Занятие «Деревья-характеры» информирование родителей о типах детских характеров

4
0
Материал опубликован 24 June 2017 в группе

Цель: формирование представлений о чертах характера, умения выражать характер с опорой на художественное изображение, помощь детям в раскрытии их «Я», информирование родителей о типах характеров детей, развитие детско-родительских отношений.

1. Приветствие.

Цель: установка на занятие.

Психолог: Здравствуйте родители и ребята на прошлом занятии мы с вами говорили о семье и каждый нарисовал рисунок на тему «Моя семья». Сегодня же мы с вами узнаем о том что такое характер. Но для начла я хочу прочитать вам сказку которая называется «Деревья-характеры».

2. Сказка «Деревья-характеры». (Модификация сказки И. Вачкова)

Цель: настрой на работу.

«Далеко-далеко в океане есть один чудесный остров. Он весь покрыт зеленью - прекрасными цветами, разнообразными травами и, конечно же, деревьями. Но все деревья на этом острове отнюдь не обычные, это деревья-характеры. У каждого человека, живущего на нашей земле, есть с вой неповторимый характер, и у каждого дерева, растущего на этом острове, есть свой характер, который соответствует характеру кого-то из людей. Поэтому все деревья на острове очень разные и непохожие друг на друга.

Есть деревья, которые как будто парят над землей, потому что характер у них легкий и добродушный. Есть деревья, которые крепко держатся за землю всеми своими корнями, как человек, который твердо идет к своей цели, не сворачивая с намеченного пути ни при каких обстоятельствах.

А вот растет дерево, все усыпанное ароматными цветами и окутанное порхающими бабочками, - оно так похоже на веселую девочку, которая выбежала поиграть на полянку со своими подружками. Совсем неподалеку от него растет небольшое деревце, все в колючках, совсем как малыш, который хочет играть с другими детьми, но не знает, как с ними познакомиться, и поэтому насупился и сел в сторонке.

На берегу веселого ручейка растет дерево с ласковыми шелковистыми ветвями, очень похожими на руки мамы, нежно укачивающей свое дитя. А высоко в горах растет дерево, каждый листочек которого звенит, как веселый детский смех.

Деревья-характеры постоянно растут и изменяются. Некоторые деревья вырастают большими и сильными, и тогда их не может сломить ни одна буря. Некоторые деревья, наоборот, гнутся даже от самого слабого дуновения ветерка. Есть деревья, которые сгибают свои ветви от недостатка тепла и света, а есть деревья, которые сами дарят другим тепло, радость и свет.

Многие люди хотели бы попасть на этот остров и отыскать там свое дерево-характер, но это не удавалось еще никому. И только прислушавшись к себе, посмотрев на себя со стороны, мы можем понять и узнать, какой же у нас на самом деле характер».

*Психолог делает вывод: как мы узнали из сказки. Характер — это то, что отличает внутренний мир одного человека от внутреннего мира другого. Характер раскрывается в том, как человек относится к работе, учебе, к другим людям и самому себе. Черты характера, как и привычки, бывают хорошие и плохие. Вы часто слышите слова: злой — добрый, жадный — щедрый, лживый — правдивый, грубый — вежливый, ленивый — трудолюбивый, неряшливый — аккуратный. Все эти слова отражают характер человека.

Психолог: Вам понравилась сказка? Скажите, пожалуйста, а вы знаете, какой у вас характер? Хотели бы вы увидеть свое дерево-характер? Давайте сейчас попробуем нарисовать каждый свое дерево-характер. Но чтобы наш рисунок получился красивым нужно сначала размять наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика «Замок».

Цель: развитие мелкой моторики.

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

*Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», дети очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

4. Рисунок «Мое дерево-характер».

Цель: формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение, рефлексия устойчивых личностных качеств.

Материла: бумага; карандаши; кисточки; краски; стаканчики для воды; кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: Закройте на минутку глаза и представьте свое дерево-характер. Представили? Замечательно, можете садиться и приступать к изображению своего дерева-характера.

Дети берут необходимые материалы и рисуют деревья.

* Обратить внимание на тех участников, у которых возникли трудности при выполнении заданий.

* В тот момент пока дети рисуют свое дерево-характер, а родители помогают им. Психолог сообщает родителям информацию о детских характерах.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Виды детских характеров

Ангельский характер

Ребенок с таким характером легко находит общий язык с окружающими, безболезненно вливается в любой коллектив и быстро привыкает к новым условиям. Обычно таким детям присуще раннее развитие, они быстро учатся говорить и объяснять родителям, что им нужно.

Такой ребенок не расплачется, если вопреки его желанию, вы переключите его внимание на что-то другое. В отличие от своих сверстников, они психически уравновешены, не закатываю истерик и скандалов. Им больше по душе индивидуальные игры. Так как дети с ангельским характером легки на подъём и совсем не капризны, с ними можно спокойно отправиться в дальнее путешествие.

Уязвимый и чувствительный ребенок

Уязвимый ребёнок - это очень чувствительный ребенок, который медленно приспосабливается к новым условиям. Такой ребенок, предпочитает, что бы всё вокруг было предельно ясно и знакомо. Если неожиданно прервать его, когда он говорит или играет, то малыш обязательно расстроится и пустит слезу. Отличительной чертой характера является огромная стеснительность, по этой причине такие дети очень тяжело вливаются в новый коллектив. Уязвимые дети также сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до обмена игрушками с другими сверстниками. Ребёнок с чувствительным характером с удовольствием возьмётся за какое-нибудь самостоятельное задание, которое поручат ему взрослые.

Нервный и упрямый ребенок

О таких детях обычно говорят: «Характер ещё тот!». Эти дети, обычно, очень упрямы, если что-то делается не так, как им хотелось бы, сразу начинают проявлять свой нрав, кричать и сердится. Такие дети не любят, когда их подгоняют, они предпочитают жить в своём темпе. Они очень независимы и не нуждаются в обществе, за исключением, когда занимают лидирующую позицию. Им очень трудно донести до других свои желания и чувства, но зато эти дети проявляют завидное рвение к творчеству. Иногда им не хватает усидчивости, что бы закончить начатое дело, и это обстоятельство их очень нервирует и раздражает. Поэтому важно перемежевывать занятие с игровыми пятиминутками.

Сверхактивный ребенок

Сверхактивные дети очень подвижны, энергичны, подвержены резким перепадам настроения. Они любят находиться в обществе, контактировать со своим сверстниками, интересоваться всем, что их окружает, познавать всё новое. Родители должны контролировать таких детей, направлять их энергию в определённое русло. Если это правильно делать, то из них в будущем получатся превосходные лидеры.

Уравновешенный и спокойный ребенок

Этим темпераментом обладает большая часть детей. Процесс развития у них происходит нормально без каких-либо отклонений. В коллективе они, в меру общительны, но в присутствии чужих людей смущаются и краснеют. Их необходимо постепенно готовить к грядущим изменениям и тогда процесс адаптации пройдёт для них безболезненно.

Психолог: какие разные рисунки у вас получились! Нет ни одного похожего на другой. Давайте сейчас сделаем настоящую выставку. Расскажите, пожалуйста, какие деревья-характеры появились на нашей художественной выставке.

*Дети рассказывают о своих рисунках, кладут их в специально отведенном месте.

5. Упражнение «Посудомоечная машина».

Цель: игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя..

Инструкция: Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»

Или:

«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...»

*После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

6. Упражнение « Энергия дерева»

Цель: снятие эмоционально-мышечного напряжения, сближение участников.

Инструкция: встаньте. Расслабьтесь, внимание направьте на дыхание, дышите ровно и спокойно...

Закройте глаза. Представьте себе летний день, вы идете по сказочному, заколдованному лесу. Деревья — это ваши друзья. Родные, любимые вами люди. Вы улыбаетесь им, приветливо машете рукой, помашите рукой, и они вам отвечают, приветствуя вас шелестом листьев. И вам тоже очень хочется превратиться в какое-нибудь дерево, чтобы лучше понять своих друзей.

Представьте себе, что вы — дерево: кто дуб, кто береза, кто клен, кто рябина, кто пальма (звучит музыка).

Вы высоко к солнцу протянули свои руки-ветки, на которых шевелятся листья-пальцы. Потянитесь вверх и пошевелите пальцами. Легкокрылый ветер ласкает ваши листья-пальцы, и они шелестят нежно и трепетно. Медленно покачайте руками из стороны в сторону. Растопырьте пальцы рук. Почувствуйте, как сверху в вас через раскрытые ладони и пальцы начинает вливаться энергия. Энергия солнца — огонь, энергия воздуха — прохлада.

Почувствуйте, как струи этой энергии движутся по вашим кистям, вниз, по всему телу. Вот ветер чуть усилился. Пришли в движение ваши руки-ветки, и вот уже слегка качается ваш ствол. Теперь медленно покачивайте руками и туловищем из стороны в сторону. Почувствуйте, как прочно вы стоите на ногах, вы уверены в себе. Ветер стихает...

Вы чувствуете свои ноги-корни. Ноги-корни впитывают живительную силу земли-матушки. Вдыхайте всей своей кроной аромат ветра. Впитывайте соки и силы земли. Наполняйтесь энергией ласкового солнца. Тянитесь к солнцу, тянитесь. Ощущайте мощную неукротимую силу во всем теле. Силу, вдохновение, радость. Пошлите свою любовь всем своим друзьям и близким. Они вас очень любят. Почувствуйте прилив энергии, который идет от них. Медленно откройте глаза. Потянитесь. Встряхните кистями рук.

7. Рефлексия занятия.

Что запомнилось? Какое настроение?

8. Ритуал прощания.

Упражнение «Барометр настроения».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Инструкция: Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее руки разведены в сторону.

* Ритуал прощания един для всех последующих занятий.

Использованная литература:

Белинская Е.И. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 125 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.