урок 10(с. 14 - 15)
Тема |
Звуки речи: гласные и согласные |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты |
Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи. Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках. Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова |
Образовательные ресурсы |
Картинка с изображением аиста |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Чтение стихотворения учителем |
Приветствие учащихся. Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
II. Актуализация опорных знаний. 1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (учебник, |
Парная. Словесный. Беседа и рассказ по рисунку |
– Из чего состоит наша речь? – Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы друг другу по рисунку. – Придумайте рассказ «Лето |
Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют рассказ по картинке |
Работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушают ответы товарищей, совместно строят высказывания на заданную тему, составляют из них рассказ |
Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ |
|
2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 14–15) |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение |
Дополните предложение. Человек ухаживает за… |
Дополняют предложение |
По сюжетной картинке составляют предложение согласно схеме |
Индивидуальный. Составление предложения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все, как один, Плывем, как дельфин Вышли на берег крутой И отправились домой |
Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели |
Фронтальная. Словесный. Вводная беседа, пояснение учителя |
– Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Из чего состоят слова? – Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки |
– Из предложений. – Из слов. – Из звуков |
Принимают учебную задачу урока |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Фронтальная. Наглядный, практический, словесный. Беседа, составление схемы |
На доске рисунок с изображением аиста. – Давайте произнесем слово аист хором. – Запишем схему этого слова: – Сколько слогов в этом слове? – Произнесите первый слог |
Произносят хором слова аист. Записывают схему. – Два. Протяжно произносят первый слог. |
Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализируют слово с опорой на его модель: |
Фронтальный. Звуко-буквенный анализ слова аист |
Звуко-буквенный анализ слова аист |
– Сколько звуков вы слышите? – Произнесите второй слог. – Сколько в нем звуков? – Произнесем этот слог протяжно, замедленно. – Какой первый звук? – Какой второй? – Какой третий? – Сколько же всего звуков – Сколько в первом слоге? – Сколько во втором? Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого. – Какой слог ударный? |
– Один звук. – ист. – Три – иииссст. – [иии]. – [ссс]. – [т]. – Четыре. – Один. – Три. Первый |
определяют количество слогов, называют ударный слог, определяют количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделяют и называют звуки в слове по порядку. |
||
2. Представление |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Произнесите слово аист. – Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего? – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука |
Произносят слово аист. Высказывают свои предположения |
Наблюдают за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявляют различия. Называют особенности гласных и согласных звуков |
Фронтальный. Устные ответы, произнесение гласных и согласных звуков |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
[т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными |
|||||
Работа со звуковой схемой |
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со схемой |
Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом. На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т] |
Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой |
Различают графические обозначения гласных и согласных звуков, используют их при моделировании слов |
Фронтальный. Различение графических обозначений гласных |
Физкультминутка |
Коллективная, индивидуальная. Практический |
Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо), Закачалось деревцо (Руки вверх и качаемся), Ветерок все тише, тише (Медленно приседаем), Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх). |
Выполняют движения согласно тексту и показу учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15) |
Коллективная. Словесный, практический. Дидактическое упражнение |
– Какое дерево склонилось над прудом? – Произнесите первый звук. – Что можете о нем сказать? – Посчитайте, сколько слогов в слове ива? – Произнесите второй слог. – Сколько звуков вы слышите в этом слоге? – Какой гласный? –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так: При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием. Аналогичная работа проводится со словом осы |
– Ива. – [и]. – Он гласный. – Два. – ва. – Два. – Звук [a]. Слушают объяснение учителя |
Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них. Учатся работать со знаково-символическими средствами. Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова |
Коллективный. Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V. Закрепление знаний и способов действий. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. 1. Анализ слов куры, гуси |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение (учебник, |
Учитель показывает картинку с изображением кур. – Кто это? – Сколько слогов в слове куры? – Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их. – Произнесите первый слог. – Что можете о нем сказать? – Произнесите второй слог. – Что можете сказать о нем? – Составим схему данного слова: – Поставьте ударение. – Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге. Аналогичная работа проводится со словом гуси |
– Куры. – Два. Произносят слоги протяжно. – Два. – ку. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – ры. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – Ударение падает Выполняют задание учителя, отвечают |
Анализируют слово куры. Соотносят рисунки и схемы: называют, что изображено на предметной картинке, соотносят звуковую форму слова и его модель |
Коллективный. Анализ слов куры, гуси; устные ответы |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? |
– Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог |
Анализируют, сравнивают, делают выводы |
Фронтальный. Устные ответы |
|
2. Слого-зуковой разбор слова голуби |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение |
– Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие |
– Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога |
Сравнивают схемы слов, устанавливают черты сходства и различия |
Индивидуальный. Сравнение схем слов |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |