12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Светлана Николаевна2150
Отличник народного просвещения, первая категория
Россия, Иркутская обл., г. Саянск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
 

Исследовательский проект

Господин Силуэт. Использование мозаики из стекла в создании образа

Автор:

Биндюкова Татьяна Алексеевна, 16 лет, обучающаяся детского объединения

 «Старт-дизайн» МУ ДО ДДТ «Созвездие»

Руководитель:

Афанасьева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

МУ ДО ДДТ «Созвездие»

г. Саянск

Содержание

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 10

Литература 11

Приложение 12

 

Введение

Идеи для творчества и вдохновение можно черпать повсюду. Чтобы узнать о самых свежих модных тенденциях, я обращалась к Интернету, изучала самые последние журналы модного интерьерного рукоделия. Оказывается, самая актуальная деталь в моде интерьера – это графический рисунок в виде силуэта. Силуэт - одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных средств графики. С его помощью можно охарактеризовать человеческую фигуру или портрет, выделить ее своеобразие и неповторимость. Помню, когда была маленькой, я испытывала восхищение, восторженно наблюдая, как руки моей бабушки вырезали из салфеток сложные и замысловатые снежинки, а воспитатель в детском саду создавал теневой театр - силуэтные сказки с множеством персонажей.

Искусству силуэта более 230 лет. Оказывается, задолго до того, как была изобретена фотография, ее функции успешно выполнял портрет, вырезанный из черной бумаги.

Мне предстояло окунуться в тему, о которой я давно мечтала, но знала не так много.

Цель работы: создать свой силуэт, передать сходство с оригиналом, неповторимость, индивидуальность.

Для исследования мне предстояло решить следующие задачи:

изучить историю развития силуэтного изображения;

выбрать технологию изготовления силуэтов, определив необходимые материалы и инструменты;

создать силуэтные образы и свой силуэт в технике мозаика из стекла;

проанализировать проделанную работу.

Объект исследования: история силуэта.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: использование мозаики из стекла позволяет создать художественный образ.

Методы исследования:

изучение литературы; работа с Интернет ресурсами; практическая работа; сравнение; обобщение.

Я мечтала о создании своего силуэта. Конечно, можно скопировать силуэты, не вдаваясь в смысл того, что я делаю. Но такая работа совсем не интересна. Сделать мечту реальностью мне поможет мозаика из осколков стекла и стекольной крошки. Она универсальна и приживается где угодно: на полу, на столешнице, на стене… и, конечно, на панно.

Основная часть

 

Поиск литературных источников оказался не лёгким. Короткие заметки в журналах давали только общее представление об этом искусстве.

Мною был проведен социологический опрос на тему «Что такое силуэт?». Ответы были разными:

- силуэт – это ателье пошива одежды;

- силуэт – это – тень;

- силуэт – контур

Большинство опрашиваемых все-таки имеют представление о том, что такое силуэт. Оказывается, сегодня в моде силуэт не только в интерьере, но и как элемент украшения модной одежды для молодых людей.

А вот по словарю С.И. Ожегова я узнала, что силуэт – одноцветное контурное изображение чего-нибудь на фоне другого цвета.

И только в интернете удалось найти исчерпывающую информацию. Оказывается, термин «силуэт» произошел от фамилии француза, жившего в XVIII веке. Звали его Этьен де Силуэт (1709-1767 г.г.). Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом, Художник изобразил его в профиль в виде тени. У министра и так – то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени повторяющие очертания предметов. А со временем искусство силуэта стало самостоятельным видом графики. Тени – картинки так понравились придворным, что многие захотели обладать таким «портретом». Даже сам господин Силуэт увлекся вырезанием профилей из темной плотной бумаги.

Французский министр финансов Этьен де Силуэт не был «изобретателем» силуэтного искусства, однако его любительские «штудии» вылились в одно из замечательных явлений в культуре и изобразительном искусстве многих стран. Он предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а... тенями. Это были силуэты - профили родных, знакомых, друзей, вырезанные из черной бумаги и наклеенные на белый контрастный фон. Со временем тени заполнили несколько залов. И в замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде «музей теней». Фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Наполеон, Андерсен.

В интернете я нашла удивительную легенду о происхождении искусства силуэта. Меня поразило то, как девушка сохранила память о своём любимом с помощью силуэта.

Легенда о происхождении силуэта

«В очень отдаленные времена, в древней Греции, в городе Сиционе, проживала с матерью своею девица по фамилии Дюбитадис. Она не отличалась ни знатностью рода, ни богатством, но имела доброе, любящее сердце. И вот юная дева.., когда пришла пора любви, отдала свое пылкое молодому греку. Они полюбили друг друга со всем пылом молодости, были вполне счастливы и ждали только радостного дня свадьбы. Но вдруг, о ужас! Война!.. Ему надо было становиться в ряды воинов и идти на защиту Родины! Минута горькой разлуки, наконец, наступила, Дело было, вечером; маленькую комнату освещал горящий светоч. Грудь молодой красавицы тяжело дышала, на ресницах висели слёзы. И вдруг… на противоположной стороне видит она отраженный светом дорогой профиль! Стремительно бросается она к потухшему очагу, берёт уголь и очерчивает им облик милого жениха и друга. Силуэт был найден, скорбное сердце обрело отраду»

Черный силуэт на белом фоне, больше никаких красок, оттенков, теней и прочих способов воздействия на зрителя. Здесь только контраст - белое помогает высказаться черному. А черное - это тень человека, его сканированная сущность. Черный цвет - запретный для живописца. Чистого черного просто не существует в природе. Это - цвет эпохи печатного станка, цвет литеры, вензеля, силуэта. Это цвет - не природный, но знаковый, символический, созданный волей человека.

Контурное теневое изображение людей или предметов имеет древнюю историю.

История искусства силуэта

Самые древние традиции искусства силуэтного вырезания принадлежит китайской цивилизации. И этому не приходиться удивляться, так как родина материала этого искусства – бумага – Китай. Исследователи полагают, что вместе с появлением бумаги и родилось удивительное искусство силуэтного вырезания, которое завоевало весь мир и которое сохраняется до нашего времени на всех континентах земного шара. Красота китайских вырезок покоряет. Технические приемы вырезания китайских мастеров отшлифованы веками. Самое распространенное направление – «оконные узоры». Накануне праздника Весны – китайского Нового года – женщины наклеивают бумажные вырезки на окна. Ночью они превращали окно в силуэтную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. Еще до появления вырезок подобные изображения у китайцев играли, может быть, роль оберегов – заступников и защитников человека, домашнего очага. Существует предположение, что происхождение вырезок связано с ткачеством.

В России увлечение силуэтом связано по времени с приходом к власти Екатерины II. При дворе императрицы работал художник - силуэтист Ф. Г.Сидо, который приехал из Франции. Он делал портреты членов царской семьи в нескольких графических техниках. Иногда гравировал портреты, иногда – рисовал тушью, иногда – вырезал из черной бумаги.

Вначале он исполнил портрет самой императрицы и преподнес ей с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской». Все силуэты Сидо выполнены в ясной легкой манере, сохраняя для нас неповторимое очарование людей давно ушедшей эпохи.

В 1899 вышел в свет двухтомник «Двор Императрицы Екатерины II, ея сотрудники и приближенные, 189 силуэтов». Эту «галерею теней» некогда собрал коллекционер Петр Кириллович Разумовский, а опубликовал Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, получивший ее в наследство 100 лет спустя.

Наибольший интерес к искусству силуэта среди русских художников наблюдался во второй половине XIX – начале XX века. Можно назвать Ф. Толстого и Е. Беем, таких крупных мастеров, как Сомов, А.Н. Бенуа, М. В. Добужинский и особенно Г.Нарбут и Е. Кругликова.

Лучшим мастером силуэта начала XIX века был граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени. Вторая половина XIX века не оставила сколько – нибудь заметного следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение – это иллюстрации Е. Беем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленными книгами для детей.

Излюбленнейший жанр силуэта во все времена - портрет. Первые мастера-силуэтисты в России - иностранцы: француз Ф.Сидо и немец И. Антинг. Оба работали в Петербурге в конце XVIII столетия... Силуэтами увлекалась великая княгиня Мария Федоровна, Фаворит Екатерины. И Александр Ланской так искусно выполнял профили, что одно из его изображений императрицы чеканили на серебряных рублях 1783 года. Силуэты с удовольствием вырезала и Екатерина Державина - жена Гаврилы Романовича Державина

. И все это не смотря на то, что силуэт малоподвижен, даже консервативен. Но, как всякое живое искусство, силуэт принимает в себя новшества времени. Сначала он становится принадлежностью быта дворянского сословия - это и украшение на стене, и страница семейного альбома. Помещенный на паспарту, в рамке красного дерева, а то оклеенный темно-вишневым, коричневым бархатом, силуэт являет собой необходимую примету убранства, обстановки жилища. Силуэту наряду с рукоделием учили в институтах благородных девиц, профильные портреты вырезали из бумаги и материи, рисовали тушью, помещали изображения на картоне, гипсе, фарфоре, мраморе, наносили рисунок на слоновую кость. Силуэты выполняли в размер натуры, а то и наносили на табакерки и даже украшали перстни и броши. Профильные портреты красовались на сервизах и книгах, на ширмах и предметах мебели. Наряду с живописными полотнами силуэт украшал гостиную, кабинет на протяжении почти всего XIX века

В дореволюционной России силуэт занимал достойное место. В этой технике работали выдающиеся художники и мастера декоративно прикладного искусства.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появляется на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по - прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т. к.. силуэт всегда будит воображение и мысль. Он то замирает, выжидает, забывается, то вдруг мощным всплеском возвращается обратно и накрывает собою все области - и дизайна, и поэзии, и моделирования. А в области экспериментирования оно живет всегда. Дизайнеры то и дело обращаются к этому редкому и очень выразительному виду оформления интерьеров.

Варианты и обоснование выбора

Мой поиск в начале работы был направлен на выбор материалов и техник. Я сразу отказалась от черно-белого исполнения. Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Все эти мотивы пригодны для оформления модного современного интерьера. Силуэт не только придаст стиль и особую атмосферу помещению, он подчеркнут индивидуальность хозяина.

Пришлось отказаться от техники художница Дженни Ли Фаулер: силуэты из обыкновенных листьев очень недолговечны.

Чтобы сделать портретный силуэт, достаточно вырезать профиль из черной бумаги и наклеить на белый классический фон. Я же решила выполнить черные силуэты из стекольной крошки и осколков стекла на ярком фоне. Например, черный силуэт на желтом фоне. Неприглядные на первый взгляд тени завораживают своей таинственностью и магией, будоражат фантазию и уводят в мир снов и сказок. Главное, чтобы контуры лица были очень точными и выразительными. Здесь возникла проблема выбора цвета. Цвету всегда придаётся особое значение, поскольку он способен вызывать определенные эмоции. Цветовое решение – задача далеко не простая. Она осложняется еще тем, что один и тот же цвет разными людьми воспринимается по-разному. Я выбрала белый цвет. Это цвет чистоты, нежности, добра и удачи. Интересно, белый цвет оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого цвета. А для фона подойдет, я думаю, розовый цвет – цвет розовой мечты, розовых слонов, розовых роз на торте – есть в нем нечто сладкое, сентиментальное. Розовый цвет успокаивает и улучшает настроение. Но для моего силуэта он оказался холодным. Снова поиск. Мне в этом помог жёлтый цвет: набрызги желтого цвета сделали розовый фон теплым, розово-желтым, солнечным. Это получилось хорошо. У розового цвета и моего силуэта появилось много разных теплых оттенков.

Практическая часть

При дальнейшем изготовлении панно действовать в соответствии с технологической картой, которую разработали сами (см. Технологическую карту).

Инструменты и материалы, необходимые при изготовлении изделия

Что?

Для чего?

«Бросовый» материал - стекло

-для битого стекла

Плотный лоскут ткани, защитные очки

-для безопасности при разбивании стекла

Молоток

-для разбивания стекла

Битое стекло

- для мозаики

Дуршлаг

- для просеивания

Газета

- для сушки стекла

Емкости

- для рассортировки стекла

Плоское стекло или оргалит

- для основы панно

Канцелярский клей «Erich Krause»

- для приклеивания осколков к основе

Лист бумаги

- для эскиза

Пинцет

- для работы со стеклом

Рамка

- для оформления панно

Водоэмульсионная краска, цветной колер

- для раскрашивания рамки

Кисточка

- для краски

Себестоимость одного изделия

п. п

Наименование товара

Количество

Цена

1

Канцелярский клей «Erich Krause»

30 мл.

14-00

2

Рамка

1 шт.

70-00

3

Водоэмульсионная краска

30 мл.

25-00

4

Цветной колер

2 гр.

0 - 80

Итого:109-80 руб.

Стоимость остальных материалов не учитываем, так как используем бросовый.

Заключение

Закончив работу над проектом, я хочу ещё продолжать фантазировать на тему силуэта. Это оказывается интересно.

Я люблю работать со стеклом, и благодаря этому воплотила свою маленькую мечту в реальность, разве это не здорово?

В исследовательском поиске я нашла нестандартное решение изготовления силуэта, взглянула на силуэт по-новому. В технике мозаика из стекла изделия сохраняют индивидуальную манеру исполнения, каждый силуэт получается неповторимым.

У меня силуэт получился именно таким, каким я его представляла, он красив, загадочен, таинствен и романтичен. Работа над ним была, конечно, не из легких. Но результат превзошел все мои ожидания. Я довольна своей работой, в процессе которой научилась создавать силуэты из стекольной крошки и осколков стекла.

Мною был проведен социологический опрос на тему «Что такое силуэт?». Ответы были разными:

- силуэт – это ателье пошива одежды;

- силуэт – это – тень;

- силуэт – контур

Большинство опрашиваемых все-таки имеют представление о том, что такое силуэт. Оказывается, сегодня в моде силуэт не только в интерьере, но и как элемент украшения модной одежды для молодых людей.

Мой силуэт современен засчет ярких цветов. Он является современным украшением моей комнаты. Не сказать, что это возврат в 19 век – это новый взгляд на прошлое.

 

Литература

1 Э.В. Кузнецова. Искусство силуэта.

2. nvspb. ru/easy.php/ sstr –(Невское время)

3. siluer. org. ru/cgi-bin/lexts/cqi/ - (Русский силуэт - Приятнейшая тень-Глава вторая)

Приложение

Технологическая карта на изготовление силуэтного панно

1. Сделать свое фото в профиль.

2.Распечатать фото на принтере.

3.Вырезать полученное изображение по контуру ножницами.

4. Положить силуэт на основу так, чтобы он оказался по центру, основу вставить в рамку.

5.Выложить стекольной крошкой контур силуэта точно и выразительно, предварительно смазать стекло клеем.

6.Заполнить стекольной крошкой весь силуэт.

7.Раскрасить основу (фон)

8.Готовый силуэт вставить в рамку.

Моё силуэтное творчество

«Под дождём»

«Влюблённая пара»

«Нежность»

 

«Мой силуэт»

«Богиня красоты»

«Девушка с цветком»

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (2)

Седова Ольга Анатольевна, 07.01.18 в 18:45 0Ответить Пожаловаться
А ведь можно использовать не только стеклянную крошку. Например, соль крупную или крупу. Идея хорошая.
Сидорова Зоя Григорьевна, 08.01.18 в 11:32 0Ответить Пожаловаться
Работа проведена большая, интересная.
Особенно мне понравилось, что дети с удовольствием
занимаются проектной деятельностью.
Спасибо!
Зоя.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.