Характеристика электронного дидактического пособия «Музыкально-дидактические игры»
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДИАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Перспективы информатизации и компьютеризации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации. В современном мире производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризации выступает как часть этого процесса. Все музыкально-дидактические игры в пособии дополнены яркими и красочными иллюстрациями, текстами, графиками, аудио информацией, анимированными объектами, базами данных, нотными материалами. Все они нацелены на более эффективное освоение игры, развитие музыкальной деятельности дошкольников.
Использование электронного дидактического пособия при проведении занятий повышает эффективность работы – при незначительных затратах времени дети получают большой объем знаний, происходит постепенная адаптация ребенка к современным средствам обучения.
И именно для этого будет использован следующий материал:
1. Обучающие мультимедиа системы программы на основе программы Microsoft Power Point Для формирования у дошкольников музыкальных способностей;
2. Партитуры, созданные с помощью нотных редакторов;
3. Аудио файлы для слушания музыкальных фрагментов и песен;
4. Специально подобранные иллюстрации для проведения музыкально-дидактических игр.
Существует много программ, с помощью которых можно создать наглядное, красочное и интересное электронное дидактическое пособие. Наше электронно-дидактическое пособие было разработано в программе Microsoft Power Point. В нем представлен нотный материал, созданный в программе Sibelius и экспортированный аудиоматериал в формате Midi-файла.
Наше электронное-дидактическое пособие обладает рядом преимуществ:
1.Огромный интерес вызывает у детей вся информация, которая представлена в доступной игровой форме. Например, в пособии представлены иллюстрации, дополняющие музыкально-дидактические игры. Они поясняют правила и ход игры.
2. Пособие позволяет расширить кругозор дошкольников, удовлетворяет их любознательность. Так, на презентационных слайдах ребята могут познакомиться с тем, как выглядит нотный стан, узнать, что у каждой ноты есть своя линейка.
3. Музыкально-дидактические игры, представленные в пособии, создают у детей эмоциональное отношение к получаемой информации. Это происходит за счет включения разнообразного ряда красочных иллюстраций, появления известных дошкольникам сказочных героев и сюжетов, анимации, сопровождающих ход игры и музыкальный ряд.
4.Электронное дидактическое пособие активизирует познавательную деятельность старших дошкольников, способствует сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности, а также формированию межпредметных связей. Например, для иллюстрирования нотных длительностей ребятам предлагается сравнить их с размерами воздушных шаров – одни шары маленькие (восьмые), другие побольше (четверти), некоторые огромные ( четверти с точкой).
5. Электронное дидактическое пособие иллюстрирует связь теории с практикой. Например, на презентационных слайдах ребятам предлагается прослушать звучание колокольчика на низких, средних и высоких нотах, и расположить цветные кружочки-ноты на своих нотных линеечках: красный кружок – низкие ноты, желтый – средние, зеленый – высокие ноты.
6. Электронное дидактическое пособие экономит время на музыкальных занятиях за счет уплотнения предлагаемой информации. Например, на одном слайде могут быть представлены разные по стилю и тематике изображения для того, чтобы ребята смогли узнать по изображению звучащую музыку или песню. Режим электронного пособия позволяет одновременно показывать и сразу несколько разных иллюстраций и музыкальных примеров и, в целом, ускорить темп занятия.
7. Музыкально-дидактические игры, представленные в пособии, сокращают время, затрачиваемое на усвоение дидактических единиц программы. Например, на одном слайде может быть представлен нотный пример, с помощью которого дети, могут сыграть на ксилофоне партитуру как без аудио сопровождения, так и с сопровождением.
Все музыкально-дидактические игры, представленные в пособии, разделены на три группы. К первой группе относятся музыкально-дидактические игры, которые дают детям представления о характере музыки. Это следующие игры:
«Угадай, чья музыка», «Удивительный светофор», «Вот так зайцы», «День Рождения», «Два цветка», «Солнышко и тучка», «Прогулка», «Море и ручеек».
Также в этой группе представлен нотный и аудио материал: «Бежит зайка» в обр.М.Иорданского, «Воробушки» - венгерская народная мелодия, вступление «Океан и море синее» Н.А.Римский-Корсакова, «Галоп» И.Дунаевского, «Греет солнышко теплее» Т.Вилькорейской, «Жуки» в обр. Л.Вишкарева, «Зайчики» В.Витлина, «Колыбельная» А.Гречанинова, «Колыбельная» Р.Раухвергера.
Во вторую группу включены музыкально-дидактические игры на определение звуковысотного движения музыки. Это следующие игры: «Музыкальная лесенка», «Домик-крошечка», «Музыкальное лото», «Угадай колокольчик», «Наши песни», «Слушаем музыку», «Что делают в домике», «Колобок».
Также в эту группу входит нотный и аудио материал: «Лесенка» - Е.Тиличеева, «Высокая лестница» - Е.Тиличева, Звукоряд «Вверх и вниз», «О чем плачет дождик» - Е.Тиличеева, «Во саду ли в огороде» в обр. В Агафонникова, «Солнечная капель» - С.Соснин, «Матрешки» З.Левиной, «Ах, ты береза» в обр. Г.Левкодимова, «Колыбельная» Г.Раухвергера, «Зайчики» в обр. В Витлина, «Баю-бай» в обр.М.Иорданского, «Мишка» Е.Тиличеева, «Бежит зайка» в обр.М.Иорданского.
Третью группу составляют музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Это: «Веселый дождик», «Учитесь танцевать», «Веселые подружки», «Воздушные шары», «Глашенька учит танцевать», «Песня гриба», «Сосульки», «Необыкновенное дерево».
К этой группе предлагается следующий нотный и аудио материал: «Ах, ты береза» в обр.Г.Левкодимова, «Во саду ли, в огороде» в обр. Ю.Слонова, «Матрешки» З.Левиной, «Песня гриба» и светит месяц в обр.А.Новикова, «Солнечная капель» С.Соснина.
Электронное дидактическое пособие можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и также во внеучебной деятельности детей. Оно помогает закрепить знания детей; для индивидуальных занятий с детьми для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Так, в слайдах игр можно найти не только задания музыку и иллюстрации, но и короткие стихотворения, задания по координации, развитию моторики.
Наше электронное пособие позволяет расширить возможности получения информации, эффективнее развивать певческие и музыкально-ритмические движения детей.
Материалом, который разработан в электронном дидактическом пособии, может пользоваться как музыкальный руководитель, так и любой другой педагог дошкольного образования для работы со старшими дошкольниками.
Применение электронного дидактического пособия позволяет сделать занятие привлекательным, для детей и по-настоящему современным. Игры представленные в пособии, ставят перед ребенком познавательные и творческие задачи, с помощью доступной наглядности помогают ему их решать. Наконец, содержание пособия адекватно возрастным особенностям старших дошкольников и ведущему виду деятельности в этом возрасте – игре.
В соответствии с эти применение музыкально-дидактических игр, представленных в электронном дидактическом пособии, может стать частью ежедневных музыкальных занятий. Предлагаемый игровой материал выполняется сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно детьми.
Литература:
1. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке. [Текст] / Д.Б.Кабалевский. – М.: Издательство Просвещение, 2005.- 224с.
2. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: монография. [Текст] /Е.В.Ширшов, О.В.Чурбанова. – М.: Изд-во «Палеотип», 2006. – 308 с.
Спицына Любовь Ивановна