12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Вячеславовна5555
Россия, Орловская обл., Орел

«ГОТИКА В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ: РЕЙМССКИЙ СОБОР». СЕРИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ.


Пояснительная записка


Серия научно-образовательных фотографий на тему: «Готика в искусстве Западной и Центральной Европы: Реймсский собор»


Автор: Переверзева Ольга Вячеславовна


   Научно-образовательная фотография служит педагогу прекрасным дидактическим средством, способствующим созданию зрительного образа и запоминанию изучаемого материала.

    Представленная мною разработка является наглядным пособием к курсу дисциплин предметной области «Искусство», в частности, дисциплин «Мировая художественная культура» СОО и «История мировой культуры» СПО при изучении в рамках раздела «Художественная культура Европы Средних веков» таких тем как «Архитектура западноевропейского Средневековья», «Изобразительное искусство Средних веков», «Готический стиль».

     Данная серия фотографий выполнена мною во время профессиональной стажировки во Франции. На фотографиях представлен шедевр архитектуры XIII-XVI веков – собор Нотр-Дам де Реймс в городе Реймсе, ставший классическим образцом искусства высокой готики. В своем цикле фотографий я постаралась максимально ясно показать сущность архитектурной конструкции готического собора, а также его декоративного убранства: скульптуры и искусства витража. На фотографиях с пояснениями представлены главные элементы каркасного перекрытия собора, главный фасад, тесная взаимосвязь архитектуры и изобразительного искусства, особенности скульптуры готического храма и основные виды витражей.

b1578467790.jpg

Готический стиль в искусстве зарождается в XII веке на территории Франции, откуда и распространяется, главным образом в Западную и Центральную Европу.


u1578467864.jpg
Сущность готической конструкции состоит в каркасном перекрытии, образующем «скелет» здания, в основе которого лежит стрельчатая арка.


n1578467941.jpg
Стрельчатая арка, позволяющая перекрыть любой пролет, переносит нагрузку несомой части сооружения на мощные опорные столбы – контрфорсы, которые обыкновенно располагаются снаружи рядом с боковыми стенами здания.


j1578468022.jpg
Распор на внешние контрфорсы переносит через специальные соединительные арки, которые называются аркбутаны.


l1578468059.jpg
Использование каркасной конструкции, снимающей нагрузку со стен, делает возможным устройство высоких дверных и оконных проемов, отделенных друг от друга узкими перемычками и украшенных разноцветными витражами.


e1578468118.jpg
В результате внутреннее пространство храмового готического здания становится более свободным и светлым.


j1578468230.jpg
Единственной массивной частью готического собора является главный фасад, разделенный галереями на три яруса, над которым возвышаются две огромные башни.


m1578468257.jpg
Массивность и толщина стены западного фасада подчеркивается глубоким рельефом порталов.


c1578468302.jpg
Готические соборы завораживают красотой своего убранства и богатого декора. Вершины контрфорсов украшены остроконечными башенками – фиалами.


r1578469365.jpg
Окна и перспективные порталы фасадов венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны.


y1578468356.jpg
Готический храм представляет собой воплощение идеи мироздания, где царит красота и гармония. В расположенных на самой вершине собора декоративных беседках ангелы с распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая миру благодать.


n1578469424.jpg
На крыше олицетворяя людские пороки расположились фантастические химеры и гротесковые монстры.


h1578469463.jpg
Скульптура готики тесно связана с архитектурой, подчеркивая ее ритмичность, вертикальность. Основная группа фигур располагается, у главного входа, по бокам порталов западного фасада находится многофигурный скульптурный фриз.


m1578469506.jpg
Готическая скульптура наделена определенной свободой: центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежды угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением.


l1578469767.jpg
Особое место в декоративном оформлении готического собора принадлежит искусству витража. Витражи, главным образом, выполняли роль окон и служили основным источником света, заполняя пространство храма разноцветными отблесками, создавая атмосферу возвышенной торжественности и мистической тайны.


h1578469815.jpg

Витражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.


w1578469864.jpg
Главное внимание художники витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий декоративный эффект. Традиционно витраж изображает библейские сюжеты и сюжеты христианской истории, способствующие просвещению молящихся.


o1578468651.JPG
В оформлении готических витражей не редко встречается орнамент с геометрическими, растительными, а также другими мотивами.


Литература:

    1. Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.
    2. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1 : [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 375 с. : ил.
    3. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] с. ил.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Садварий Жанна Владиславовна, 08.01.20 в 12:05 4Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень познавательно. Заинтересовала фигура святого, которая держит свою голову.
Ольга Вячеславовна, 08.01.20 в 13:40 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Жанна Владиславовна! Да, это очень интересная и символичная статуя изображает, на сколько я помню, святого Никасия, реймсского епископа IV-V веков. Именно он построил первую городскую церковь, на месте которой сейчас стоит собор. Никасий был обезглавлен варварскими племенами, нашествие на Реймс которых пытался предотвратить.
Спицына Любовь Ивановна, 08.01.20 в 12:59 4Ответить Пожаловаться
Ольга Владиславовна, фотографии очень интересные, качественные, профессиональные.
Ольга Вячеславовна, 08.01.20 в 13:41 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Ивановна, мне очень приятно!
Чухрий Вера Васильевна, 20.03.20 в 20:13 2Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа.
Ольга Вячеславовна, 20.03.20 в 23:14 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за оценку, Вера Васильевна!
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.20 в 17:16 1Ответить Пожаловаться
Ольга Вячеславовна, поздравляю Победой в конкурсе!!!
Ольга Вячеславовна, 21.03.20 в 19:11 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.