Статья на тему «Игровые технологии как средство формирования учебных универсальных действий»
Игровые технологии как средство формирования учебных универсальных действий
Иванова С.А. преподаватель ГБПОУ ЮЭТ
Аннотация: автор рассматривает игровые технологии как средство развития универсальных учебных действий на различных этапах занятия и во внеурочной деятельности
Ключевые слова: парадигма, универсальные учебные действия, игровые технологии, игра, приемы, квест, методы
Приоритетной целью образования сегодня является не простая передача знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, а развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря – необходимо научить студена учиться[1].
Поэтому необходимо формировать общеучебные умения, навыки и компетенции у студентов.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Авторы стандартов третьего поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей студентов самостоятельно действовать при получении образования.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных знания в жизни[2].
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока.
Для качественного формирования УУД на занятиях естественнонаучного цикла преподаватель должен демонстрировать разные приемы и методы учения, например игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[3].
Игровые технологии используются на разных этапах занятия.
Применяя различные игровые формы, вовлекая студентов в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно.
Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаем использовать в своей работе эффективный метод «сторителлинг». Данную технологию используем с целью воздействия на эмоциональную, мотивационную, когнитивную сферы студента.
Сторителлинг-это творческий рассказ. В отличие от фактического рассказа (пересказа, описания по памяти), который основывается на работе восприятия, памяти, воспроизводственного воображения, в основе творческих рассказов лежит работа творческого воображения. Обязательными компонентами такого рассказа должны быть самостоятельно созданные обучающимся новые образы, ситуации, действия. При этом студенты используют свой приобретенный опыт, знания, но по новому комбинируют их.
Героями историй могут быть как люди, так и явления.
Для придумывания историй нами используются кубики сторителлинг. Кидая кубик, обучающиеся определяют героев, ситуации, которые с ними будут происходить.
Овладению знаниями саморазвития, самообразования, самовыражения каждого студента, развитию его мышления, эмоциональной сферы, обогащению личного опыта будет способствовать применения сторителлинга на занятиях естественнонаучного цикла.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач студентов надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где обучающиеся в быстром темпе заканчивают фразу преподавателя.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Применяя различные игровые формы, вовлекая студентов в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно.
Внеклассное мероприятие по физике «Физический калейдоскоп» способствует - развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др. А это и есть личные УУД
Сегодня дети, растущие в мире, подключенном к Интернету, страдают нехваткой концентрации внимания. Это неудивительно, поскольку уже с детства YouTube, ВКонтакте и смартфоны загружают их обновлениями 24/7, а также предоставляют все ответы по запросу в «гугле» или Википедии.
Чтобы удовлетворить быстро развивающееся поколение, образовательным учреждениям в конечном счете придется отказаться от традиционных методов зубрежки. Сейчас важно не знать массивы информации, а знать, где ее можно достать – и в этом есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, есть один способ, позволяющий совместить приятное с полезным: видеоигры.
Веб-квест по ОБЖ «Вирусы» помогает формировать регулятивные УУД. Регулятивные умения обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения
Познавательные УУД – расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др. Для формирования этих универсальных учебных действий помогает комплексная интеллектуальная игра «Своя игра», где используются знания из разных областей и литературы, экологии, из жизни.
Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на формирование коммуникативных УУД. Педагогу не нужно бояться использовать их в своей работе. И тогда любая деятельность, предложенная студентам, будет посильной, интересной, вызывающей желание общаться с окружающими.
Техникум должен подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы студент знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Задания, которые позволяют студентам овладевать логическими действиями, используются нами практически на каждом занятии.
Загадки-ребусы для обучающихся имеют много положительных моментов:
1. Способствуют развитию мышления.
2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
4. Тренируют зрительную память, правописание
В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.
Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая студентов к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу.
У подростков в связи с переходным возрастом нервная система неуравновешенная и подвержена стрессам. Самым лучшим способом снять их является решение кроссвордов. Они благотворно влияют на организм, успокаивают и расслабляют нервную систему, тренируют память и расширяют кругозор, так как заставляют искать ответы в информационных источниках.
Мы считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования профессиональных компетенций обучающихся. Важно то, что студенты могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения педагог может им помочь, направить их действия. Главным на занятиях становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия преподавателя и студента, эффективности их коммуни-кативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Библиографический список литературы:
Использование системно-деятельностного подхода в обучении как средство формирования УУД [Электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/user/1087546/page/metodicheskaya-rabota
Универсальные учебные действия и компетентность учащихся [Электронный ресурс], режим доступа: http://school-5sz.ucoz.ru/fedoseeva/uud_i_kompetentnost_uchashhikhsja.pdf
Педагогические технологии "Виды игровых технологий" [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html