Готовимся к ОГЭ по русскому языку «Задание 3. Практикум»

15
6
Материал опубликован 24 August 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Материал предназначен для подготовки учащихся к выполнению задания №3 на ОГЭ по русскому языку. 

Цель работы: проверить у учащихся знание средств выразительности и умение находить в предложении средства выразительности . 

 

Представлена формулировка задания, что должен знать ученик, выполняя данное задание на экзамене. Дан практический материал (15 предложений), который может быть использован для индивидуальной или самостоятельной работы на любом из этапов урока. Есть ответы к предложенным заданиям. Материал соответствует любому УМК по русскому языку для 9 класса. 

 

 

Планируемые результаты:

 

Метапредметные (ПР):

Личностные УУД:

Обучающиеся научатся:

самоопределению, стремлению к речевому самосовершенствованию; способности к  самооценке своих действий, поступков;

Обучающиеся получат возможность:

осознать себя как  индивидуальность и одновременно как члена общества.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тексте;

- искать необходимую информацию, работать с ней (сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация)

- осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме,

- свободно ориентироваться в художественном тексте (овладение навыками смыслового чтения); 

Обучающиеся получат возможность:

в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:

- целеполагать под руководством учителя  с опорой на интригу и карту путешествий

-работать по алгоритму;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Готовимся к ОГЭ по русскому языку Задание № 3 Практикум
PPT / 198.5 Кб

 

 Источники:

 

Использованная литература:  

Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./С.В.Драбкина, Д.И.Субботина.-2-е изд.,испр.-Москва:Интеллект-Центр,2017.

Ссылки: 

Предварительный просмотр презентации

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Задание 3 Практикум Автор работы: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбург Марина Юрьевна Горбачёва

Формулировка задания: Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. 2) Прошёл до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов. 3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. 4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. Ответ:4

Что должен знать ученик, выполняя задание: средства выразительности

Задание №1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Да, тяжёлое ваше дело. 2) Он летел стрелой. 3) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

Задание №2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. 2) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату? 3) Я кладу ему в горячую руку обойму. 4) Он уныло и огорчённо развёл руками.

Задание №3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.   1) Но сумерки сгущались. 2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве. 3) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. 4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

Задание №4 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.   1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. 2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. 3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь. 4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

Задание №5 Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.   1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. 2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

Задание №6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. 3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

Задание №7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.  1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка! 3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

Задание №8 В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?   1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2) Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. 3) — Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

Задание №9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. 2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. 3) Это моего отца убили... — закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. 4) Он был рад, что мать не видит его слёз.

Задание №10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

Задание №11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.  1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францева ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. 2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. 3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. 4) Она стала листать классный журнал.

Задание №12 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».   1) метафора 2) сравнительный оборот 3) противопоставление 4) просторечные слова

Задание №13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.   1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. 2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель. 3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. 4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

Задание №14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой... 2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... 3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. 4) Пришло время удивляться Валерке.

Задание №15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.  1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. 2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? 3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. 4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

Ответы: 1.2 2.4 3.2 4.2 5.2 6.1 7.4 8.1 9.1 10.3 11.3 12.2 13.4 14.3 15.4

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал, Марина Юрьевна!

24 August 2018

Делюсь с удовольствием,Вера Сергеевна!

12 September 2018

Нужный, очень хороший материал!

25 August 2018

Спасибо за оценку ресурса,Валентина Ивановна!

12 September 2018

Спасибо за то, что делитесь с коллегами своими наработками!

11 September 2018

Сама очень много беру у коллег,Раиса Поликарповна!

12 September 2018