Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию для учащихся 7–11 классов «Хатынь горит в сердцах людей...»
ПРОЕКТ
Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию для учащихся МАОУ «Гамовская средняя школа»
Сальникова Анна Владимировна,
учитель музыки,
классный руководитель
МАОУ «Гамовская средняя школа»
Пермского муниципального района
Тема: «Хатынь горит в сердцах людей…»
Форма проведения: классный час или внеклассное мероприятие.
Категория учащихся: 7-11 классы.
Временные рамки: 1,5-2 часа.
Цель:
гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
знакомство ребят с белорусской деревней Хатынь, с трагедией Хатыни, с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными Хатыни.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, посвящённую войне;
Развивающая:
развить воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений;
развивать умение коллективного планирования, взаимодействия с партнером, взаимопомощи в группе;
развивать коммуникативные умения и навыки;
развивать презентационные умения.
Обучающая:
познакомить учащихся с историческим прошлым – с белорусской деревней Хатынь.
Актуальность: Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание актуально в любое время, а особенно в преддверии празднования 75-летия Победы. Данная разработка классного часа направлена как раз на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения. Благодаря теме классного часа, ребята узнают что-то новое об историческом прошлом Великой Отечественной войны, а именно о трагедии, произошедшей в 1943 году в белорусской деревне Хатынь. Они узнают песни и стихи, посвящённые этой трагедии. Никто не останется равнодушным! Также, я считаю актуальной данную разработку еще и потому, что классный час построен в режиме проектной деятельности, что отвечает требованиям ФГОС.
Предполагаемые результаты. Ученики не будут пассивными слушателями, а они сами будут «докапываться» до истины, искать информацию по теме, выполнять различные задания по группам, они будут общаться и взаимодействовать друг с другом, а так же демонстрировать свои презентационные навыки и умения. И главным результатом работы, по моему замыслу, станет музыкально-литературная композиция «Хатынь горит в сердцах людей…».
Краткое тематическое содержание:
Организационный момент. Просмотр видео. Беседа.
Слушание песни «Исповедь мальчишки» - А. Наволоцкого. Беседа.
Распределение заданий по группам.
Презентация музыкально-литературной композиции «Хатынь горит в сердцах людей…» .
Рефлексия.
Исполнение песни «Птицы белые».
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран;
Видеокамера или телефон
Музыкальный материал, литературный материал, видео:
«Птицы белые» - А. Михайлов – слушание, разучивание;
«Хатынь» - ВИА «Песняры» - слушание;
«Исповедь мальчишки» - А. Наволоцкий – слушание;
«Хатынь» – А. Вертинский или «Трагедия Хатыни» А. Сальникова – выразительное чтение стихотворения детьми;
«Колокола Хатыни» - К. Сивец - просмотр;
«Воспоминания И. Каминского на открытии мемориального комплекса «Хатынь»» - просмотр.
«Бухенвальдский набат» - М. Магамаев (минус) – фоновое слушание
Структура мероприятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Предвари-тельный результат |
Проблема |
Организационный момент. Актовый зал. Ребята рассаживаются по местам - Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вашему вниманию видео.
Просмотр видео. (Приложение 1).
Беседа об увиденном. - Куда направляются все эти люди? (ответы детей). - Как вы думайте, что это за место? (ответы детей). - А знаете ли вы, где находится это место? (ответы детей). - А хотели бы вы узнать всю правду об этом месте? (ответы детей). - Я предлагаю вам сейчас прослушать песню Андрея Наволоцкого, которая называется «Исповедь мальчишки». Из этой исповеди вы узнаете, что это за место и что там произошло много-много лет назад |
Ученики знакомятся с видеофрагментом. После просмотра с помощью наводящих вопросов учителя ребята выходят на проблему – они не знают о трагедии и о том, где она произошла. |
С помощью видео и вопросов учителя ученики сами выйдут на проблему. |
Мотивация |
Слушание песни «Исповедь мальчишки» - А. Наволоцкого. (Приложение 2). Беседа. - Расскажите, что вы услышали? Что вы поняли? О каких событиях рассказывалось в песне? (ответы детей). - А вы услышали название местности, где происходило это страшное событие? (ответы детей). - Это белорусская деревня, но ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня её. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Это деревня Хатынь! |
Ученики слушаю песню А. Наволоцкого из которой и узнают о случившемся в 1943 году. |
Дети будут замотивирова-ны на то, чтобы узнать о трагедии белорусской деревни в 1943 году. |
Проектная идея |
- Давайте более подробно узнаем, а впоследствии расскажем другим ребятам о том, что произошло 22 марта 1943 года в маленькой белорусской деревне. - Мы подготовим с вами небольшую музыкально-литературную композицию, в которой расскажем о Хатыни. Каждой группе будет дано задание, которое вы будете выполнять в течение некоторого времени. После того, как вы подготовитесь, мы «соберем» всё, что у вас получилось воедино. Таким образом, мы и создадим нашу композицию |
|
|
Цель |
Познакомить ребят с историей трагедии белорусской деревни Хатынь. |
|
Познакомятся с историей трагедии белорусской деревней Хатынь. |
Способы решения (деятельность) |
Распределение заданий по группам, инструкции к заданиям. Во время выполнения работ фоном звучит песня «Птицы белые» (для дальнейшего исполнения). (Приложение 3).
|
Задание №1: 1 группа: подготовить рассказ и провести интерактивную экскурсию по мемориальному комплексу «Хатынь» (2 чел.)
Задание №2: 2 группа: подготовить рассказ о трагедии Хатыни в формате телепередачи «Ты помни! Никогда не забывай!» Снять видео ролик на телефон, смонтировать, если нужно (3 чел.)
Задание №3: 3 группа: выучить стихотворение о Хатыни (6 чел.)
Задание №4: 4 группа: исполнить роли ведущих композиции - познакомиться с готовым сценарием и связками между выступлениями каждой группы (2 чел.)
Задание №5: 5 группа: нарисовать плакат или афишу, посвящённые мероприятию (2 чел.)
Задание №6: 6 группа: сделать макет мемориального комплекса из предоставленных материалов (8 чел.) |
Работа в программе Power Point (задание №1). Развитие навыков работы с компьютером и техникой (задания №1, №2). Развитие творческих способностей – выразительное чтение , рисование, ДПИ (задания №3, №5, №6). Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в группе, в сотрудничестве. |
Презентация |
Презентация своей работы. (Приложение 4). Просмотр видео «Колокола Хатыни». (Приложение 5). Видео идет, как дополнение к выступлению группы №2. Просмотр видеофрагмента «Воспоминания И. Каминского». (Приложение 6). Выразительное чтение стихотворения А. Вертинского «Хатынь» или А Сальниковой «Трагедия Хатыни» под музыку «Бухенвальдский набат». (Приложение 7 и 8). |
Группы представляют свою работу: экскурсию, макет, афишу, выразительное чтение стихотворения наизусть, телепередача о Хатыни. (всё то, что у них получилось).
|
Развитие презентационных навыков, |
Рефлексия |
Слово учителя. 9. Рефлексия. - Давайте вернемся к видео, которое мы смотрели в самом начале нашего классного часа и просмотрим его еще раз. Просмотр видео. (Приложение 1 или 9). - Скажите, ребята, теперь вы знаете, куда идут все эти люди, что это за место и где оно находится? (ответы детей). - Как звали выжившего, в этой страшной трагедии, мальчика? (ответы детей).
Ну, а сейчас исполним песню в память об Иосифе Каминском и обо всех погибших в Великой Отечественной войне - солдатах, невинных стариках, женщинах и детях.
Исполнение песни «Птицы белые». |
Ребята вспоминают, и коротко проговариваю историю трагедии Хатыни. Называют имя выжившего в трагедии, события и факты, которые им запомнились.
|
Ученики запомнят историю трагедии белорусской деревни Хатынь. Этот исторический эпизод ВОВ останется в их памяти и сердце. |