12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Адылева Альбина Куановна48
0

Доклад «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик

Питерского района Саратовской области»


 

Методическое объединение


 

«Групповая работа как средство достижения

универсальных учебных действий в начальных классах»

 


 

Адылева Альбина Куановна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ п. Трудовик»



 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящена исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''. Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов ''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова''. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

Я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100», которая соответствует стандартам ФГОС НОО. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Как педагог – психолог по образованию, я хорошо знаю, насколько важно правильно сформировать группу детей для решения каких-либо задач, в том числе образовательных.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

Объем усваиваемого материала возрастает.

Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

Характер взаимоотношений между детьми меняется.

Класс становится сплоченней.

Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.

Ребята получают удовольствие от работы.

В процессе подготовки детей к групповой работе я использую:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- провожу инструктаж о последовательности работы;

- раздаю дидактический материал по группам.

На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

В конце работы

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

Применять групповую работу я начала со 2 класса. Первым этапом было сплочение группы. Для начала изучила индивидуальные особенности обучающихся: темперамент и самооценку (приложение 1). В результате выявила, что в классе 3 сангвиника, 3 флегматика, 2 меланхолика и 1 холерик. По уровню самооценки получила следующее:

3 человека имеют высокую самооценку;

5 – среднюю;

1 – низкую.

Анализ этих анкет позволило мне сформировать группы по их особенностям, чтобы в одной группе не оказались дети с одним и тем же темпераментом или с высокой (низкой) самооценкой. Использовала игры и элементы психологического тренинга.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.

Игра «Чувство по рукам» позволила определить тактильные контакты.

Для поддержания группового единства я проводила игру «Путанка». Водящий выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.

На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.

Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.

Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому найдется свое интересное дело по темпераменту, по способностям, по увлечениям.

На втором этапе проводилась работа в парах. Вначале это были простые задания – научиться тренироваться в парах (выполнение заданий с взаимопроверкой, проверяли друг у друга таблицу сложения, умножения и т.д.). Затем осуществлялось обсуждение в парах. Важно, чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.

Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, мы с ребятами установили правила работы в группе:

Смотреть на собеседника при разговоре.

Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

Говорить только по делу.

Внимательно слушать ответ.

Обращаться друг к другу по имени.

Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 2-мя детьми я показала весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:

- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».

- Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

В ходе разбора данных задач, дети сами пришли к выходу из таких ситуаций.

Чтобы им легче было научиться работать в группе, первые две недели детей не пересаживала. Затем стала использовать различные способы распределения обучающихся по группам:

«Найди пару»

На парту каждому обучающемуся кладу лист, на котором написано слово. По моему сигналу ребята читают слова по цепочке и определяют признак, на какие группы им надо разделиться.

«Поздравительная открытка»

Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.


 


 

«Имена»

Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.

«Волшебные карандаши»

Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Домашние животные»

Каждому ученику даю карточку с названием домашнего животного. Они воспроизводят звук, который издает это животное и ищут в классе тех учеников, которые тоже издают этот звук.


 

«Решение примеров»

На половине карточек пишу математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.

Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии. Приведу некоторые примеры групповой работы, используемых мною на уроках.

Актуализация знаний. «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

Метод «Четыре шляпы». Использую на уроках литературного чтения.

На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.

ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.

СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.

Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Изучение нового материала.

«Яркое пятно». Учитель сообщает интересный факт, что настраивает обучающихся на принятие темы.

«Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.

«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.

Этап формирования и систематизации знаний.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

«Я - мы - все». Каждый ученик получает задание и работает самостоятельно. Затем обсуждают полученные результаты в парах. В конце свои материалы обсуждают в группе.

Рефлексия.

«Радуга». На листе ватмана каждый ученик разными цветами пишет в 2-3 словах, что он усвоил на уроке.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

Писарь – записывает решение;

Докладчик – рассказывает у доски решение группы;

Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время.

После проведения нескольких уроков с использованием групповой работы я предложила ученикам анкету с вариантами ответов: «полностью согласен»; «скорее согласен, чем нет»; «скорее не согласен»; «не согласен».

В анкетировании приняли участие 9 учеников. Были получены следующие результаты:

Результаты анкеты.

Я считаю, что работать в группах интересно:

полностью согласен – 56%

скорее согласен, чем нет – 44%

скорее не согласен –

не согласен -

Знание, которое я получил на уроке, пригодится в жизни:

полностью согласен – 100%

скорее согласен, чем нет –

скорее не согласен –

не согласен -

Я люблю высказывать своё мнение:

полностью согласен – 67%

скорее согласен, чем нет – 22%

скорее не согласен – 11%

не согласен -

Мне нравится выполнять творческие работы по предмету:

полностью согласен – 56%

скорее согласен, чем нет – 33%

скорее не согласен – 11%

не согласен -

Учитель хвалит меня за мою работу и успехи:

полностью согласен – 89%

скорее согласен, чем нет – 11%

скорее не согласен –

не согласен -

Я бываю расстроен, когда на уроке мы не работаем в группах:

полностью согласен – 56%

скорее согласен, чем нет – 22%

скорее не согласен – 22%

не согласен -

Я стараюсь больше читать дополнительно:

полностью согласен – 67%

скорее согласен, чем нет – 11%

скорее не согласен – 22%

не согласен –

Ряд 1 – полностью согласен

Ряд 2 – скорее согласен, чем нет

Ряд 3 – скорее не согласен

Ряд 4 – не согласен

Проанализировав ответы учеников, я пришла к выводу, что ребята предпочитают работать в группах. Таким образом, необходимо регулярно использовать на уроках групповую работу, так как это способствует успешной самореализации учащихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации.

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся. Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет. Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой.

Я предложила детям выработать совместно критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствует критическому мышлению обучающихся.

Критерии групповой работы:

- дружно

- выбор ролей

- тихо (шумно)

- правильный ответ

- активность

- все ли работали

- интересно.

На первом этапе обучения рефлексии обучающиеся рассказывали, с каким настроением они пришли в школу и какое настроение у них в конце учебного дня. Далее, после выполнения работы в группе ученики оценивали свою работу, успехи и неудачи. Для индивидуального оценивания каждому предлагалась таблица.


 


 

Фамилия, имя

Ответы (обведи)

 

Да – 2

Сомневаюсь – 1

Нет – 0

Внимательно ли ты слушал(а) друзей по команде?

2 1 0

Принимал(а) ли ты участие

в обсуждении?

2 1 0

Сумел(а) ли ты при чтении

передать характер героя?

2 1 0

Нашёл (нашла) ли ты главную

мысль текста при чтении

учебника?

2 1 0

Внимательно ли тебя слушали твои товарищи?

2 1 0

Подсчитай общее

количество баллов

 

Ключ: 7–10

баллов, ты – молодец! Ты

умеешь заинтересовать других и сам внимателен

 

4–6 баллов, будь

смелее, настойчивее, и у тебя всё получится

 

3 балла, тебе

нужно приложить усилия и

терпение, и у тебя всё получится

 


 

Данная таблица вызывает огромный интерес у обучающихся, потому что дети сами дают качественные характеристики своей деятельности в группе.

Когда они научились более адекватно оценивать себя, я предложила им проанализировать работу одноклассника. Затем уже анализировали работу своей группы и других. В каждой группе выбирается контролер, который заполняет таблицу участия каждого в работе группы. Таким образом, каждый получает индивидуальную оценку.

Список

участников

1 задание

2 задание

3 задание

Баллы

Оценка

Кирилл

+

+

+

3

5

Эльвира

+

 

+

2

4

Рустам

   

+

1

3

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- - уважать иное мнение;

- стремиться к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Умение в работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.

Доля участия обучающихся 3 класса в проектах и конкурсах в течение 2010 – 2012 гг.

Олимпиады.

Названия

Уровень

2010-2011

2011-2012

Олимпиада по математике

Школьный

2

4

Олимпиада по русскому языку

Школьный

2

3


 


 

Конкурсы по предметам.

Названия

Уровень

2010-2011

2011-2012

«Кенгуру»

Международный

3

4

«Русский медвежонок»

Всероссийский

3

4

«Человек и природа»

Всероссийский

 

3

«Инфознайка»

Всероссийский

 

2


 

Конкурсы.

Названия

Уровень

2010-2011

2011-2012

«Возраст делу не помеха»

Муниципальный

2

3

Конкурс по противопожарной тематике

Муниципальный

2

3

«Живая земля»

Муниципальный

1

 

«Люблю тебя мой, край родной»

Муниципальный

 

2

«От ремесла к искусству»

Муниципальный

 

3

«Молодежь выбирает будущее»

Муниципальный

1

1

«Ярмарка космонавтики»

Муниципальный

 

2

«Социальная служба в красках»

Муниципальный

 

2


 

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

соблюдается дифференцированый подход;

укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в классе;

учащиеся усваивают больший объем материала;

появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

реализуется принцип деятельности;

порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;

работа в группе помогает ребенку проявить себя;

упрощается процедура проверки работ;

объем домашнего задания становится минимальным.

Недостатки группового обучения:

в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате- слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Несмотря на недостатки группового обучения, за последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказывают, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность обучающихся, в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.


 


 

Список литературы.

Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.

Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. –М.: Московский центр качества образования, 2010.

С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12

О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69.


 

Интернет сайты.

menobr.ru

nsc.1september.ru

tom-zrschool.edu.tomsk.ru

uchportal.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.