Урок окружающего мира в 1 классе «Где живут белые медведи?»
Урок №
Окружающий мир
Тема: Где живут белые медведи?
Цели: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
* общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
*логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Личностные: первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; выделять из темы урока известные знания и умения
Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
I. Организационный момент
На улице зимнее, холодное утро, а у нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьезную работу!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос ( работа по карточкам, взаимопроверка)
- перед зимой идет весна
- март, апрель, май – весенние месяцы
- январь – последний месяц в году
- сейчас идет зима.
- Где еще встречаются эти цвета? Как бы вы назвали эту игру? («Светофор»)
Соблюдайте правила ПДД в зимний период
2. Индивидуальная работа( 2 человека – собрать названия месяцев)
С
ентябрь, октябрь, ноябрь Январь, февраль, декабрь
Июнь, июль, август Март, апрель, май
- Какой месяц идет сейчас? Особенно тяжело в зимние месяцы птицам.
3. Работа по группам ( правильный ответ – хлопнуть в ладоши)
1группа – посадить на дерево зимующих птиц
Ласточка, синичка, ворона, соловей
2 группа - посадить на дерево зимующих птиц
Дятел, воробей, скворец, лебеди
3 группа – положить в кормушку корм для птиц
4 группа - положить в кормушку корм для птиц
5 группа – наполнить настоящую кормушку для птиц, зимующих рядом с нами
Семечки, ягоды рябины, черный хлеб, пшеница
ВЫВОД: помощь птицам – это не просто доброе дело, а важная поддержка для пернатых в холода. Ведь без помощи человека им сложно перезимовать.
4. Физминутка «Где-то на белом свете…»
III. Сообщение темы и задач урока
- Спрогнозируйте, о чем будет наш урок?
Первая наша задача начинается со слова: Где….. ( находятся холодные районы Земли?)
IV. Изучение нового материала
- Что вы знаете о местах, где почти всегда холодно?
1. Рассказ учителя на фоне видеоролика( прикрепить к глобусу Арктику и Антарктиду)
Наиболее холодные районы планеты – это Арктика и Антарктика. Это области расположенные вокруг Северного и Южного полюсов.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, покрытое толстым слоем льда. Климат здесь очень суровый. Всегда холодно и ветрено. Температура воздуха здесь опускается до -60.
Антарктида находится на юге земного шара. Весь год ее земля покрыта слоем снега и льда. Это самое холодное место нашей планеты. В Антарктиде находится не только Южный полюс, но и полюс холода. Температура воздуха здесь опускается до --90.
- Чем похожи эти районы?
2. Отметить №1 – Арктику, №2 – Антарктиду ( самопроверка)
- Ответили на первый вопрос?
3. Животные Арктики и Антарктиды
- Как вы думаете, могут ли в таких погодных условиях жить в холодных районах животные?
Второй вопрос нашего урока начинается со слов: Кто….( живет в Арктике и Антарктиде?)
4. Работа по учебнику
- Рассмотрите картинки. Кто живет в Арктике? В Антарктиде?
Живут в разных холодных районах, но есть ли у них что-то общее?
5. Выступление журналистов научно-популярного журнала «В мире животных»
( поселить в нужный холодный район на глобусе)
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, лапы – ласты помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют. У пингвинов толстый слой жира, который спасает их от холода.
Белые медведи всю жизнь они проводят во льдах и в воде .У него густая шерсть и толстый слой жира. Белый медведь может долго плыть, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают.
Северный олень - крупное животное, голова которого увенчана ветвистыми рогами. Очень хорошо приспособлен к суровым условиям севера Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. Для него не существует преград. Олень пройдёт зимой по любому снегу. Основной корм - мох и лишайники.
Морской леопард своё название получил из-за своей пятнистой шкуры. У него хищное поведение. Морской леопард питается пингвинамии молодыми тюленями.
Морж – морское животное довольно необычного вида, с крепкими клыками.он похож на громадный кожаный мешок с жиром. Вместо ног у него ласты. Ныряет глубоко под воду, где питается водорослями и содержимым ракушек.
ВЫВОД : у всех животных густой мех и толстый слой жира
Ответили на второй ворос?
6. Физминутка « Пингвины»
7. Работа в группах (закрепление)
1группа
2 группа
3группа
Убрать «лишних» животных ( не проживающих в холодных районах)
Песец, поморник, слон, белка
4 группа- подчеркнуть красным, что относится к Северному полюсу, зеленым – к Южному.
Северный Ледовитый океан
пингвины
Антарктида
моржи
ледяная рыба
треска
альбатрос
5 группа
- Назови сказки и мультфильмы. Укажи, где живут герои.
8. Игра «Да-нет»
На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь.
Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает.
Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает.
Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы- ласты помогают.
V. Рефлексия
- Получили ли ответы на поставленные вопросы? Все задачи урока решили.
Жители холодных районов – герои сказок и мультфильмов. И закончить наш урок хотелось бы тоже сказочным чудом. Закройте глаза
Снежинка –пушинка, лети, лети, лети
Ребят за хорошую работу, обязательно награди!
( под партой конфеты «Пингвин»)