«ГОТИКА В ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ: РЕЙМССКИЙ СОБОР». СЕРИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ.
Пояснительная записка
Серия научно-образовательных фотографий на тему: «Готика в искусстве Западной и Центральной Европы: Реймсский собор»
Автор: Переверзева Ольга Вячеславовна
Научно-образовательная фотография служит педагогу прекрасным дидактическим средством, способствующим созданию зрительного образа и запоминанию изучаемого материала.
Представленная мною разработка является наглядным пособием к курсу дисциплин предметной области «Искусство», в частности, дисциплин «Мировая художественная культура» СОО и «История мировой культуры» СПО при изучении в рамках раздела «Художественная культура Европы Средних веков» таких тем как «Архитектура западноевропейского Средневековья», «Изобразительное искусство Средних веков», «Готический стиль».
Данная серия фотографий выполнена мною во время профессиональной стажировки во Франции. На фотографиях представлен шедевр архитектуры XIII-XVI веков – собор Нотр-Дам де Реймс в городе Реймсе, ставший классическим образцом искусства высокой готики. В своем цикле фотографий я постаралась максимально ясно показать сущность архитектурной конструкции готического собора, а также его декоративного убранства: скульптуры и искусства витража. На фотографиях с пояснениями представлены главные элементы каркасного перекрытия собора, главный фасад, тесная взаимосвязь архитектуры и изобразительного искусства, особенности скульптуры готического храма и основные виды витражей.
Готический стиль в искусстве зарождается в XII веке на территории Франции, откуда и распространяется, главным образом в Западную и Центральную Европу.
Сущность готической конструкции состоит в каркасном перекрытии, образующем «скелет» здания, в основе которого лежит стрельчатая арка.
Стрельчатая арка, позволяющая перекрыть любой пролет, переносит нагрузку несомой части сооружения на мощные опорные столбы – контрфорсы, которые обыкновенно располагаются снаружи рядом с боковыми стенами здания.
Распор на внешние контрфорсы переносит через специальные соединительные арки, которые называются аркбутаны.
Использование каркасной конструкции, снимающей нагрузку со стен, делает возможным устройство высоких дверных и оконных проемов, отделенных друг от друга узкими перемычками и украшенных разноцветными витражами.
В результате внутреннее пространство храмового готического здания становится более свободным и светлым.
Единственной массивной частью готического собора является главный фасад, разделенный галереями на три яруса, над которым возвышаются две огромные башни.
Массивность и толщина стены западного фасада подчеркивается глубоким рельефом порталов.
Готические соборы завораживают красотой своего убранства и богатого декора. Вершины контрфорсов украшены остроконечными башенками – фиалами.
Окна и перспективные порталы фасадов венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны.
Готический храм представляет собой воплощение идеи мироздания, где царит красота и гармония. В расположенных на самой вершине собора декоративных беседках ангелы с распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая миру благодать.
На крыше олицетворяя людские пороки расположились фантастические химеры и гротесковые монстры.
Скульптура готики тесно связана с архитектурой, подчеркивая ее ритмичность, вертикальность. Основная группа фигур располагается, у главного входа, по бокам порталов западного фасада находится многофигурный скульптурный фриз.
Готическая скульптура наделена определенной свободой: центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежды угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением.
Особое место в декоративном оформлении готического собора принадлежит искусству витража. Витражи, главным образом, выполняли роль окон и служили основным источником света, заполняя пространство храма разноцветными отблесками, создавая атмосферу возвышенной торжественности и мистической тайны.
Витражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника.
Главное внимание художники витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий декоративный эффект. Традиционно витраж изображает библейские сюжеты и сюжеты христианской истории, способствующие просвещению молящихся.
В оформлении готических витражей не редко встречается орнамент с геометрическими, растительными, а также другими мотивами.
Литература:
- Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.
- Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1 : [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 375 с. : ил.
- Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] с. ил.
Садварий Жанна Владиславовна
Ольга Вячеславовна
Спицына Любовь Ивановна
Ольга Вячеславовна
Чухрий Вера Васильевна
Ольга Вячеславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ольга Вячеславовна