Материал на проверке

Глазная гимнастика – как условие образовательной деятельности детей с нарушением зрения.

2
1
Материал опубликован 22 November

Глазная гимнастика – как условие образовательной деятельности детей с нарушением зрения.

Зуева Татьяна Петровна, воспитатель

«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира»

(М. Горький)

Детский сад для детей с нарушением зрения - специальное учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для лечения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Многие дети с нарушением зрения соматически ослаблены.

Слабовидящие дети с осторожностью относятся ко всему новому неизученному, далеко не во всех случаях идут на контакт со взрослыми или сверстниками. У этой категории детей отмечаются трудности в фиксации взора на объекте, оценки линейных и условных величин, в наблюдении за движущимися объектами. Это происходит из-за нарушения глазодвигательной функции мышц глаза. У детей с патологией зрения нарушение эмоциональной сферы, снижение познавательной уверенности, замедленная реакция, замедленный темп предметных действий, объём восприятия сужен, активность страдает. За счёт снижения остроты зрения и монокулярном его характере, дети затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства, наблюдается неполнота и фрагментарность в восприятии предметов. Им трудно в целом обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначение, форму, величину. Среди слабовидящих детей имеется большое число с нарушением восприятия, наблюдается ослабления восприятия основных цветов: красного, зелёного и синего. У слабовидящих детей значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета и величины.

Зная зрительные возможности детей, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-воспитательной работы. Важное значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактический материал, при подборе которого учитывается тип зрительной нагрузки:

при остроте зрения до 0,3- объекты и изображения в оранжевых, красных, зелёных тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к фону. Размер предъявляемых объектов более 2 см.

при остроте зрения от 0,4 и выше – объекты и изображения разнообразные по цвету, размеры которых около 2 см, но возможны и меньшие.

Педагогами соблюдаются требования к демонстрационному и раздаточному материалу:

Контрастность по отношению к фону должна быть от 60 – 100%, предпочтительно отрицательный контраст.

Сложность фона. Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей.

Цветовая гамма.

Насыщенность тонов – 0000.8 – 1,0.

Величина демонстрационных объектов.

Расстояние от глаз: при остроте ниже 0,4 материал предъявляется не далее 1 метра от глаз; при остроте зрения выше 0,4 – более 1 метра ( в зависимости от рекомендаций врача офтальмолога).

Одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. Поэтому необходимо регулярно выполнять специальные упражнения для глаз, которые позволяют предотвратить нарушение зрения примерно в 60 случаях из 100. Такие упражнения проводятся несколько раз в день в течении дня от 3 до 5 минут.

Ещё в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения). Несомненно, они приносят пользу, т.к. тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. Глаза получают возможность свободно двигаться, глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость. При систематическом проведении глазной гимнастики наблюдается улучшение остроты зрения.

Так что же такое глазная гимнастика - это развитие глазодвигательных мышц и выведение продуктов метоболизма.

Назначение гимнастики:

Снятие утомления.

Улучшение кровообращения.

Кровоснабжение сетчатки глаза.

Укрепление глазодвигательных мышц.

Улучшение аккомодации.

Улучшение конвергенции.

Профилактика близорукости.

Методика проведения зрительной гимнастики.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета. Который должен быть крупным, ярким, не очень большим.

Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т.д.

Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

При проведении зрительной гимнастики учитывается острота зрения, окклюзия, освещенность. Упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий, в структуру физкультминуток, при проведении дидактических игр, в сюжетно-ролевых играх, на прогулке, которые проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально.

В работе с детьми с нарушением зрения, мы используем различные формы проведения гимнастики для глаз:

Электронная гимнастика

Например: «Мышонок», «Рыболов», «Снежинка».

Гимнастика с использованием словесных подсказок.

«Самолёт».

Сам, сам, самолёт.

Тут и там самолёт.

Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками.

Летит самолёт близко, далеко.

Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором.

Летит самолёт низко, высоко.

Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором.


Физкультминутка со зрительной гимнастикой.

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами: топ-топ.

Топают ногами , глаза опущены вниз.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп.

Хлопают руками перед собой, взгляд фиксируется на руках.

Мы руки поднимаем.

Пальцы, кроме указательных сжимают в кулаки, поднимают руки, фиксируя взгляд на кончиках указательных пальцев, и прослеживают их движения взглядом (голова неподвижна).

Мы руки опускаем.

Опускают руки и следят за ними взглядом (голова неподвижна).

Мы руки подаём.

Вытягивают руки перед собой.

И бегаем кругом.

Выполняют повороты кругом.


Гимнастика с использованием наглядных пособий.

Например: «Проследи, как летит бабочка», «Проследи за движением флажка».

Гимнастика с использованием фонарика.

Важная роль отводится дидактическим играм, как средству развития зрительного восприятия, формированию полисенсорных взаимосвязей, умственного, речевого, нравственного воспитания слабовидящих детей. Игра должна служить средством развития у детей интереса к окружающей жизни, предметом быта, а так же желание использовать игрушки, играть с ними. При общении со слабовидящим ребёнком необходимо комментировать свои действия, чтобы он приучался соотносить название совершаемых действий с их словесным обозначением.

Дидактическая игра «Подбери одинаковые предметы»

Цель:

Согласовывать действия обеими руками и развивать координацию руки и глаза.

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.

Различать и называть форму геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Соотносить форму фигур с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел и находить форму в реальных объёмных предметах.

Развивать цветовосприятие.

Развивать глазомерные возможности.

Тренировка, развитие зрительных функций (прослеживание, локализация, фиксация).

Пособия: геометрические фигуры разной величины и цвета, плоскостные изображения фигур, объёмные геометрические фигуры. Зрительная гимнастика «Удивились».

Дидактическая игра «Рыбки в пруду»

Цель:

Учить обследовать форму, фактуру с помощью осязания.

Развивать восприятие формы, цвета и величины.

Учить ориентироваться в малом пространстве.

Тренировать и развивать зрительные функции (прослеживание, локализация, фиксация).

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие кинестетического контроля за движением руки, во время выполнения практических действий.

Пособия: зрительный тренажёр «Рыбки в пруду». Зрительная гимнастика «Рыбки плавают в водичке».


Дидактическая игра «Матрёшки в гости к нам спешат, порадовать тебя хотят»

Цель:

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

Учить детей вступать в общение со взрослым.

Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с потешками.

Развивать умение различать и называть цвет, форму, величину (большой – маленький).

Тренировать и развивать зрительные функции (прослеживание, локализация, фиксация).

Развивать наглядно-действенное мышление.

Пособия: матрёшки-вкладыши. Зрительная гимнастика «Мы матрёшки, мы сестрички».

Таким образом, используя в своей работе инновационную коррекционно-развивающую литературу, опираясь на рекомендации офтальмологов, объединив все усилия педагогов и родителей, обеспечив малышу развивающую среду и эмоциональный комфорт, мы создаём все условия для наиболее успешного зрительного восприятия и повышения остроты зрения.


Литература:


1. Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей /Л.И.Плаксина – М.: Горо Д, 1999.

2. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 20006.

3. Плаксина, Л.И., Григорян, Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И.Плаксина, Л.А.Григорян – М.: Горо Д, 1998.

4. Аветисов, Э.С. Как беречь зрение / Э.С.Аветисов – М.: Геотар медицина, 2000.

5. Земцова, М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / М.И. Земцова – М.: Просвещение, 1998.

6.Тихонова, Т.М., Торгова, Н.Ю. Системный подход в организации лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с проблемами в развитии (с нарушением зрения) / Т.М. Тихонова, Н.Ю. Торгова – М.: ТИИЦ, 2004.

7. Борисенко, М.Г., Лукина, Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина – Санкт-Петербург: Паритет, 2004.

8. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика – Синтез, 2010.








t1763809817aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Глазная гимнастика? Всё время была глазодвигательная гимнастика. Татьяна Петровна,извините за комментарий.

1
23 November