Характер
Цели:
Развитие понятийного аппарата;
Развитие навыков объективного описания;
Развитие рефлексии;
Развитие навыков групповой оценки.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка,
Организационный момент
- Добрый день. Я рада видеть вас. Я хочу пожелать вам бережного отношения друг к другу и активности на нашем занятии.
Ритуал приветствия
Игра «Вы ещё не знаете, что я люблю»
- Ребята, встанем в круг. Мы будем по кругу передавать эту мягкую игрушку. Каждый участник у кого окажется игрушка продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я люблю (пример – делать в свободное время) … Нужно назвать какой-то факт о себе, который многим неизвестен)» Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не представится.
Основная часть
- В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова можно встретить более тысячи качеств личности (черт характера). На занятиях вы имели возможность познакомиться с некоторыми из них. Их можно разделить на качества, в которых появляется отношение человека к самому себе, к окружающим людям, к делу (учебе). Это своеобразное «отражение» человека. Не случайно слово «характер» (древнегр.) в переводе означает «печать» души. Сегодня ваше объективное описание будет основной знания каждого участника об особенностях своего характера. Это серьёзная и ответственная работа, поэтому я хотела бы предостеречь вас от возможных ошибок в описании характера другого человека. Я кратко скажу о негативных установках, искажающих восприятие человека.
Эффект «ореол» - влияние общего впечатления на восприятие человека.
Эффект «последовательности» - на суждение о человеке влияют первые сведения, о нём полученные.
Эффект «авансирования» - человеку приписываются несуществующие положительные качества.
Эффект «проецирования» - на человека проецируются собственные свойства.
Упражнение «Карниз»
- Постройтесь в шеренгу. Первый учащийся – это водящий, который должен пройти рядом с остальными участниками, приставляя свой носок к носку стоящего в шеренге и не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза».
Упражнение выполняется по принципу «змейки»: первый идет, затем – второй, третий и т.д. Перешедшие занимают места в шеренге, на другом конце.
Комментарий: игра даёт возможность раскрепоститься, сбросить мышечные зажимы, сблизить участников, повысить степень доверия.
Упражнение «Характер»
- Ребята, выполним следующее упражнение. Для работы вам необходимо расчертить лист. Слева напишите фамилии и имена участников, а справа качества (черты характера положительные и отрицательные\). Заполняйте таблицу. Помните, что вы помогаете друг другу.
- «Не судите других, да не судимы будете, ибо какой мерой мерите, такой и вас мерить будут» - гласит одна из библейских заповедей.
Участники | Положительные(+) | Отрицательные (-) |
Иванов Иван | | |
Петров Петр | | |
И т.д. по числу участников | | |
- Ну что же, все справились с заданием? Теперь я соберу ваши записи и буду их зачитывать. Ваша задача – записывать информацию, услышанную о себе.
(Провести обсуждение: впечатления от выполнения, от услышанной информации, удовлетворенность результатами и др.
Итог:
- Ребята, всем вам необходимо учиться объективности в оценке других людей и вырабатывать для этого соответствующие навыки. Это важно для понимания себя и окружающих.
- Послушайте высказывание французского писателя В. Гюго «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности …»
Ритуал прощания
Игра «Пять пальцев»
- Ребята, посмотрите на свою ладонь и подумайте, глядя на неё, над следующими вопросами:
Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрёл
Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
Средний (С) – «состояние духа»: каким было моё настроение и от чего оно зависело.
Указательный (У) – «услуга»; чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
- Ребята, спасибо за занятие. До свидания
Список литературы
Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.- сост М.А. Павлова Изд. 3-е Волгоград: учитель.
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост. Л.В. свешникова. – Изд. 3-е. – Волгоград.: Учитель. – 79с.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / под науч. Ред. Л.А. Обуховой. – м. : Вако, 2005, 240 с. – Педагогика. Психология. Управление).