Конспект урока «Характер линий» (ИЗО, 2 класс)
Конспект урока
Ковалевой Валентины
Предмет: ИЗО
Класс: 2 «В»
Тема: «Характер линий»
Тип урока: открытие нового знания
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
Познакомить детей с выразительными средствами линии;
Познакомить со способами изображения разного характера линий;
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
Метапредметные:
Развивать творческое воображение;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;
Личностные:
Формировать художественную культуру учащихся;
Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
Возбуждать интерес к процессу творчества;
Методы: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.
Средства обучения:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Для учащихся: краски (гуашь, акварель), палитра, кисти, простой карандаш, вода, альбом, клеенка.
ХОД УРОКА.
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Познавательная Регулятивная Коммуникативная |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Мобилизующий момент ( 2 мин.) |
- Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь. Эмоциональный настрой И в 10 лет, и в 7, и в 5, Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё - что его интересует. Всё нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье, и на Земле! Вы со мной согласны? Тогда начинаем наш урок. Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: альбом, карандаш, ластик, краски гуашь, кисточки, непроливайка. |
Проверка готовности к уроку, формирование положительного эмоционального настроя на урок. |
Умение организовать свою деятельность, настроится на урок. |
Вводная беседа ( 2 мин.) Постановка темы и цели. (2 мин.) |
-Вы уже знаете, что в рисунке настроение можно выразить цветом. А можно ли выразить настроение с помощью линии? Можно ли линией передать чувство, характер? -Скажите, что означает «характер»? (Характер – это какие-либо черты, особенности.) -К кому применимо это слово? (К человеку, к животным.) -А можно ли говорить о характере линий? А можно ли говорить о характере линий? -Сегодня на уроке мы это и узнаем. Мы продолжаем узнавать о линии, как о средстве выражения. На прошлом уроке мы говорили о ритме линий. Кто догадался, о каком свойстве линий мы будем узнавать сегодня? (Мы будем говорить о характере линий.) |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе. Определяю тему и цели на урок. |
Умение слушать. Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ. Формирование умения определять тему и ставить цели (П). Мотивация учебной деятельности. (Л). |
Знакомство с новой темой. Анализ картин. (7мин.) |
-Рассмотрите ветки деревьев на слайде (ветки березы и дуба). Опишите мне их. Какие они по характеру? Используйте данные слова толстый(ая) нежный(ая) могучий(ая) грубый(ая) стройный(ая) изящный(ая) корявый(ая) кудрявый(ая) тонкий(ая) -У березы ветки певучие, нежные, струящиеся, немного вздрагивающие в своем движении. А у дуба – мощные, загадочные, похожие на лапы дракона. -Разным характером линий можно создать разные образы. |
Слушают учителя, участвуют в беседе. Описывают ветки. |
Умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, выражать свои мысли. Умение воспринимать информацию. |
Знакомство с технологией выполнения рисунка. ( 2 мин.) |
-Давайте с вами попробуем изобразить веточки разного характера. Положите перед собой лист бумаги вертикально, разделите его пополам. В верхней части листа мы изобразим нежную веточку березы. -Рассмотрите веточку березы. Какой она толщины? (Ветка березы у ствола более толстая, а к концу очень- очень тоненькая.) -Куда идет линия? Каким приемом нарисуем такую веточку? (Линия идет немного вниз. Сначала будем вести кисть плашмя, а концу будем вести только кончиком.) Выполняют по образцу учителя. -Рассмотрите ветку дуба, какая она? (Ветка дуба толстая, почти одинаковой толщины по своей длине.) Куда идет линия ветки дуба? Некоторые ветки растут вверх, а некоторые в сторону. -Давайте изобразим ветку дуба в нижней части листа. Каким приемом мы будем рисовать ее? (Будем рисовать кистью плашмя, чуть-чуть тоньше нарисуем в конце ветки.) Выполняют по образцу учителя. -Сейчас я покажу вам репродукции картин великих художников, на которых изображены разные деревья. Обратите внимание, как мастера передали с помощью линий характер деревьев. Показ слайдов с репродукциями картин. |
Отвечают на вопрос учителя. Слушают, анализируют репродукции, иллюстрации. |
Формирование умения слушать и слышать других, принимать чужое мнение, анализировать.
Сформированность эстетических чувств, наблюдательности (личностное УУД). |
Физ. минутка (3 мин.) |
Прежде чем мы приступим к самостоятельной части урока: Встаньте на ноги, потянитесь – раз, Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Молодцы! Ри |
Выполняют предложенные упражнения |
Формирование положительно эмоционального настроя. |
Практическая работа. (20 мин.). |
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кистями. Правила работы с кистями: Нельзя Брать их в рот, Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу, Размахивать ими, Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки, Класть в непредназначенное для них место, Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа, Бросаться ими. - Используя разный характер линий, вам предстоит изобразить на листе разные по характеру деревья. Перечислите, какой характер может быть у деревьев. 1. Толстый, могучий, грубый, корявый дуб. 2. Высокая, стройная, тонкая березка. 3. Изящная, нежная, плакучая ивушка. -Вы можете придумать свой лес, может быть он у вас будет волшебным, а может это будет лес, в котором вы когда-то были. Это должен быть весенний лес. Чем весенний лес отличается от леса в другое время года? (Весной на ветках деревьев еще не распустились листочки, и снег не покрывает ветки.) В качестве фона для придания творческой атмосферы звучит фрагмента из цикла П. И. Чайковского «Времена года». -А теперь приступайте к работе. Учитель контролирует ход работы. По ходу работы проводить индивидуальную работу с теми, кто затрудняется, а также проводить анализ общих ошибок. |
Выполнение самостоятельной работы. |
Закрепление навыков рисование. Умение контролировать свою деятельность. Умение удерживать учебную задачу. |
Рефлексия, выставка работ. ( 4 мин.) |
Организуется выставка работ. -Скажите, какие работы точно передают характер дерева? -В каких работах характер линий наиболее выразителен? -Какой лес вам понравился больше всего? Почему? -Что вы узнали и научились делать на уроке? (Узнали, что линии могут передавать характер.) (Научились с помощью линий передавать характер деревьев. ) -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы ее? -Итак, наш урок окончен. Спасибо вам за хорошую работу. - Кому было сложно, поднимите руки? - Почему было сложно? - Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! |
Выставка работ. Самоанализ, взаимоанализ. |
Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников. |