12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ираида Александровна114
Россия, Пермский край
8

Доклад на тему «Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий»

Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий

Одна из важнейших задач, стоящая перед современной начальной школой, - формирование универсальных учебных действий. Данная работа может быть организована как на уроке, так и во внеурочное время.

Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В процессе работы над проектом формируются различные виды универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

целеполагание;

планирование;

работа по составленному плану;

контроль и самоконтроль;

саморегуляция;

прогнозирование, коррекция;

оценка.

Познавательные УУД

выбор источника для получения информации;

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

восприятие и анализ сообщения;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

выступление перед аудиторией, ответы на незапланированные вопросы;

овладение логическими действиями и операциями.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

внутренняя позиция;

мотивация учебной деятельности;

самостоятельность;

личная ответственность за поступки.

Включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Но следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности данной группы.

В первом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем усовершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задачи совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе;

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

поиск дополнительной литературы;

подготовку сообщения;

самоанализ, самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Предлагаю детям различные творческие задания, например:

Отгадай загадки, вырежь нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная аппликация.

Прочитай предложение, представь картины, нарисуй одну из них.

Составь композицию на тему «Моя мама», используя фотографии и рисунки.

Изготовь книжку-гармошку по схеме, расставив правильно картинки, вырежь и склей. Разыграй получившуюся иллюстрированную сказку и др.

Во втором полугодии первого класса знакомлю детей с «техникой» проведения проекта с тем, что такое проект; с этапами проекта, видами проектов, критериями оценивания; где собирать информацию; кто может помочь, формами презентации, видами продукта. В классе данная информация была оформлена в «Уголок проектов». К моменту выполнения первого проекта у школьников были сформированы элементы навыков проектной деятельности и отдельные умения на самом простейшем уровне.

Приведу пример урока окружающего мира в первом классе по теме «Почему нужно есть овощи и фрукты?», где использовался метод проекта.

Резюме проекта

Название проекта: «Полезная азбука».

Характеристика проекта:

По профилю знаний: окружающий мир

По числу участников: групповой

По уровню контактов: внутришкольный – проект, организованный на уроках окружающего мира и во внеурочное время.

По продолжительности: среднесрочный - 3 недели – 1 месяц.

Тип проекта: творческий.

Проблема: обучающиеся не всегда умеют правильно выбирать продукты для здорового питания.

Почему?

Не знают о пользе овощей и фруктов для организма.

Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.

Что делать?

Изучить полезные свойства овощей и фруктов.

Как?

Чтение дополнительной литературы.

Поиск интересной, занимательной информации.

Урок окружающего мира «Почему нужно есть овощи и фрукты?».

Что получить?

Альбом «Полезная азбука»

Какие задачи решает проект:

Познавательные (знания о свойствах и значении полезных продуктов питания)

Воспитательные (здоровый образ жизни)

Развивающие (коммуникативная, информационная компетентность).

Во втором классе мы с ребятами повторили информацию, предоставленную на стенде, познакомились с проектами других учеников. Стало ясно, что учащиеся имеют представление о работе над проектом. Затем обсудили основные правила работы в группе. Мы пришли к выводу, что должны достигаться:

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие;

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».

Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания у школьников формировались УУД в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, формирование интереса к учению); коммуникативных сферах (участие в диалоге); познавательных сферах (ответы на вопросы учителя); регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали).

Проведя урок окружающего мира по теме «Все профессии важны», ребята поняли, что они мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире. Исходя из этого, мы с ребятами решили выполнить следующий проект «Профессии. Какие они?»

Проект «Профессии. Какие они?»

Цель: создать представления о мире профессий для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Задачи:

вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

расширить у детей знания и представления о профессиях;

обогатить словарный запас, развивать связную речь;

активизировать внимание, развивать логическое мышление и память детей;

формировать навыки использования справочной литературы, отбора и систематизации материала.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Что такое профессия?

Проблемные вопросы

Профессии. Какие они?

Учебные вопросы

1.Что представляет труд людей данной профессии?

2.Как называют людей этой профессии?

3.Какими качествами должен обладать человек данной профессии?

4.Какими знаниями должен обладать человек этой профессии?

5.Какие трудности вам видятся в работе данной профессии?

6.Хотели бы вы избрать данную профессию? Почему?

В проекте на основе проведенных исследований и использования современных технологий учащиеся 2 класса знакомятся с наиболее популярными профессиями. Выполняя творческий проект, совершенствуют представления о мире профессий.

В рамках этого проекта каждому ребенку индивидуально требовалось подготовить защиту, какой либо профессии.

В третьем и четвертом классах – обогащение опыта работы над проектом, учащиеся с большим интересом выполняют сложные проекты.

В ходе работы над проектом, для осознанного выполнения каждым учеником этапов, использую памятки-подсказки.

Например:

Как сформулировать цель? Цель отражает тему проекта.

написать…

сделать…

доказать…

составить…

разработать…

выяснить…

Как сформулировать задачи? Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

изучить…

исследовать…

привлечь…

описать…

установить…

сформулировать…

выявить…

Рефлексия.

я узнал(а)…

в ходе работы мне удалось научиться…

порадовался(ась) тому, что…

выражу своё мнение…

Приведу пример творческого проекта, который был представлен на муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета». В конкурсе принимали участие учащиеся 4 класса.

Проект «Цветочная фантазия»

Цель: создание условий для вовлечения учащихся в общественно значимую трудовую деятельность по озеленению класса.

Задачи:

расширить знания о комнатных растениях;

формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;

развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, к природе.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

1 Формирование творческой группы для работы над проектом.

2. Составление плана работы.

3. Подбор литературы, иллюстраций, ресурсов Интернета о комнатных растениях.

Основная часть

1. Посадка комнатных растений.

2. Создание эскизов зеленого уголка в классной комнате.

3. Уход за комнатными растениями.

4. Составление паспорта растений.

5. Фотографирование комнатных растений класса.

6. Оформление буклета «Комнатные растения нашего класса».

7. Составление «Памятки цветовода».

8. Оформление зеленого уголка в классе.

Заключительная часть

1. Оформление презентации проекта.

2. Презентация проекта на классном часе.

В работе над проектами привлекаю и родителей. Мамы и папы становятся полноправными участниками проектов. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Важным моментом является выбор темы проекта. Чаще всего тему исследования предлагает учитель. Если учащийся заинтересовался темой проекта, то он активно включается в работу. Ценнее всего, когда идею проекта предлагает сам ученик.

Итак, работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Работая над проектами, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач – от постановки проблемы до предоставления конечного результата.

Вывод: использование метода проекта способствует формированию УУД.       


 

9

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.