Конспект занятия «Герои России моей!»

5
0
Материал опубликован 25 January 2021 в группе

Андрющенко Алёна Петровна

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Герои России моей» в рамках празднования Дня героев Отечества.

ЦЕЛЬ: Расширение знаний воспитанников о героических страницах истории Отечества.

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: сформулировать понятие «герой» и «подвиг», а также познакомить воспитанников с героями на примере наших соотечественников;

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение составлять вопросы на основе услышанного материала;

3. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости и уважения к людям, чьё служение Отечеству – пример мужества и доблести;

4. Коррекционные: коррекция познавательных возможностей, а также формирование и развитие коммуникативной функции речи.

МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, колонки.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Презентация, видео «Дню Героев Отечества посвящается», монеты, портреты героев, карточки с информационной справкой о них.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть.

-Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам посмотреть видео и подумать над темой нашего занятия.



Просмотр видео «Дню Героев Отечества посвящается»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?


Предположения воспитанников

-Ребята! Сегодня в нашей стране отмечается праздник, который вошел в историю памятных дат России недавно, в 2007 году, День Героев Отечества. Сегодня мы познакомимся с краткой историей этого праздника и историей высшей награды для Героев Отечества –Георгиевским крестом.


2. Основная часть

В календаре России есть праздник - памятный день – День Героя Отечества.

- А откуда эта дата – 9 декабря, как вообще назначается праздничная дата?

9 декабря по новому календарю, а по старому- 26 ноября - с этой датой связано очень много в истории событий. В этот день Святой Георгий Победоносец, всегда почитаемый на Руси как покровитель русского воинства, победил того самого змия.

-Где данную сцену мы можем увидеть?

Если мы посмотрим на монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, то с обратной стороны увидим изображение Георгия, который сидит на коне и пронзает копьём змея. Из-за всадника с копьём у монеты и пошло укрепившееся до наших дней название «копейка».

Именно 26 ноября в 1036 г. Ярослав Мудрый в честь окончательной победы над печенегами повелел по всей Руси в этот день “творити праздник” в честь святого Георгия.

В 1769 г. 26 ноября Екатерина II учредила военный орден Святого Георгия, который стал высшей военной наградой в Российской империи. С этого времени и до 1914 г. 26 ноября праздновался как День георгиевских кавалеров, а с начала Первой мировой войны и опять до революции – уже как День Героев.

Вот поэтому 26 ноября по старому стилю, а 9 декабря по современному стилю дата оказалась наиболее подходящей.

Орденом награждено более 10 тысяч человек, из них первой степенью – 25 раз, второй – 117. Лишь четыре человека являлись полными кавалерами ордена: М.И. Голенищев-Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, И.И. Дибич-Забалканский, И.Ф. Паскевич-Эриванский.

Когда праздник становится народным, он имеет свои традиции, свои ритуалы. А каким станет День Героев Отечества?

- Если вновь обратиться к историческим традициям, в XIX веке, например, день 26 ноября отмечался торжественным выходом императора в Зимнем дворце, который принимал парад георгиевских кавалеров. Потом следовал обед, устраиваемый для них во дворце, - как символ единения главы государства с Героями Отечества, как знак признательности России за совершенные ими ради нее подвиги. В церквях проходили торжественные молебны. В газетах рассказывались истории о подвигах тех, кого страна чествует в этот день. У XXI века, конечно, могут быть другие ритуалы. Главное, чтобы вся атмосфера праздника вызвала у взрослых чувство национальной гордости, а у наших мальчишек – мечту стать героем своей страны.

Но кто такой герой?

Давайте попытаемся поразмышлять о том:

 Кто такой герой?

 Какой человек может совершить подвиг?

- Давайте попробуем дать определение слову герой?

- Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

- А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

- Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

- Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем.А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- Давайте послушаем о героических поступках, которые совершили люди, обладающие такими чертами. У нас на столе лежат карточки, в которых отображена информация по героям, которые будут появляться на экране.

Первым героем Советского Союза становится лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский.

Анатолий Васильевич Ляпидевский был награждён за героическое спасение пассажиров зажатого во льдах Северного Ледовитого океана, а потом и затонувшего, теплохода «Челюскин», совершив 29 поисковых вылетов в непроглядную метель. Ляпидевский обнаружил лагерь, осуществил посадку на льдину и вывез на борту самолёта АНТ-4 12 человек, включая двоих детей.

Александр Матросов (1924-1943) . Стрелок – автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону две гранаты. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.
На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Физкультминутка.

-Ребята, давайте сейчас немного разомнемся. Нужно встать в круг и кидая друг другу мяч, нужно называть все свои ассоциации с нашим занятием. Например, я кидаю и говорю «мужество»….

Зоя Космодемьянская (1923-1941).

В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Маресьев Алексей Петрович - летчик-истребитель.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию был призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде.

К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Георгий Константинович Жуков. Семья жила очень бедно, отец был деревенским сапожником. Жуков много учился, занимался самообразованием.

Его военная карьера была непростой. Несколько раз он был ранен и контужен. За свою боевую службу Жуков получил множество наград. В 26 лет он уже коман­довал полком.

В январе 1941 г. его назначили начальником Генерального штаба - высшего ко­мандного органа военных сил страны.

       В ноябре 1942 г. Жуков руководил обороной Сталинграда и стал одним из авторов плана окружения противника. Вскоре после этого был утвержден предложенный Жуковым и начальником Генштаба А.М. Василевским план разгрома врага на Курской дуге. В 1944 г. Жуков руководил операцией «Багратион»: благо­даря слаженным действиям наших войск Белоруссия была освобождена от жестокой германской оккупации. В октябре того же года отсюда началось наступление на Берлин. Маршал Жуков руководил штурмом немецкой столицы, и по­сле взятия Берлина 8 мая 1945 г. от имени Верховного Главнокомандования принял безоговорочную капитуляцию Германии.

      Маршал Жуков стал четырежды Героем Советского Союза. Памятники ему уста­новлены во многих городах России, в Москве на Манежной площади. Его именем названы 190 улиц и проспектов нашей страны, военные училища, город на родине полководца, орден и медаль.

Юрий Владимирович Никулин.

Советский и российский артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». После седьмого класса Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, но родители были против. Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда.

После демобилизации Никулин занимался активно творческой деятельностью: снимался в кино, работал в цирке, снимал фильмы.

За свою деятельность был награжден в 1990 году званием Герой социалистического труда.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (С.М. Буденный, И. Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин).

Александр Иванович Покрышкин - прославленный летчик‑истребитель, первый в истории трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.

Родился в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. Был учащимся школы по специальности слесарьинструментальщик. В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград на курсы усовершенствования авиатехников. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника.

Летом нынешнего года за мужество и героизм при выполнении служебного долга президент России В.В. Путин присвоил звания Героев России посадившим А321 на кукурузное поле летчикам – Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину.



- А Юлиус Фучик считает, что “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

- Я думаю и вы согласны с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе. В подтверждении мною сказанного являются подвиги героев – пионеров во время Великой Отечественной войны. И таких людей, совершающих героический самоотверженный поступок, т.е. подвиги немало и в наше время . Это герои Афганистана и Чечни, герои-космонавты, герои 
Почти каждый день страна рождает героев. Все они совершенно разных профессий, это простые рабочие и творческие специалисты. Жизнь показала, что истинными героями подчас становятся представители мирных профессий.

Сейчас для того, чтобы проверить, насколько вы были внимательны, мы проведем викторину, вопросы в которой вы будете придумывать самостоятельно и задавать друг другу.   Итак, начали!

Примерные вопросы

Какое отношение имеет Георгий Победоносец к Дню Героев Отечества?

Кто стал первым георгиевским кавалером РФ?

Когда отмечается День Героев Отечества?

С какого года он отмечается?

Маршал – четырежды Герой Советского Союза?

Кому посвящена «Повесть о настоящем человеке»?


3. Методы и приемы: технические (использование технического оборудования), словесные методы (беседа, объяснение), наглядные: метод иллюстрации и демонстрации, практические (викторина, упражнение), игра в качестве физкультминутки.

4. Итог занятия.

С историей не спорят,

с историей живут,

она объединяет на подвиг и на труд.


Едино государство,

когда един народ,

когда великой силой он движется вперед!


В День Героя будем рядом,

будем вместе навсегда!

Вместе жить, работать, строить, сеять хлеб, растить детей.


Созидать, любить и спорить, охранять покой людей.

Предков чтить, дела их помнить,

войн, конфликтов избегать.


Чтобы счастьем жизнь наполнить,

чтоб под мирным небом спать!


И в заключение занятия, подводя итог сказанному, необходимо понять, раз есть место подвигу в жизни человека, значит были, есть и будут герои, а значит не случайно отмечается – День Героя Отечества. В России учреждено почетное звание - Герой Российской Федерации - высшее почетное звание в Российской Федерации, знак особого отличия; присваивается за услуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.



5. Выводы: Освоена тема занятия, в ходе которой ребята сформулировали понятия «герой» и «подвиг», а также познакомились с героями нашего Отечества.

Анатолий Васильевич Ляпидевский был награждён за героическое спасение пассажиров зажатого во льдах Северного Ледовитого океана, а потом и затонувшего, теплохода «Челюскин», совершив 29 поисковых вылетов в непроглядную метель. Ляпидевский обнаружил лагерь, осуществил посадку на льдину и вывез на борту самолёта АНТ-4 12 человек, включая двоих детей.

Александр Матросов (1924-1943) . Стрелок – автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону две гранаты. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.
На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Зоя Космодемьянская (1923-1941).

В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Маресьев Алексей Петрович - летчик-истребитель.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию был призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде.

К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Георгий Константинович Жуков. Семья жила очень бедно, отец был деревенским сапожником. Жуков много учился, занимался самообразованием.

Его военная карьера была непростой. Несколько раз он был ранен и контужен. За свою боевую службу Жуков получил множество наград. В 26 лет он уже коман­довал полком.

В январе 1941 г. его назначили начальником Генерального штаба - высшего ко­мандного органа военных сил страны.

       В ноябре 1942 г. Жуков руководил обороной Сталинграда и стал одним из авторов плана окружения противника. Вскоре после этого был утвержден предложенный Жуковым и начальником Генштаба А.М. Василевским план разгрома врага на Курской дуге. В 1944 г. Жуков руководил операцией «Багратион»: благо­даря слаженным действиям наших войск Белоруссия была освобождена от жестокой германской оккупации. В октябре того же года отсюда началось наступление на Берлин. Маршал Жуков руководил штурмом немецкой столицы, и по­сле взятия Берлина 8 мая 1945 г. от имени Верховного Главнокомандования принял безоговорочную капитуляцию Германии.

      Маршал Жуков стал четырежды Героем Советского Союза. Памятники ему уста­новлены во многих городах России, в Москве на Манежной площади. Его именем названы 190 улиц и проспектов нашей страны, военные училища, город на родине полководца, орден и медаль.

Юрий Владимирович Никулин.

Советский и российский артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». После седьмого класса Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, но родители были против. Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда.

После демобилизации Никулин занимался активно творческой деятельностью: снимался в кино, работал в цирке, снимал фильмы.

За свою деятельность был награжден в 1990 году званием Герой социалистического труда.

Александр Иванович Покрышкин - прославленный летчик‑истребитель, первый в истории трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.

Родился в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. Был учащимся школы по специальности слесарьинструментальщик. В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград на курсы усовершенствования авиатехников. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.