12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якубова Айше Сейт-Меметовна18

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 ИМ. ЭШРЕФА ШЕМЬИ-ЗАДЕ»



IX городская конференция исследовательских работ и творческих проектов обучающихся общеобразовательных заведений

Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности»


Научно-исследовательская работа на тему:


ГЕОМЕТРИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КРЫМСКИХ ТАТАР



Секция: математика



Работу выполнила:

Гафарова Гульшиде Диляверовна,

учащаяся 6-Г класса

МБОУ «СОШ №42 им. Эшрефа Шемьи-заде» г. Симферополя.


Руководитель:

Якубова Айше Сейт-Меметовна,

учитель математики МБОУ «СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» г. Симферополя.

М.т. +79787061365

Симферополь, 2022 г

Тезисы

ГЕОМЕТРИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КРЫМСКИХ ТАТАР

Гафарова Гульшиде Диляверовна, МБОУ «СОШ №42 им. Эшрефа Шемьи-заде» г. Симферополя, 6-Г класс.

Якубова Айше Сейт-Меметовна, учитель математики МБОУ «СОШ №42 им. Эшрефа Шемьи-заде» г. Симферополя.

Гипотеза: при создании предметов декоративно-прикладного искусства необходимы знания геометрии (при выборе формы конструкции и его размера, при составлении узоров и орнаментов).

Актуальность темы исследования определяется, тем что геометрия является основополагающей наукой в искусстве, а в настоящее время необходимым элементом в области создания узоров и орнамента.

Цель работы – изучить связь геометрии с декоративно-прикладным искусством крымских татар, стимулировать интерес к изучению геометрии и передать молодому творческому поколению культурное наследие своего народа. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить материал о предметах декоративно-прикладного искусства крымских татар с геометрическими узорами и орнаментом, геометрическими формами. 2. Рассмотреть применение конкретных геометрических форм и фигур в различных направлениях искусства. Структура проекта состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованных источников. Во вступлении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Раздел 1. – «Геометрия как наука» - состоит из 3 подразделов. Раздел 2. – «Геометрия в декоративно-прикладном искусстве крымских татар». В этом разделе мы собрали информацию о предметах декоративно-прикладного искусства и показали использование геометрических фигур для составления орнамента. Раздел включает в себя три подраздела.

Раздел 3. – «Результаты исследования» показывают как геометрия и искусство связаны друг с другом.

Работа может служить материалом для выступления на конференциях, в качестве дополнительного материала к урокам и внеурочной деятельности.





































СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ. 4 РАЗДЕЛ 1. Геометрия как наука. 5 1.1. Необходимость возникновения геометрии 5 1.2. Что такое геометрия? 5 1.3. Принцип симметрии. 6 РАЗДЕЛ 2. Геометрия в декоративно-прикладном искусстве крымских татар 2 2.1. Женский головной убор. 12 2.2. Предметы быта и интерьера. 15 2.3. Геометрические фигуры и их элементы в орнаменте. 1 РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17 ВЫВОДЫ. 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 19















ВСТУПЛЕНИЕ Вопрос о предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес они унаследовали от предшествующих цивилизаций. В наше время геометрия – необходимый элемент общего образования и культуры, представляет большой исторический интерес, имеет серьезное практическое применение. Поэтому всем интересно взглянуть на привычные вещи с другой стороны, например, с точки зрения геометрии. Этим обусловлен выбор темы и проблематика работы. Объектом исследования мы выбрали геометрические фигуры в создании предметов национальной одежды, головных уборов, ювелирных украшений, керамической посуды, ковровых покрытий и изделий из древесины. Предметом исследования – использование геометрических фигур в создании узора и орнамента. Цель работы - изучить связь геометрии с декоративно-прикладным искусством крымских татар, стимулировать интерес к изучению геометрии и передать молодому творческому поколению культурное наследие своего народа. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить материал о предметах декоративно-прикладного искусства крымских татар с геометрическими узорами и орнаментом, геометрическими формами. 2. Рассмотреть применение конкретных геометрических форм и фигур в различных направлениях искусства. Научная новизна работы заключается в том, что впервые произведена связь геометрии с декоративно-прикладным искусством крымских татар. Теоретическая значимость работы состоит в изучении геометрии в декоративно-прикладном искусстве крымских татар. Практическая значимость – возможно дальнейшее использование материалов работы на уроках геометрии и внеурочной деятельности.


РАЗДЕЛ 1. Геометрия как наука 1.1. Необходимость возникновения геометрии

Геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни.

В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. Высокий уровень развития современной техники ставит перед геометрией все новые и новые задачи. В настоящее время геометрия определяется как часть математики, изучающая пространственную форму, размеры и взаимное расположение фигур.

Геометрия в нашей жизни встречается абсолютно везде и во всём, играет не малую роль, и до сих пор открывает для нас новые перспективы. Она является неотъемлемой частью жизни всего на земле. Ежедневно множество разнообразных геометрических линий и поверхностей использует человек в своей деятельности, и пользуясь геометрическими данными и вычислениями, с наибольшей точностью решает разнообразные технические задачи.

Геометрия – это шанс обучиться искусству рассуждения и доказательства. Сюда входят такие умения, как четко отделить, что дано, а что нет, а еще – сделать логические выводы из того, что дано. И не какие попало выводы, а те, что ведут к цели.

1.2. Что такое геометрия?

Что такое геометрия? В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета… Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, т.е. логически мыслить.

В переводе с греческого языка слово "гео" значит земля, а "метрео" — мерить. Получается, что геометрия в переводе — "землемерие". Такое название легко объяснить тем, что появление геометрии было связано с различными измерениями, например, разметка участка, проведение дорог, строительство зданий. По мере проведения работ постепенно накапливались различные формулы и правила. То есть геометрия появилась благодаря практической деятельности людей и развивалась как наука, занимающаяся изучением геометрических фигур

Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность.

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Часть любой геометрической фигуры является геометрической фигурой. Всякую геометрическую фигуру мы представляем себе составленной из точек.

Геометрия широко применяется на практике. Ее надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику. Одним словом, геометрию надо знать всем.


1.3. Принцип симметрии.

Мир наш исполнен симметрии. С древнейших времен с ней связаны наши представления о красоте. Наверное, этим объясняется непреходящий интерес человека к удивительным символам симметрии, привлекавшим внимание множества выдающихся мыслителей, от Платона и Евклида до Эйлера и Коши.

Для человеческого разума симметрия всегда обладала особой притягательной силой.   В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Многим творениям человеческих рук придается симметричная форма. Симметричные мозаики, фрески, архитектурные ансамбли будят в людях чувство прекрасного, музыкальные и поэтические произведения вызывают восхищение именно своей гармоничностью. Таким образом, можно говорить о принадлежности симметрии к категории прекрасного. Обобщенное понятие симметрии используется и в поэзии, и искусстве. Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях неорганического мира и живой природы. Окружающий нас мир заполнен симметричными природными объектами: пчелиные соты, формы кристаллов. Кристаллы издавна восхищали своим совершенством, строгой симметричностью форм. Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.

Симметрия - то, что нас окружает ежедневно. На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство. Мы видим симметрию везде, в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Принцип симметрии используют в построении орнамента. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль.

Оказалось, что использование симметрии не только делает работы более аккуратными и красивыми, но и значительно упрощает процесс их изготовления.

 

















РАЗДЕЛ 2. Геометрия в декоративно-прикладном искусстве крымских татар 2.1. Женский головной убор.

Геометрические формы были частью национальных костюмов уже давно, и не удивительно, что они плавно перешли и в мир современной моды. Одежда с геометрическими фигурами лаконична и вместе с тем именно она придает образу целостность и завершенность.

А вот умелое и удачное совмещение геометрического низа и верха сделает вас яркой и эксцентричное, но здесь самое главное не переборщить, иначе ансамбль может смотреться аляписто и неудачно.

Ну и напоследок, такое произведение - это смело, ведь не каждый решится облачиться в геометрические узоры, привлекая всеобщее внимание.

Наглядный пример этому крымскотатарский женский головной убор «фес», который по форме представляет собой нижнюю часть усечённого конуса. Это маленькая шапочка, украшенная вышивкой. Спереди, у границы околыша и донышка, прикреплялось филигранное украшение в виде полумесяца. Высота феса должна составлять четыре пальца женской руки, он должен хорошо держаться на голове. Фес носили с самого детства.

t1687435662aa.jpgТакже, к числу наиболее важных головных уборов крымских татарок относится шаль «марама» с геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент состоял из одного повторяющегося элемента.

Срезы обрамлялись кружевом или бахромой. Мараму носили замужние женщины или женщины в возрасте. Молодые девушки покрывали голову платком «фырланта» или «шербенти». По его краю имелась вышивка из тонких шёлковых нитей.

Вышивка имеет богатую историю, она зародилась очень давно и является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры народа. Особенностью крымскотатарской вышивки является то, что три самые известные цивилизации оставили свой след в истории Крыма – античная, византийская и мусульманская; - узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков.

Орнамент используются как элемент декора не только национальной одежды, обуви, головных уборов, а также в ювелирных украшениях, на керамической и металлической посуде, изделиях из древесины, домашнем оборудовании, в отделке мебели, ковровых покрытиях.


2.2. Предметы быта и интерьера.

Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

t1687435662ab.jpg Сегодня города и села Крыма продолжают вышивать футляры для Корана (куран-кап), детали традиционного костюма, макраме, головные уборы (фес), современные чехлы для мобильных телефонов, декоративные панно для домашнего интерьера (ев-джияр). Нарядные льняные полотенца на протяжении многих веков слыли наиболее популярными «оберегами». Полотенце – символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.

Самыми нарядными выглядят «девичьи» и «свадебные» полотенца. С полотенцем приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, справляли брачные обряды, провожали в последний путь.

Геометрические орнаменты присущи всему декоративно-прикладному искусству. В них встречаются кружочки, треугольники, ромбы с загогулинками, зигзаги, линии. Расположение таких символов несло в себе пожелание долголетия и благополучия. Украшения жилища, утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли . Так, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. На смену наскальной живописи пришло искусство геометрического орнамента, нанесенного на глину. Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических аt1687435662ac.jpg бстракциях: круге, овале, линии.

Многие мастера обращаются к геометрическим узорам, чтобы сделать свое произведение еще интереснее и популярнее.

Несмотря на явную простоту геометрических узоров в орнаменте, произведение искусства выглядят очень стильно и необычно. если на нем будут присутствовать геометрические фигуры, и не важно, что это - круги, ромбики или квадраты.


2t1687435662ad.jpg .3. Геометрические фигуры и их элементы в орнаменте.

Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение».

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов - мотивов, которые являются основой орнамента.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате). Орнамент – узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

В целом же, все орнаменты можно разделить на шесть групп: растительные, геометрические, архитектурные, зооморфные, эпиграфические и смешанные.

Вышивка - один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность.

Особую ценность представляет крымскотатарская вышивка. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.

В исламе не приветствуется изображение живых существ. И поэтому крымскотатарская орнаменталистика выражается через растительный и геометрический орнамент. Основной символикой является изображение геометрических линий.

В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается повторяемость в определенных числах.

Ромб считается универсальным символом плодородия и чадородия, т. е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери — прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Называют его «лягушка» или «ромб-лягушка»

t1687435662ae.gif t1687435662af.gif t1687435662ag.gif t1687435662ah.gif t1687435662ai.gif

Символика плодородия представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики – лунки для семян. Если в них изображаются точки, это значит, что поле засеяно.

           Наиболее мощные и действенные обереги получались из вышивки последовательно расположенных друг за другом узоров в виде геометрических фигур и их элементов (отрезки, прямые линии, изогнутые, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, волны, зигзаги). Это не только выглядело красиво, строго и лаконично. Каждый орнамент имел свое значение, наполнялся определенной силой в зависимости от количественного состава и вида геометрического узора, использованного для составления орнамента.

Рассмотрим примеры символических значений и магических свойств, по представлениям наших предков, наиболее популярных геометрических узоров и примеров схем крымскотатарских вышивок, из них составленных.

«точка» - символизировала первопричину всего - начало и конец, использованная в орнаменте символизировала помощь предков в достижении желаемого.

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать различные конфигурации, самая простая из которых - это прямая линия, исходящая из точки, то есть «луч».

«Луч» - может трансформироваться в «луч солнца», «стрелу», «порыв ветра» и ассоциироваться с мощью, стремительностью, и победой. Владельцу вышивки с изображением лучей, отходящих в разные стороны от основного геометрического узора, такой амулет придавал энергии и сил физических и умственных в исполнении задуманного.

«Волнистые» и «ломаные» и «прямые горизонтальные линии» - это древнейшие символы взаимодействия человека с природой: плодотворная Земля, животворящая Вода и мощь небесного Огня.

Использованные как элементы орнамента могут выглядеть:

«круг» являлся символом единства, целостности и завершенности, центр бесконечности и совершенства. В вышивке использовался как обрамление к основному геометрическому орнаменту с целью конкретности и последовательности своих намерений и неотвратимости исполнения задуманного. И как отдельный элемент- символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

«Круг», поделенный на две части - символ единства противоположностей и их неразделимости: свет и тьма, жизнь и смерть, день и ночь, лето и зима, бесконечная смена природных циклов. Помогал решить спор или дилемму, сохранить мир и семейное благополучие.

«Квадрат» - напротив, символ прочности, стабильности и постоянства, твердости и основательности убеждений. Знак земледельцев, символ плодородия полей.

«Треугольник» - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

«Треугольник в квадрате» - очень важный и характерный символ человеческой духовной сущности, заключенной в телесное обличие. Этот символ наделял человека разнообразными талантами, обеспечивал достаток его дома и благополучие. Также данный талисман наделял своего владельца энергией, решительностью, мудростью, стойкостью и постоянством.

«Ромб» - трактовался, как символ духовной чистоты и силы. Состоящая из ромбов и ломаных - небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил, приносил в дом удачу и помогал достичь намеченную цель.

Такие элементы делают любой орнамент намного более интересным, уникальным и стильным.














РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании проведённой работы, я провела статистический опрос среди учащихся моего класса по следующим вопросам:


1. Есть ли в вашем гардеробе национальный женский головной убор? ( в опросе принимали участие девочки)

2. На каком из предметов декоратино-прикладного искусства вам нравится геометрический узор?

3. Какой орнамент вам нравится?

4. Какие виды геометрических фигур часто используются в крымскотатарском орнаменте?

В опросе приняло участие 26 человек: 12 девочек, 14 мальчиков.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм (Приложение 1) .

Исходя из статистического опроса, можно сделать выводы, что ученики моего класса любят геометрические узоры, а все девочки класса имеют головной убор геометрической формы. Проведя исследовательскую работу , я пришла к выводу, что геометрия является неотъемлемой частью в декоративно-прикладном искусстве.














ВЫВОД

В ходе своего исследования я пришла к следующим выводам: -

Геометрия и искусство связаны друг с другом.

На основе анализа теоретических и практических материалов, результатов, проведенного соц. опроса выявлены связь между геометрическими фигурами и формами предметов одежды и быта, использованием геометрических фигур в орнаменте и узоре.

Проведя исследование, я убедилась, что при создании предметов декоративно-прикладного искусства крымских татар (определении формы, размера, узора, орнамента) необходимо использовать математические знания – знать геометрические фигуры и их свойства, уметь выполнять расчеты; учитывать взаимное положение фигур при составлении узоров и орнаментов.

Поставленная цель - выяснить как геометрия связана в нашей жизни с декоративно-прикладном искусстве крымских татар достигнута, а выдвинутая гипотеза о том, что при создании предметов декоративно-прикладного искусства необходимы знания геометрии (при выборе формы конструкции и его размера, при составлении узоров и орнаментов) подтверждена в процессе моего исследования.

Геометрия несёт в мир человека много прекрасного и интересного. Она нужна везде и является не просто наукой, но и частью искусства, поэтому изучать геометрию интересно и увлекательно. 










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Геометрия. Учебник для 7-9 классов средней школы”, Атанасян, Издательство: Просвещение, год издания: 1992.

3.Пидоу Д. «Геометрия и искусство»-М. Мир,1979г;

Гинзбург, М. Я. Декоративное творчество: [Искусство крымских татар] // Забвению не подлежит… - Казань, 1992. - С. 223-226.

Заат, И. Формирование и развитие крымскотатарского декоративно-прикладного искусства // Qasevet. - 2002. - №1(29). - С. 2-16.

Чепурина, П. Я. Орнаментное шитье Крыма. М.-Л.: Всесоюзное кооперативное объединенное изд-во.- 1938г.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П.Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. - М.: ООО «Фирма» Издательства АСТ», 1999.

http:// pictoris.ru / - Геометрия как искусство (сборник статей).

http://www.ru.wikipedia.org.


















Приложение 1


1. Есть ли в вашем гардеробе национальный женский головной убор?


t1687435662aj.gif


2. На каком из предметов декоратино-прикладного искусства вам нравится геометрический узор?


t1687435662ak.gif


3. Какой орнамент вам нравится?


t1687435662al.gif



4. Какие виды геометрических фигур часто используются в крымскотатарском орнаменте?


t1687435662am.gif



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.