Внеклассное мероприятие «Героям слава!»
Внеклассное меропиятие «Героям слава!»
Лескович Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»;
БОУ г.Омска "Инженерно-технологический лицей № 25"
В преддверии празднования Дня героев Отечества, Дня защитника Отечества, Дня Победы в ВОВ организуется большое количество мероприятий патриотической направленности. Среди них особой популярностью пользуются концерты, конкурсы строевой подготовки, фестивали художественного слова и патриотической песни. Учащиеся объединения Гитар-клуб «Сонет» обучаются по направлению инструментального и вокального исполнительства. Конкурсы патриотической песни дают возможность таким учащимся реализовать свои творческие и вокально-инструментальные навыки. Внеклассное занятие «Героям слава!» было организовано мной не только по собственной инициативе. Учащиеся обратились ко мне с просьбой, дать им возможность более глубоко погрузиться в тематику песен военно-патриотической направленности, в характер и нюансы музыкального обрамления таких произведений. Учащиеся получили не только новые знания, но и возможность творчески реализоваться через выполнение практического задания. Они представили свой первый опыт в подготовке будущего конкурсного или концертного номера. Такие занятия я рекомендую проводить в школах, в УДОД в объединениях вокальной или вокально-инструментальной направленности для учащихся средних и старших классов.
Цель: сформировать навык исполнения произведений маршевого характера на примере аккомпанемента песен военных лет.
Задачи:
Предметные:
· Познакомить с понятиями: марш, военная песня; изучить историю создания песен.
· Познакомить с необходимыми упражнениями для развития навыка игры в ритме «марш», сделать анализ формы и разбор аккомпанемента.
Личностные:
· Воспитывать уважение к истории своей страны,
· Воспитывать культуру исполнения.
· Способствовать созданию среды творческого общения.
Метапредметные:
· Способствовать развитию силы, ритмичности работы пальцев и кисти правой руки.
· Способствовать развитию основных игровых движений в исполнении аккордовых последовательностей.
Ход занятия:
Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров, который сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному.
По каким признакам можно определить жанр марша?
- строгая размеренность ритма;
- двухдольный размер - обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, и 6/8;
- всегда квадратная структура построений;
- аккордовое сопровождение;
- в основе чаще всего лежит две или три темы;
- марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии;
- значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе.
Военный марш получил распространение в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.
Основные разновидности военного марша:
- строевой;
- походный;
- встречный марш.
Песни-марши
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких.
Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Эти песни живут до сих пор. Хорошо когда современные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поют фронтовые песни.
Работа с текстами и гармоническим сопровождением песен.
На фоне видеосюжета их к/ф «Высота» и «Белорусский вокзал» педагог представляет историю создания песен.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Муз. В.Баснера сл. М.Матусовского
События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.
Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.
Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.
Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.
Теперь, когда слышишь эту песню, даже не верится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны.
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА
муз.и сл. Б. Окуджавы
Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра.
Прост и сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверо главных героев приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».
Песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне.
В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа.
Б.Ш. Окуджава: «Сначала песня не произвела впечатления, но я чувствовал: что-то в ней есть. Но вдруг знаменитый композитор Шнитке сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа…В фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве…»
Разбор способов исполнения аккомпанемента в ритме марша.
Обе песни написаны в 4-х дольном размере.
1 способ: игра ровными четвертными нотами, все движения по струнам направлены вниз. Подчёркиваем акцентом первую долю.
2 способ: игра ровными четвертями, движения вниз, но акцент на первую долю подчёркиваем с помощью короткой шестнадцатой из четвёртой доли предыдущего такта.
3 способ: Такой же, как и второй, но подчеркнуть ещё и третью долю, как относительно сильную, за счёт шестнадцатой ноты из второй доли.
Группа делится на 2 команды, каждая из которых получает следующее задание: в течение 5 минут подготовить и исполнить одну из предложенных военных песен с использованием каких-либо сценических элементов, штрихов, которые помогут лучше донести песню военного времени (предложить заготовленные атрибуты военной формы).
Оценка педагогом выполненных заданий.