12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2792
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации»
8

"Глинская Рождество-Богородицкая пустынь: отец Нектарий (Николай Нуждин), последний игумен революционной и первый игумен послереволюционной эпохи"

"Глинская Рождество-Богородицкая пустынь: отец Нектарий (Николай Нуждин), последний игумен революционной  и первый игумен послереволюционной эпохи"

О жизни и подвигах насельников Глинской пустыни написано немало книг и статей, составленных в самой пустыни. В начале ХХ века это был заштатный монастырь, который находился в лесной глуши Курской губернии (ныне Сумская область Украины), но слава о нем простиралась не только на всю Российскую империю, но и далеко за ее пределы. Главной особенностью насельников было внутреннее духовное делание, которое впоследствии было названо «феноменом старчества». Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал, что святая обитель была «рассадником доброго подвижничества в разных, даже очень отдаленных местах нашего отечества»[1]. Ее огромная просветительская деятельность влияла на духовно-нравственное воспитание народа и способствовала развитию грамотности.

После революции Глинская-Рождество-Богородицкую мужскую пустынь постигла судьба большинства монастырей и церквей: она была закрыта и все ее храмы разрушены.  Именно в эти тяжелые для монастыря, и всей страны годы игуменом становится Нектарий (Нуждин), наш земляк.

Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 году в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан. Шестнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь, где, как и все, проходил различные послушания, и окормлялся у старцев, научаясь от них духовной мудрости. Слава обители распространялась и за пределы нашей страны. Как пишет Иоанн Маслов: «В обитель поступали жители не только Курской и близлежащей Черниговской губерний, но и Воронежской, Тверской, Полтавской, Ярославской, Тамбовской, Тульской, Вятской, Орловской, Смоленской и др» [3;313]. Но даже подробный труд схиархимандрита Иоанна Маслова не дает больше сведений о родных будущего игумена. Так в статье «В Глинской всё дышит святостью» на портале «Православие.Ru» удалось уточнить отчество – Флегонтович. [4]. Кроме того, анализ ряда источников показал, что для Ярославской области, и в частности для Рыбинска, данная фамилия достаточно частотна, например, «Рыбинский некрополь» упоминает на Старо-Георгиевском кладбище могилы Нуждин Алексей Фролович, рыбинский мещанин, род. 18 мая 1804 г. † 23 март 1875г., 70-т лет 10 месяце 5 дне с Евд. Алексевной Грязновой. Рядом с Map. Григ. Нуждиной. (СГ) Нуждина Маремьян Григорьевна, рыбинская купецкая жена, † 31 ма 1848 г., 38-м лет. Рядом с Алексеем Фроловичем Нуждиным. [2]. Что вполне могут быть родственниками.

В декабре 1912 года отец Нектарий указом Святейшего Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. Он стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Отец Нектарий продолжил строительство новых зданий в монастыре. При нем в обители было построено четыре братских корпуса, начато строительство прачечной и гостиницы. Монастырское хозяйство, как и прежде, было образцовым. Землевладение пустыни, оставаясь самым большим в епархии, приносило наибольший доход. Но главное, чем, как и в прежние годы, славилась обитель, — это высокодуховная жизнь ее иноков. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. По свидетельству схиархимандрита Андроника (Лукаша), при игумене Нектарии были великие старцы: иеромонахи Феоктист (Бородин), Софроний (Юденков), Йулиан (Гагарин), монах Герасим (Рунский). Старчествовал и сам отец Нектарий.

Он управлял обителью в один из самых сложных периодов истории России.

При отце Нектарии благотворительная деятельность Глинской пустыни была самой разнообразной. Обитель по-прежнему содержала странноприимницы для приходящих богомольцев и странников. Ежегодно в пустыни бывало не менее 60 тысяч богомольцев. Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам дровами, лесом, мукой и прочим.

Богомольцы пользовались в Глинской пустыни бесплатным лечением, больница и аптека пустыни считались лучшими в епархии. По-видимому, до самого закрытия обители существовал и Дом трудолюбия, где обучалось от 30 до 50 мальчиков (в основном бедных сирот).

Большую помощь оказывала Глинская пустынь армии и народу во время войны с Германией в 1914—1918 годах. Для окормления воинов отец Нектарий отправлял в действующую армию иеромонахов с ризницами, богослужебными книгами, облачениями и денежными средствами. В 1915—1916 годах на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников.

Под руководством отца Нектария в обители устроили лазарет для увечных и раненых воинов. При пустыни был санаторий для воинов, а также приют для детей погибших.

В 1915 году в Глинской пустыни побывало около 60 тысяч беженцев. Они жили в монастырской гостинице и получали бесплатно еду, одежду, обувь, лекарства.

Глинская братия посылала на фронт воинам продукты, одежду, обувь, белье.

В обители до самого закрытия неопустительно совершались все положенные богослужения, не прекращалось «непрерывное чтение Псалтири», совершались постриги в монашество и в великую схиму.

Отец Нектарий руководил всей многотрудной и многогранной деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 году и проявил себя рассудительным, рачительным и благочестивым настоятелем. В 1914 году он был награжден наперсным крестом, а в 1918 году — представлен к награде «по обстоятельствам военного времени»: возведен в сан архимандрита.

После закрытия обители ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, богомыслия и молитвы. Тайно принимал духовных детей на исповедь, каждую ночь неопустительно служил Литургию.

При первой же возможности (в 1942 году) архимандрит Нектарий приехал в обитель с целью ее восстановления и уже тогда предсказал, что впоследствии Глинская пустынь опять будет закрыта. За двадцать прошедших лет монастырь был разорен, и в нем царило полное запустение. Сохранилось лишь шесть полуразрушенных строений. Колокольня была взорвана сразу же после закрытия обители, храмы — несколько позже.

При архимандрите Нектарии в ведении монастыря находилась лишь больница с домовой церковью в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, двухэтажный бывший архиерейский корпус и четыре братских корпуса, нуждавшихся в капитальном ремонте. В некоторых частях этих зданий жили колхозники села Сосновка.



Имущества никакого в пустыни не было, кроме того, что удалось сохранить архимандриту Нектарию. Монастырь содержался тогда на добровольные пожертвования прихожан; братия при поступлении в монастырь также приносила все, что у нее было (хлеб и другие продукты, привели три коровы, одну лошадь). В монастыре не хватало одежды, обуви (Литургии совершали в лаптях). По нескольку дней братия на трапезе вместо хлеба получала лишь вареную свеклу, а то и совсем голодала. Не было муки для просфор, вина для совершения Литургии. Но иноки того времени как истинные подвижники всё безропотно терпели, благодарили Бога и Матерь Божию только за возможность жить в святой обители. Ведь Глинская пустынь была единственным монастырем, открывшимся в России в то время.

Так, почти без средств, надеясь только на Бога и на помощь благотворителей, от Него посылаемую, принялся архимандрит Нектарий за восстановление пустыни. Сподвижниками его в деле возрождения обители сначала были лишь Глинские иноки: будущий настоятель Глинской пустыни иеросхимонах Серафим (Амелин), иеромонах Гордий (Тюшин), впоследствии иеросхимонах Гавриил, и два послушника. Но весть об открытии обители быстро распространялась, и братия начала собираться. К концу 1942 года в Глинской пустыни было уже не менее 12 насельников, восемь из которых — бывшие иноки Глинской пустыни.

Среди трудностей и забот о внешнем восстановлении обители архимандрит Нектарий главное внимание уделял возрождению духовных традиций Глинской пустыни. Будучи сам ревностным хранителем обетов монашества, он прежде всего вновь ввел истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского, устав Глинской пустыни. Внимательно следя за духовной жизнью монахов, настоятель не допускал никаких отклонений от него. При отце Нектарии соблюдались все особенности чина богослужения, установленного в обители еще в начале XIX века игуменом Филаретом (Данилевским). Положенные в церкви пение, чтение, поклоны, сидение, стояние и все прочее соблюдались в точности по уставу.

Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна, но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 года он уже не значится. Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви.


Источники:

Ляховский В. Глинская пустынь как центр возрождения старчества http://georgievka.cerkov.ru/2018/01/15/vitalij-lyaxovskij-glinskaya-pustyn-kak-centr-vozrozhdeniya-starchestva/

Рыбинский некрополь http://www.melentyev.ru/archives/rybinskyi_necropol.pdf

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Глинская пустынь. История обители». – Москва: издательский отдел Московского Патриархата, 1994

Чурочкин Александр, протоиерей «В Глинской всё дышит святостью» «Православие.Ru» https://pravoslavie.ru/105768.html

Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.