Выступление «Готовимся к всероссийским проверочным работам: совершенствование предметных и метапредметных умений в 4 классе с использованием печатных и электронных образовательных ресурсов»
Выступление на городском Образовательном форуме
Подготовила:
М. В. Баранова,
учитель начальных классов
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
г. Сарапула Удмуртской Республики
Готовимся к всероссийским проверочным работам: совершенствование предметных и метапредметных умений в 4 классе с использованием печатных и электронных образовательных ресурсов
С 2017 года в начальной школе в конце 4 класса в штатном режиме проводятся всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Цель работ: получение реальных данных о качестве и результатах обучения, о том, насколько полно учащиеся осваивают знания и навыки, установленные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования.
Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе образовательной организации, но и региона в целом.
Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне. ВПР проводятся с использованием автоматизированной информационной системы СтатГрад. Описание и демонстрационные версии проверочных работ по каждому предмету представлены на сайте www.eduvpr.ru.
Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.
Подготовка к ВПР не должна быть сведена к натаскиванию на тот или иной вид задания. А вот помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе, необходимо. С этой целью выпущено множество пособий.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них, на мой взгляд, самые удачные и необходимые.
Первое пособие – помощник - это Рабочая тетрадь «50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс». Авторы Т. Я. Каясова, С. В. Самыкина. Материалы рабочей тетради нацелены на организацию итогового повторения по русскому языку в течение четвертого года обучения в начальной школе. Работа с данным пособием позволяет быстро и эффективно повторить и обобщить значительный объем учебного материала и тем самым готовит четвероклассников к разного рода проверочным и итоговым работам в конце учебного года, в том числе и к ВПР.
Пособие условно разделено на 3 части.
В первой части даны 50 мини – работ по русскому языку, посвященных повторению материала основных разделов русского языка – «Фонетика», «Состав слова», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Орфография и пунктуация». При разборе предложенного текста – отрывка из литературного произведения, дети выполняют 6 заданий, относящихся к различным темам. Благодаря этому не только систематизируются полученные ранее знания, но и обучающиеся привыкают работать со структурой ВПР, где также представлены задания из разных разделов языка.
Например, Работа 1 выглядит так:
Видим, что 1 задание направлено на формирование орфографической зоркости (раздел «Орфография»),
второе задание – на повторение материала из раздела «Фонетика»,
третье – из разделов «Части речи» и «Предложение»,
четвертое и шестое – из раздела «Части речи»,
пятое – из раздела «Состав слова».
Работа 34 выглядит так:
И снова:
Задание 1- из раздела «Орфография»,
№ 2 и 4 – «Части речи»,
№ 3 – «Пунктуация»,
№ 5 – «Части речи» и «Словосочетание»,
№ 6 – «Состав слова».
Таким образом, мы видим, что система заданий охватывает все ключевые темы программы по русскому языку начальной школы.
Так как в ВПР по русскому языку включено немало заданий по развитию речи и работе с текстом (данные вопросы заложены и в требования к результатам во ФГОС), в данной тетради для отработки необходимых умений и навыков выделены специальные работы с научно-популярными и художественными текстами. Этому посвящена вторая часть тетради. В процессе их выполнения обучающиеся совершенствуют следующие умения:
- работать с лексикой (подбирать синонимы, антонимы, различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, определять значение слова по контексту). Предлагаемые задания:
Подчеркни в тексте синоним к слову захватчики.
Запиши антоним к слову могучий.
Выпиши из текста синоним к слову камень.
Что значит слово замолаживать? Ответ подчеркни в тексте.
Подчеркни в первом предложении слово, употребленное в переносном значении.
Как ты понимаешь слово бесконфликтно. Запиши близкое по значению слово.
- составлять короткие высказывания на предложенные темы, выражать свое мнение, составлять вопросы по содержанию текста, выделять в тексте нужные фрагменты. Задания:
Задай вопрос, который поможет определить, насколько точно одноклассники поняли содержание текста.
Придумай и запиши вопрос по содержанию текста.
Какие чувства охватили тебя после прочтения текста? Закончи предложение. Прочитав текст о том, как разрушали государство инков, я …
Зачем мальчик залез под парту? Ответ подчеркни в тексте.
- решать несложные коммуникативные задачи, например, через такие задания:
Тебе подарили телескоп. Напиши СМС своему другу с приглашением в гости, чтобы вместе понаблюдать за планетами и звездами.
Друг побывал в зоопарке, где много фотографировал. Обратись к другу с вежливой просьбой показать тебе фотографии. Запиши свою просьбу.
- определять тему и идею текста:
Отметь галочкой наиболее точную формулировку темы текста (дано 3 варианта формулировок).
Определи тему текста. Закончи предложение. Этот текст о …
- составлять план текста:
Восстанови перепутанный план текста, пронумеровав его пункты.
Закончи составление плана:
В дороге.
…
…
- подбирать заголовок:
Выбери подходящий заголовок (дано 3 варианта).
Придумай и запиши заголовок.
Перед выполнением этих заданий детям предложены 9 обучающих работ, снабженных правилами, подсказками, комментариями. И только затем четвероклассники выполняют тренировочные работы, в ходе которых совершенствуют все перечисленные выше умения. Например, Работа 3 «Учимся подбирать заголовок»:
В работе дано определение, что такое «Заголовок», или заглавие. Также дан алгоритм «Как правильно подбирать заглавие к тексту». И предложено тренировочное задание по теме. Аналогично построена и, например, работа 7: «Учимся определять главную мысль текста»:
В конце рабочей тетради представлены 2 итоговые проверочные работы, имеющие ту же структуру и состав, что и Всероссийская проверочная работа по русскому языку.
Возможны различные варианты применения пособия. Я использовала тетрадь в течение второго полугодия 4 класса. Работы из первой части тетради мы выполняли на уроках русского языка, работы из второй части – на уроках литературного чтения. Часть заданий и из части 1, и из части 2 дети выполняли дома. При использовании тетради в классе на уроке выделялось примерно 10-15 минут для последовательного выполнения одной из работ и ее последующей проверки.
Авторы пособия предлагают и другой вариант использования пособия: ребенок работает с тетрадью дома, без контроля со стороны учителя, под руководством взрослых. Четверокласснику предлагается выполнять по 2-4 работы в неделю как из первой, так и из второй части тетради. А родители могут проверить знания детей собственными силами, без помощи учителя благодаря тому, что ответы к заданиям тетради размещены на сайте www.zankov.ru.
Следующие пособия, с которыми хочу познакомить, - это серия типовых заданий по русскому языку, математике и окружающему миру издательства «Экзамен». Книги содержат по 10 вариантов типовых заданий ВПР за курс начальной школы, составленных в соответствии с ФГОС. Все задания и формулировки в точности соответствуют заданиям, которые предлагаются учащимся в ходе выполнения ВПР.
В книгах есть ответы к заданиям и система оценивания. Они легко изымаются, если необходимо. Эти материалы (ответы и система оценивания) предназначены для учителя, который легко сориентируется в представленном материале и верно оценит работы. Данные материалы повышают объективность оценки знаний обучающихся.
Работы по данным пособиям мы выполнили 3 по каждому предмету. Первая работа (входная) показала мне, как учителю, какие формулировки непонятны детям, с какими трудностями сталкиваются обучающиеся в ходе выполнения работы, какие умения проявлены в большей или меньшей степени, над чем надо работать.
Входные работы были тщательно проанализированы совместно с детьми, выполнена работа над ошибками. Акцент был сделан на критериях оценивания заданий, чтобы дети понимали, из чего состоит оценка того или иного задания, где дети теряют драгоценные баллы, над чем им надо работать. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. Например, мы выяснили, что часто дети не дочитывают задание, и соответственно, выполняют только его часть. Например, задание:
Ученик правильно выписывает все существительные, определяет правильно род, число, падеж, но не определяет склонение. В результате - один балл потерял. Так как в критериях оценивания данного задания написано:
Правильно указаны 4 признака: 2 балла.
Правильно указаны только 2-3 признака: 1 балл.
Особенно тщательно были рассмотрены (проработаны) критерии оценивания заданий по окружающему миру. Например: Детям предлагается описать эксперимент, с помощью которого можно выяснить, в данном случае, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян и описать эксперимент. Разбирая критерии оценивания подобных заданий, мы обращаем внимание на то, что чтобы получить высокий оценочный балл за задание необходимо отразить и различия, и сходства в условиях. Если ребенок указывает только различия в условиях, то получает только 1 из 2-х баллов:
Затем были проведены повторные работы. Результатом проверки данных работ стала Памятка каждому ученику, над совершенствованием каких умений ему надо работать по каждому предмету. Например,
Ф. И. ребенка:
русский язык: Составление плана текста.
Построение речевого высказывания.
Разбор слова по составу.
Матем.: Действия с многозначными числами.
Решение текстовых задач.
Логические задачи.
Окружающий мир: …
Такие Памятки детям необходимы для индивидуальной работы дома. Индивидуализацию обучения позволяли осуществлять задания образовательного портала «Решу ВПР». Главная его страница выглядит следующим образом:
На главной странице можно выбрать предмет, класс и форму выполнения работы. Здесь представлены как тренировочные варианты ВПР, так и каталог заданий по темам.
Тренировочные варианты ВПР составлены для самопроверки. Выбрав вариант работы, ученик выполняет ее всю. Причем работает секундомер, с помощью которого можно определить, укладывается ли ребенок по времени, выполняя работу. По окончанию работы система проверит ответы обучающегося, покажет правильные решения и выставит оценку по пятибалльной или стобалльной шкале.
Из каталога заданий, который находится на главной странице сайта, можно выбрать те задания, над совершенствованием которых необходимо поработать ученику:
Выбрав задания, соответствующие формированию того или иного умения, можно выполнить столько заданий, сколько необходимо для усвоения материала каждому ребенку индивидуально. Например, выбираю тему «Однородные члены предложения» в Каталоге заданий. Нажимаю «Посмотреть», появляется множество заданий, направленных на отработку умения найти в тексте предложения с однородными членами:
Задание 2 № 2: Найди в тексе предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые. Задание 2 № 32:Задание аналогичное, но ищем однородные подлежащие, и так далее:
Выполненное задание легко может проверить сам ребенок, нажав на ссылку «Пояснение»:
Заканчивали подготовку к ВПР итоговыми вариантами незадолго до официальных работ, после которых обучающиеся сами анализировали свои работы и сами выбирали пути доработки материала. Результат оказался хорошим. В целом проведение ВПР в четвертых классах гимназии показало, что все учащиеся (100%) достигли базового уровня подготовки по математике, русскому языку и окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС. Все работы, кроме одной, по всем ВПР выполнены обучающимися на высоком и хорошем уровне.
Таким образом, качественно подготовить четвероклассников к ВПР, совершенствуя предметные и метапредметные умения мне помогло 3 образовательных ресурса: «50 шагов к успеху», Типовые задания за курс начальной школы и образовательный портал «Решу ВПР». С удовольствием Вам их рекомендую и желаю получения высоких образовательных результатов.
Используемые источники:
Волкова Е. В. Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: типовые задания. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Т. А. Каясова, С. В. Самыкина. 50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016.
13