячемся.
( На поляну выходит медведь.)
Медведь: - Ну вот! Куда не приду, все от меня убегают, боятся меня. А я тоже хочу со зверушками подружиться.
Лесовичок: - Зайчик, собачка, лисичка, мишка хочет с вами дружить – вместе
будете ладно жить! Ну вот, собачка, ты нашла себе друзей.
Живите мирно, дружно, а ссориться не нужно.
Учитель: - Чему учит эта сказка?
Ученики: - Сказка учит нас добру. Если нет друга, его надо найти, а когда
найдешь – надо беречь.
Учитель: - Молодцы, ребята! О дружбе размышляли во все времена. О ней
письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и
ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Слайд (портрет Сократа и его высказывание.)
Учитель: - Люди сложили много пословиц и поговорок.
- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?
Ученики: - Да, знаем.
Учитель: - А мы проверим, когда вы правильно выполняете здание. Вы должны
восстановить пословицы и прочитать их.
(На экране появляются слова из пословиц.)
ищи, береги, а, найдёшь, друга.
имей, сто, не, рублей, друзей, а, сто, имей.
друг, лучше, старый, новых, двух.
держаться, друга, за, друг, не, ничего, бояться.
Ученики по порядку читают составленные пословицы. После каждого
прочитанного варианта, на экране открывается пословица, по которой
проверяется ответ детей.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Учитель: - Молодцы ребята! Очень хорошо справились с заданием.
Мы увидели, что вы знакомы с пословицами.
Учитель: - Ребята, а как вы считаете, у человека должно быть много друзей?
Ученики: - Я думаю, много.
Учитель: - А какая пословица подтвердит ваши ответы?
Ученики: - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Учитель: - А сейчас посмотрите сценку «С кем ты будешь дружить, рак?»
(Действующие лица: автор, Таня, Аленка.)
Сцена. Таня сидит на стуле, листает книгу и что-то бормочет. Заходит Аленка.
Таня: - Костя – скорпион… Не подходит. Ваня – лев … Тоже не то. Сергей и Оля –
близнецы – не годятся. Сашка …
Аленка: (заглядывает в книгу.) – Что ты делаешь?
Таня: - Да вот гороскоп у старшей сестры нашла. Он предсказывает, кому и с кем
лучше дружить. Вот я решила посмотреть, с кем дружить мне.
Аленка: - Вот здорово! Объясни мне, как ты это делаешь?
Таня: - Смотри, это всё просто. У каждого человека есть свой знак зодиака.
Я – рак. Костя – скорпион. Он мне в друзья не подходит. И Ваня, и
Сергей, и Оля тоже.
Аленка: - А я подхожу?
Таня: - Сейчас посмотрим. Ты рыба. К сожалению, тоже не подходишь.
Аленка: - Но ведь мы с тобой дружим с детского садика!
Таня: - Ну и что же? Я же не виновата.
Автор. Аленка даже не простившись убежала домой. А на следующий день
попросила пересадить её от Тани. Все очень удивились. Таня же
попросила посадить к ней Гошу. Это гороскоп велел ей с Гошей дружить.
Но Гоша отказался сесть к Тане. Несколько дней Таня сидела одна. Одна
шла домой. Потом не выдержала и подошла к Аленке.
Таня: - Извини меня, Алена. Давай опять дружить.
Аленка: - А как же гороскоп?
Таня: - Какие-то знаки зодиака и гороскоп …не правильные. Я – рак, Гоша –
стрелец, ему бы со мной дружить, а он не хочет.
Аленка: - Да нет, знак у тебя правильный. Мы с тобой могли бы дружить…
А ты …ты, как рак пятишься назад.
Таня: - Аленка, я все поняла. Значит мы снова подруги.
Учитель: - Почему с Таней никто не хотел дружить? А как поступила Аленка?
Ученики: - Таня ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.
А Аленка сумела простить подругу.
Учитель: - Что вы считаете самым главным в дружбе?
Ученики: - Если друг делает что-то плохое, надо его остановить.
- Не зазнаваться.
- Если поступил плохо, не стесняться признаваться и исправиться.
- Уметь прощать ошибки друзей.
Учитель: - Что вы больше всего цените в дружбе?
Ученик: - Если дружбой дорожить
Можно спорить и дружить
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Звучит 1 куплет песни «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича,
муз. В. Шаинского.)
Учитель: - А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака и скажите, можно
ли таких друзей назвать настоящими?
Ученик: - Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
Ученики: - Настоящие друзья всё делят пополам.
Учитель: - Ребята, а о каких друзьях говорят, что их не разлить водой?
Ученики: - Когда друзья помогают друг другу в учебе, в труде. Когда
делятся чем-нибудь.
Учитель: - А вот как об этом говорит поэт Б. Заходер.
Ученик: - С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка …
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель: - Ребята бывает, что друзья ошибаются. Надо ли прощать ошибки?
Ученики: - Да, надо. Только настоящие друзья могут помочь исправить ошибки,
научат дружить.
Учитель: - Посмотрим сценку «Урок дружбы».
Действующие лица: автор, Чик, Чирик. Слайд с изображением воробьев.
Автор: - Жили – были два ворбья; Чик и Чирик. Однажды Чику пришла
посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал
ни слова своему приятелю.
Чик: - Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.
Автор: - Склевал он все зернышки, стал выбрасывать ящик, а из него
на землю высыпалось несколько зернышек. Нашел эти зернышки
Чирик, собрал в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.
Чирик: - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай
их поровну разделим и склюем.
Чик (отмахивается): - Не надо! Зачем! Ты их нашел – ты и ешь!
Чирик: - Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить все пополам.
разве не так?
Автор: - Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал ящик зерна и не
поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас
отказаться от подарка приятеля – значит, обидеть его. Он взял
пять зернышек.
Чик: - Спасибо тебе, Чирик. И за зернышки и за …урок дружбы.
Учитель: - Ребята, а правила дружбы существуют? Давайте назовем их.
Ученики: - Надо всегда помогать товарищу.
Не жадничать.
Не бояться просить прощения.
Прощать обиду своему другу.
Не злиться.
Не грубить.
Надо быть честным в дружбе.
1 ученик:
- Если ты сильней других –
Не хвались!
С малышами никогда не дерись!
Выручай всегда друзей из беды
И награды не проси за труды.
2 ученик:
Очень важно, очень важно
Научиться не реветь.
Каждый может стать отважным –
Надо только захотеть.
3 ученик:
И, конечно, хорошо, если ты
Не боишься никогда темноты,
Не боишься ни быков, ни коров,
Ни зубных и никаких докторов!
4 ученик:
А еще всего важней и главней
Отыскать себе хороших друзей.
Если ты и я, и мы – друзья,
Напугать и победить нас нельзя.
Учитель: - Итак, ребята. Какими же качествами должен обладать настоящий
друг. На экране высветятся слова. Ваша задача – прочитать только те
качества, которыми обладает настоящий друг.
Друг должен быть: скромным, жадным, доброжелательным, ленивым, отзывчивым, готовым прийти на помощь, хвастливым, справедливым, злым, общительным, честным.
На экране появляется новый столбик слов, которые называют дети:
Скромным,
доброжелательным,
отзывчивым,
готовым прийти на помощь,
честным,
справедливым.
Учитель: - Ребята, я вижу, вы очень хорошо усвоили те качества, которыми
должен обладать настоящий друг.
Учитель: - Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее.
Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
А если нашел, то береги.
(На экране появляются слова «Если у вас есть друг, берегите с ним дружбу».)
Учитель: - Наш праздник давайте закончим песней – игрой
«Дружат дети всей Земли».
Дети образуют круг и поют песню.
Дружат ветер и волна,
Дружат звезды и луна
Дружен лес и дружен луг,
И река им тоже друг. – 2 раза
Припев: Шире круг, шире круг
Музыка зовет!
Всех друзей и подруг
В шумный хоровод.
2. Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине.
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран. – 2 раза.
Припев.
Дети уходят со сцены.
Ученик: - Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Все: - Дружба, дружба, дружба!