12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Ирина Алексеевна34
Работаю учителем начальных классов. Люблю детей,комнатные цветы и фруктовые деревья.
Россия, Адыгея респ., станица Гиагинская

Тема: Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки. 1 класс (обучение грамоте)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные в добукварный период.

Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности.

Познакомить с правила поведения при угрозе террористических актов

Планируемые результаты:

Предметные:- повторить и закрепить понятия о предложении, слове, слоге, звуках речи, гласных и согласных звуках, роли гласных в образовании слогов, слоге-слиянии, согласных вне слияния;

- тренироваться в составлении схем, в подборе слов в соответствии со схемами;

- совершенствовать диалогическую форму устной речи в ходе дискуссии и монологическую в ходе пересказа сказок.

Личностные:

1. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.        

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение извлекать информация из иллюстраций и схем.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Оборудование: наглядные таблицы, сконструированные на компьютере

Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин). – М.: Просвещение 2021. – С. 18-19

Ход урока

Организационный момент (проверка готовности к уроку, психологический настрой)

Прозвенел уже звонок, Садитесь. Руки? На месте!
Начинается урок. Ноги? На месте!
В путешествие пойдем, Локти? У края?
В страну сказок попадем. Спинка? Прямая!
Улыбнитесь друг другу


 


 


 

t1670935478aa.jpg

 Скажите, какая тема урока была на прошлом уроке?

- Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи – век учись»?

- А чему мы учились на прошлом уроке?

- По какому учебнику мы учимся на уроках чтения?

- Почему азбука так называется?

2 Определение темы урока:

Прочитайте пословицу, попробуйте объяснить ее смысл.

Повторение-мать учения.(процесс обучения не возможен без повторения, Ведь когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно что-то повторить. Это облегчит учение. Главное в учебе является повторение. Без повторения учение бесполезно. Чтобы что-то запомнить, нужно повторить материал несколько раз. Так информация надежно закрепится в памяти).

- Значит наша цель: вспомнить сегодня все, что мы изучили на первых уроках чтения.

- Какая бывает речь? (Устная и письменная) - Назовите их отличия. (Письменную речь мы читаем и пишем ,а устную слышим и произносим)

-Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений).

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
- Откройте учебник на странице 18. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Белоснежка и 7семь гномов». Составьте по ней предложения.

-Кто на ней изображен? Cколько гномов вы насчитали? (Художник нарисовал 7 гномов)

-Что увидела Белоснежка, когда заглянула в дверь? (Гномы убирают в доме)

- Рассмотри рисунок. Кто что делает? ( Девочка заходит в дом, в то время как гномы наводят в нем порядок. Два гномика расставляют на полки подносы. Другие два гнома стелют скатерть и ставят на нее кувшин. Пятый гном подметаем пол, пока шестой несет на стол испеченный торт. Девочка заходит к ним в гости с цветами, а седьмой гном открывает ей дверь.)

-Из чего состоят предложения? ( Предложения состоят из слов) t1670935478ab.jpg


 

-Составьте предложение по схеме (Белоснежка открывает дверь. Гномы наводят порядок. Белоснежка принесла цветы.)

-Составьте предложение по вопросам. Посчитайте в них слова при помощи ХЛОПКОВ.

-Как Белоснежка одета? Во что обута? Что она держит в руках? Можно ли ее назвать вежливой и воспитанной девочкой? Как называется сказка?

-Для чего люди дарят друг другу цветы? t1670935478ac.png t1670935478ad.gif t1670935478ad.gif-Сделайте вывод – сколько слов может быть в предложении?

Предложение может состоять из одного слова – Заблудилась. Встреча.

Предложение может состоять из 2 слов – Белоснежка вошла. Девочка открыла. Гном подметает. Гномы убирают.

Предложение может состоять из 3 слов - Гном несет кувшин. Девочка открыла дверь. Белоснежка принесла цветы. Гномы убирают дом. Гном подметает пол.

Предложение может состоять из 4 слов - Два гнома стелют скатерть. Гномы положили книги в шкаф. Белоснежка надела нарядное платье. Гном несет праздничный торт . Сделаем вывод:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ.

- Из чего состоят слова (слова состоят из слогов).

-Разделите слова на слоги, приложив кисть руки к подбородку, и посчитайте сколько раз вы коснетесь подбородком руки «веник», «гномик», «кувшин», «букет».(веник- коснулись 2 раз - 2слога, гномик-2 слога, кувшин – 2слога, букет – 2слога).

СЛОГОВ В СЛОВЕ СТОЛЬКО ,СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

-Из чего состоят слоги? (слоги состоят из звуков)

Тысяча разных звуков окружает человека, завывание ветра, журчание ветерка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома и опять нас окружают звуки.(шуршание шин по асфальту, скрип снега или шум дождя) Из потока уличных звуков мы улавливаем те ,которые передают информацию – это звуки речи.

t1670935478ae.jpg

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ГОВОРИМ. Жили в одной волшебной стране звуки. Страна была совсем маленькой. Жителей всего в ней было 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. Однажды в той стране появилась волшебница АЗБУКА. Она очень огорчилась , когда узнала , что звуки нельзя увидеть .АЗБУКА была доброй волшебницей и решила каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать.

 

t1670935478af.jpgДавайте повторим и запомним БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШИМ,

Чтение стихотворения.

33 родные сестрицы,

Писаные красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Вопросы:

О каких сестрицах идет речь в стихотворении? (Это буквы.)

Что вы знаете о буквах? (Мы их видим и пишем) Буква – это одежда для звуков.

-Ребята, расскажите что вы знаете о гласных и согласных звуках?(дети рассказывают).

10 звуков были певцами А, У, Ы, И, Э, О, Я, Е, Ю, Е . За певучесть и голосистость прозвали их гласными.

ГЛАСНЫЕ тянутся в песенке звонкой

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Согласные звуки состоят из шума. Чтобы произнести их , нужно рот закрыть(хоть чуточку, но нужно)

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-Давайте рассмотрим, как гласные и согласные обозначают на схеме слов.

t1670935478ag.jpg

- Что вы знаете о слоге слияния?

-Какой слог называется ударным?

Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток —

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)

-Укажите ударный слог в словах.( Муха, паук, оса, пчела, бабочка, жук )

- На следующих уроках мы узнаем, о том какие гласные обозначают твердость согласного, а какие мягкость согласного и что согласные бывают звонкие и глухие

t1670935478ah.jpg

-Откройте учебник на стр.19. Рассмотрите иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха- Цокотуха».

-Что обозначает слово Цокотуха? ( Цокотуха – образовано от глагола «цокотать» — издавать цокот, цокающие звуки. ЦО-ЦО-ЦО. )

Посмотрите, какая муха - цокотуха –красавица, какая гостеприимная хозяйка .Пригласила к себе на именины гостей.

-Составьте рассказ по этой иллюстрации?

-Как должны себя вести вежливые люди ,когда приходят в гости?

Физ минутка

- И мы сможем побывать на этом празднике. Представим, что мы жучки .бабочки, блошки, пчелки…..Давайте потанцуем вместе с Мухой –Цокотухой .(Дети танцуют под музыку).

Где поселился паук? Как называются нити ,которые он сплел над шкафом ?(Паук сплел- ПАУТИНУ)

-Определите количество слогов в слове паутина? (4 слога, т.к. 4 гласных звука)

-Назовите гласные и согласные звуки в этом слоге. Какой слог ударный?

-Перечислите всех, кто пришел к имениннице? ( К мухе пришли кузнечик, клоп, букашка, сороконожка, тараканы, пчела)

-Составьте к этим словам схемы слов и найдем ударный слог.

Как их можно назвать одним словом? ( Это насекомые)

- Что стоит в центре стола? Какой предмет в наше время используется вместо самовара? (Электрический чайник)

-Кто явился в гости без приглашения?( Паук явился в гости без приглашения) Как он себя вел?

- Что с Мухой – Цокотухой приключилось на празднике?

- Мухе – Цокотухе было страшно? Как она кричала?

- А что же гости?

- Кто же все-таки спас героиню?

Можно ли сравнить поведение паука с поведение террористов?

Рассмотрите коллаж «Дети против терроризма»


 

t1670935478ai.jpg

Что такое терроризм? (Терроризм – это совершение взрыва, поджога, захват заложников или иных действий создающих опасность гибели людей, имущества или других опасных последствий.)  

-Кто такие террористы?
Люди, которых называют террористами, совершают взрывы, захватывают заложников, не щадя ни женщин, ни детей.

 Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта. 

1. Помните – ваша цель остаться в живых.

2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.

3. Сообщите взрослым или в полицию по телефону 02.

4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.
II. Итог.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.

-Чему учит сказка К. Чуковского?

Сказка "Муха-Цокотуха" учит тому, что добро всегда побеждает зло, а также мужеству и отваге. Отважный комарик не побоялся сразиться с пауком за красавицу Муху, а наградой за победу ему стало признание Мухи-Цокотухи и их свадьба.

Еще одно поучение автора сказки "Муха-Цокотуха", Корнея Ивановича Чуковского, состоит в том, что друзья проверяются в беде. К сожалению, практически все гости Мухи испугались оказать ей помощь в трудную минуту, хотя, если бы они выступили все вместе против злодея-Паука, то все вместе с легкостью бы одержали победу.

Подведение итогов урока.

-На уроке мы занимались обобщением, повторением. Почему говорят « Повторение - мать учения?»

-Как определить сколько слогов в слове? Прочитайте правило на стр.19 учебника.

-Кто доволен своей работой на уроке? А кто не очень доволен? Почему?


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.