Геометрический материал «Играем с малышами»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Из опыта работы воспитателя Ахмедовой Г.А.
Элементарные математические знания занимают значительное место в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах, множествах, отношениях – залог для дальнейшего успешного развития умственных способностей.
Далее будет представлено авторское методическое пособие: геометрический набор №1 «Играем с малышами», многофункционал которого направлен на совершенствование и закрепление представлений о геометрических фигурах, цветах, множестве, равенстве/неравенстве групп предметов и т.д.
На фото ниже представлен состав пособия, в который входят различные разноцветные геометрические фигуры, изготовленные из цветной пористой резины – специального материала для творчества, отличающегося мягкостью, высокой износостойкостью. Можно и данный материал заменить заламинированным картоном или бумагой. Для удобства каждая фигура пронумерована.
№10
Данное пособие, включающее в себя, кроме фигур, и дидактические и игровые упражнения, рассчитано на подгрупповую или индивидуальную работу с детьми раннего дошкольного возраста.
Практические задания, предложенные далее, следует выполнять, ориентируясь, прежде всего на доступные ребенку объем и содержание материала. Возможные трудности призваны сгладить персонажи: лисичка, котик, щенок, зайчик - с помощью которых можно разыгрывать мини-сказочки. Их участие в заданиях может определяться педагогом как самостоятельно, так и с помощью ребенка.
Дидактические и игровые упражнения при работе с геометрическим набором №1
«Поиграем с малышами».
№ | Формируемые понятия/ представления | Набор для задания | Содержание задания |
1 | Много, мало | №8, №9, №21 – 5 штук, 2 кукольных блюдечка | Примерные вопросы: Какого цвета квадраты? Какого цвета кружочки? Затем воспитатель предлагает в одно блюдце положить квадраты, а в другое кружочки и задает вопросы: покажи, где много фигур? а где мало фигур? |
2 | Названия геометрических фигур, предлог «на» | Все персонажи. №2, 4, 7, 12 | На лесной полянке в кубики играли лисичка, собачка, котик и зайка. Кубики у них были разноцветные и красивые: давай их рассмотрим. Воспитатель поочередно предлагает ребенку назвать фигуру, ее цвет. После повторения всех фигур, педагог предлагает построить для животных домик: возьми зеленый прямоугольник (ребенок кладет прямоугольник на игровое поле, №1). Далее воспитатель предлагает малышу взять желтую фигуру (т.е. круг) и положить ее на прямоугольник. Затем ребенок должен взять квадрат и помещает его на круг, а треугольник помещает на квадрат. |
3 | Большой, маленький, больше, меньше | №2, №21, №8, №9, №4, №6, 2 блюдечка кукольных, 2 фигурки: зайчик и собачка | Примерные вопросы: Зайчику мама дала задание собрать большие фигуры, а собачке - маленькие. Поможем им? педагог предлагает детям рассмотреть пары фигур по очереди: какого цвета круги? Покажи большой круг? Покажи маленький круг? Какой из кругов больше? Какой меньше? Кому отдадим большой круг? А маленький? (аналогично и с другими фигурами). Как вариант: берем большой круг и маленький треугольник и задаем аналогичные вопросы. |
4 | Длинный, короткий, длиннее, короче | № 11, № 13, 2 персонажа: лисичка и котик | Лисичка и котик собрались идти в лес собирать грибочки. Лисичка пошла по длинной дорожке, покажи длинную дорожку. Котик пошел по короткой дорожке, покажи короткую дорожку. Ребенок ставит персонажей на соответствующие дорожки. Длинная дорожка какого цвета? А короткая? У кого дорожка длиннее? У кого дорожка короче? |
5 | Высокий, низкий, выше, ниже | №14, №15, персонажи: собачка и котик. | Собачка и котик играли в лесу в прятки. Котик спрятался за высокую елку. Покажи высокую елку. Спрячь котика за высокую елку. А собачка спряталась за низкую елочку. Покажи низкую елочку. Спрячь собачку за низкую елочку. У кого елка выше? У кого елка ниже? |
6 | Задание на соответствие | №4,5,6,7,8,9, лисичка, котик и зайка | Лисичка, котик и зайка решили построить себе домики, а мы им поможем. Воспитатель ставит три квадрата перед ребенком. Надо у каждого домика построить крышу. Крыша на какую фигуру похожа? Даем ребенку три треугольника и ребенок над каждым квадратом «надстраивает» соответствующую крышу. |
7 | Задание на соответствие | Все фигуры под № 20 | Воспитатель предлагает детям из данных деталей собрать кирпичики для домика. |
8 | Круг, много кругов | №21 – 5 штук. | Воспитатель предлагает ребенка из кружочков собрать гусеницу. |
9 | Овал, больше, меньше | № 16,17,18, зайчик | Воспитатель предлагает ребенку собрать игрушку для зайчика – пирамидку. Как вариант: собрать пирамидку из прямоугольников. |
10 | Круг, прямоугольник | № 12, 21, котик | Воспитатель предлагает ребенку собрать игрушку для котика – машинку. |
11 | Прямоугольник | №19 – 2 шт., № 11, собачка | Воспитатель для собачки предлагает собрать игрушку - самолет. |
12 | Круг, треугольник, прямоугольник | № 15, 21, 19 – 2 шт. | Воспитатель предлагает сделать игрушку для лисички – куколку. |
13 | Круг, прямоугольник | №2, №19 – 6 штук | Воспитатель: Давай с тобой порадуем наших животных: давай сделаем для них солнышко. |
14 | Квадрат, прямоугольник. | №19 – 6 штук | Из полосок – прямоугольников вместе с ребенком делаем окошко, домик, заборчик, длинную дорожку, |
15 | Прямоугольник, задание на соответствие | №11, 12, 13 | Воспитатель предлагает ребенку построить лесенку из прямоугольников, начиная с самого длинного прямоугольника. |
16 | На соответствие | № 19 – 5 шт., № 21 -5 шт. | Вместе с ребенком строим бусы: полоска – круг – полоска – круг и т.д. |
17 | Мелкая моторика, круг | № 21 – 5 штук | Воспитатель делает перед ребенком дорожку из кругов и предлагает ребенку «походить» по ней пальчиками, попрыгать пальчиками по кочкам и т.д. |
18 | Большой, маленький | №2, № 21, № 19 – 2 шт. | Педагог предлагает для лисички и собачки сделать чупа-чупсы: для собачки – большой, для собачки – маленький. |
19 |
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
Такие дидактические игры способствуют не только усвоению отдельных умений и навыков, но и являются формой общего развития ребенка. Кроме этого, малыши учатся работать с раздаточным материалом. Подбор специальных игр и упражнений дает возможность дошколятам не только исследовать математические фигуры, но и придумывать им образы.