Конспект занятия на тему «Герои Усть-Катава. Герои Великой Отечественной войны»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №10
Тема:
«Герои Усть-Катава. Герои Великой Отечественной войны»
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории
Куликова Лидия Леонидовна
Усть-Катав, 2020
Тема: Герои Усть-Катава. Герои Великой Отечественной войны
Цель: Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми подвигами наших земляков - героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, дать понятие слова «земляки».
Развивающие: Продолжать знакомить с подвигами наших земляков Героев Советского Союза.
Воспитательные: Воспитывать уважение к ветеранам – героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за ветеранов и тружеников тыла г.Усть-Катава.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, настенная доска.
Демонстрационный материал: фотопортреты героев ВОВ, видеоролик о ВОВ, иллюстрации событий времён ВОВ.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Великая Отечественная война», чтение художественной литературы на военную тематику, заучивание стихов, песен о войне, подбор книг о ВОВ в книжном уголке, рассматривание иллюстраций, экскурсия в парк им. С.Ф. Кондрина.
Словарная работа: Великая Отечественная война, фронт, тыл, захватчики, земляки, герои-защитники, ветераны.
Ход НОД:
Вступительная часть
Ребенок: (заранее подготовленный ребенок наизусть читает стихотворение)
Старый снимок
Фотоснимок на стене –
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
(С. Пивоваров)
Воспитатель: 75 лет назад началась Великая Отечественная война. Давайте посмотрим видеоролик о том, как жили люди во времена той войны.
Просмотр видеоролика
Воспитатель: Что случилось рано утром 22 июня 1941 года?
Ответы детей
Воспитатель: Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы.
Основная часть
Воспитатель: Послушайте как объявили нашим советским людям о начале ВОВ (звучит запись голоса Левитана о начале войны).
Воспитатель: Для чего Гитлер напал на нашу страну?
Ответы детей
Воспитатель: В те грозные дни начала Великой «Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Эта песня была призывом к битве, к борьбе с врагом (Слушают с детьми один куплет песни «Священная война»)
Воспитатель: На борьбу с захватчиками встала наша армия, в то время она называлась Советская армия. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт. Ребята, а что это такое – фронт? Кого там можно увидеть? Что там происходит?
Ответы детей
Воспитатель: Там идет битва. Послушайте звуки битвы. (запись звуков битвы.
Воспитатель: Взрываются бомбы. Летят самолеты. Грохочут танки. Гремят выстрелы. Слышатся крики солдат. Враг силен. Но защитники помнят такое правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!» Все как один встали на защиту родины.
1 ребенок
«Памятник»
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
2 ребенок
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
3 ребенок
И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
Георгий Рублев
4 ребенок
… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
5 ребенок
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Воспитатель: Я хочу предложить вам послушать песню «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, которая была написана после окончания ВОВ, в память о тех, кто не вернулся с войны.
Воспитатель: И из нашего города Усть-Катава ушли на фронт мужчины. Они стали рядовыми, пехотинцами, связистами, артиллеристами, пулеметчиками, танкистами – смелыми защитниками Родины. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
Воспитатель: Ребята, а кто такой герой?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята. Герой тот, кто совершал подвиг, не жалея своей жизни, защищал свою Родину, свой народ.
Воспитатель: Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Самолёт»:
«Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар.
Воспитатель: На выставочном стенде вы уже видели фотографии наших земляков-героев Великой Отечественной войны. Земляки – это значит, люди, которые живут или жили в одном городе, нас с вами тоже можно назвать земляками, потому что мы с вами живем в одном городе - Усть-Катаве. Посмотрите ещё раз внимательно на лица этих людей. Вы кого-нибудь узнаете?
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята. Мы с вами уже знаем о героической жизни 3-х наших земляков. Это Кондрин Сергей Фёдорович, Головин Алексей Степанович, Кукарин Иван Александрович.
Их именами названы улицы нашего города.
Сейчас Ваня расскажет нам о Сергее Фёдоровиче Кондрине.
Ваня Д.: Родился 12 сентября 1918 года в г. Усть-Катаве в семье рабочего вагоностроительного завода. Закончил 10 классов. В 1936 году после окончания школы направлен в Оренбургскую школу военных летчиков, из которой выпустился в 1939 году в звании лейтенанта. До конца 1939 года служил в районе Читы, затем командирован в высшую штурманскую школу ночной авиации дальнего действия.
В июле 1941 года направлен на фронт. В боях участвовал с августа 1941 года. На его счету 216 боевых вылетов. В декабре 1942 года награжден орденом Ленина, в июле 1943 года – орденом Красной Звезды. Награжден также медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года С.Ф. Кондрину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Звание Героя Советского Союза Кондрину присвоено 19 августа 1944 года, при жизни.
Погиб 12 февраля 1945 года при выполнении боевого задания. На тот момент ему было 27 лет.
Похоронен в сквере сахарного завода г. Красилова Каменец-Подольской (ныне – Хмельницкой) области Украины.
Воспитатель: А за что получили звание Героя Головин Алексей Степанович, Кукарин Иван Александрович нам расскажет Настя.
Настя Ч.: Головин Алексей Степанович родился 1 января 1912 года в д. Митюшино Салаватского района Республики Башкортостан в крестьянской семье. В 1936-1937 гг. проходил срочную службу в рядах Красной Армии. До Великой Отечественной войны семья Головиных проживала в поселке Бердяуш Саткинского района Челябинской области.Алексей Степанович в предвоенные годы работал путеобходчиком на станции Вязовая Катав-Ивановского района Челябинской области. Был призван на службу в сентябре 1941 года Катав-Ивановским РВК Челябинской области. Головин воевал на Западном фронте в составе 63-го лыжного батальона 31-й курсантской стрелковой Краснознамённой бригады.
Воинское звание и должность – сержант, командир отделения пулеметчиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 А.С. Головину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 Головину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны жил в г. Волгограде. Умер 5 мая 1981 года.
Алёна расскажет нам о Кукарине Иване Александровиче.
Алёна М.: Кукарин Иван Александрович родился 18 января 1922 года в п. Вязовая Катав-Ивановского района Челябинской области. Его отец Александр Максимович, уроженец г. Юрюзань, работал на железной дороге. Иван Александрович обучался в школе № 5 в г. Верхняя Пышма Свердловской области. В 1930 переехал в Свердловск. Закончил 7 классов и школу ФЗУ. После окончания ФЗУ поступил работать слесарем на Верх-Исетский завод. С 1939 проживал в г. Среднеуральск Свердловской области, где работал на Среднеуральской ГРЭС. Был призван на фронт в декабре 1942 года Октябрьским РВК Свердловской области. Воинское звание и должность – гвардии рядовой, номерной расчета противотанкового орудия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за успешное форсирование реки Днепр, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство Кукарину присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания лечения в госпитале в январе 1944 года Иван Александрович вернулся к родителям в г. Юрюзань, где работал комсоргом РУ № 21, начальником цеха на электростанции. Тяжелая болезнь, полученная во время войны, подорвала его силы. 15 декабря 1948 года Иван Александрович Кукарин умер.
Воспитатель: А я хотела бы вам рассказать еще об одном герое Клокове Всеволоде Ивановиче.
Родился 25 июня 1917 года в г. Усть-Катаве Челябинской области в семье рабочего. Проходил обучение в неполной средней школе, а затем на рабфаке. В 1932 году вступил в комсомол. С 1934 по 1939 гг. обучался в Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1939 г. остался преподавать в указанном вузе. Занимался научно-исследовательской работой. В конце 1939 года после неоднократных просьб Клоков отправлен добровольцем на фронт советско-финской войны 1939-1940 гг. Во время начала Великой Отечественной войны Всеволод Иванович служил в артиллерийском подразделении в Белорусской ССР. В первые же дни войны В.И. Клоков принимал участие в боях против немецких захватчиков к западу от Минска.
Летом 1941 года полк, в котором служил Клоков, попал в окружение в районе Гомеля. Лишь к октябрю 26 советских бойцов, среди которых был и уроженец Усть-Катава, смогли соединиться с партизанской группой Черниговского областного отряда. После того, как в партизанский отряд поступили первые партии взрывчатки, Всеволод Иванович вступил в специально сформированную диверсионную группу, став квалифицированным подрывником.
Летом 1943 года диверсионная группа Клокова была переброшена на железнодорожный участок Брест-Пинск. В течение августа и сентября ей удалось уничтожить 33 вражеских эшелона с солдатами противника, техникой и боеприпасами.
Во время зимы 1943-1944 гг. В.И. Клоков был назначен начальником всех диверсионных групп, действовавших на железнодорожном участке Ковель-Сарны. К моменту соединения с регулярными частями Красной Армии (апрель 1944 года) отряд Всеволода Ивановича Клокова уничтожил 102 эшелона противника.
Летом 1944г. был назначен комиссаром специально созданной чехословацкой группы, в задачу которой ставилась высадка в тыл врага для оказания помощи сопротивлению словацкого народа. Ночью 28 августа 1944 года группа десантировалась на территории Словакии. Всеволод Иванович был назначен начальником штаба Словацкого партизанского соединения имени Яна Жижки под командованием Теодора Полы. Позднее, вплоть до выхода соединения в советский тыл, он являлся комиссаром партизанской бригады имени Суворова.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1945 года за подвиги, проявленные при выполнении боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу врага, а также за особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине Клокову Всеволоду Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны В.И. Клоков жил в Киеве и работал заведующим отделом Комиссии истории Великой Отечественной войны Академии Наук Украинской ССР, заведующим отделом Архивного управления Украины, старшим научным сотрудником Института истории АН УССР, а с 1962 года – заведующим отделом Института истории АН УССР. Являлся членом-корреспондентом АН УССР.
Кроме ордена Ленина и «Золотой Звезды» Героя Советского Союза В.И. Клоков имел следующие награды: орден Октябрьской революции (24.06.1987 г.), орден Отечественной войны 1-й степени (1985г.), орден Красной Звезды, орден Дружбы народов, а также украинские ордена Богдана Хмельницкого, «За заслуги» 2-й и 3-й степени, ордена Чехословакии и Италии, медаль «Партизану Отечественной войны», орден за боевые и трудовые заслуги «Золотая фортуна».
Всеволод Иванович опубликовал более 200-х научных трудов, посвященных, в основном, Великой Отечественной войне. Умер 11 октября 2004 года в Киеве.
Заключительная часть
Воспитатель: Да, ребята. В памяти народной навечно сохранятся имена наших земляков героев Великой Отечественной войны. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
Свято чтят память о погибших в городе в Усть-Катаве. Построен парк Победы в честь не вернувшихся героев-земляков.
Ребенок: (читает наизусть)
Спасибо героям
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом!!!
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям!!!
О. Маслова
Воспитатель: Ребята, а как называют людей, вернувшихся с той войны и живущих сейчас рядом с нами?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
Давайте послушали песню, которая так и называется «День Победы»
Рефлексия
Воспитатель: Когда мы празднуем День Победы?
Назовите героев-земляков, о которых сегодня узнали?
Кто из героев вам особенно запомнился и почему?
Как сейчас люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину? (Несут живые цветы к памятникам погибшим воинам)
Источники: