Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС
«Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно на всю жизнь».
В.Н.Вишневская
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.
Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения. Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют учащихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей) является задачей классного руководителя.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, классный руководитель может выделить следующие приоритетные направления в своей работе:
патриотическое воспитание, которое формирует
- гражданскую позицию;
- патриотическое сознание;
- национальное самосознание;
- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
гражданское образование и воспитание, которое формирует
- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Основной целью классного руководителя, как тьютора патриотического, духовно-нравственного воспитания является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.
В ходе реализации мероприятий, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, вырабатываются ключевые компетенции воспитанников. Среди них:
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
· понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
· проявление интереса к изучению истории Отечества;
· проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;
· проявление уважения к законности;
· расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
· самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
· умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;
· восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;
· воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
· овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
· общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
· умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
· умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;
· умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.
В культурно-досуговой сфере:
· укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
В гражданско-правовой сфере:
· начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
· положительная тенденция нравственного развития;
· становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
· духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
· формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию являются:
· экскурсии;
· концерты;
· дискуссии;
· конференции;
· соревнования;
· театрализация;
· игровые занятия.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня.
Важно, чтобы патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на здоровой почве, не превращаясь в упрощенную и политизированную схему.
Особое место в этом процессе занимает изучение истории Великой Отечественной войны, а также изучение истории своей малой родины, своей семьи.
Лицейский проект «Правнуки победы» разработан на основе Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральных Законов «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и полностью соответствует стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Целью проекта является создание единого пространства для общения детей и родителей, проявление своей гражданской позиции и помощи детям в исследовательской работе по истории нашего города в годы войны. Сохранение памяти о людях фронтового поколения.
Задачи:
1. Воспитание гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;
2. Вовлечение учащихся и их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;
3. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;
4. Развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе;
5. Создание документальной базы о родственниках, воевавших и работающих в тылу в годы Великой отечественной войны.
6. Развитие волонтерского движения в школе.
Лицейский проект «Правнуки победы»
Этапы проекта:
Обелиски из камня и стали - это память погибшим в войне!
В рамках акции, приуроченной к 70-летию великой победы, учащиеся 5-х классов познакомились с памятными местами нашего города, которые связаны с Великой Отечественной войной. Заниматься историческими исследованиями всегда сложно, но в то же время и интересно. Не все знали известных горожан, сражавшихся за нашу родину и многие были приятно удивлены тому, что раньше видели эти места в городе, но не придавали этому значения. Интерактивная карта памятных мест помогла сориентироваться в городе и узнать эти места. Задания выполнялись по желанию и зову сердца! Каждому классу было выделено 6 мест в городе. Учащиеся могли посетить их все, или только одно, а остальную информацию найти в Интернете. Но важно было, рассказать об этом месте, сделать фотографию этого места и оформить исследовательскую работу. В канун 9 мая были подведены итоги акции и объявлены победители! Карта находится https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zMUClrmMNdR0.kx-H8onRLIek
Путешествуя по улицам родного города.
8 мая награждением победителей и возложением цветов к памятнику Георгия Победоносца завершилась школьная акция "Путешествуя по улицам родного города", проведенная среди учащихся 5-х классов. Цель акции - найти в нашем городе памятные места, связанные с историей Великой Отечественной войны.
9 Мая учащиеся лицея стали участниками акции "Бессмертный полк", отдав дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.
В нашем лицее существует годами сложившаяся традиция - каждый год 9 Мая учителя и ученики собираются на площади Пушкина и отправляются на муниципальное кладбище в м. Балино, чтобы почтить память солдат, погибших в Великой Отечественной войне и сражавшихся за наши жизни, за чистое небо над головой, за любовь, за мир, за Родину! Мы чтим память о них, ведь герои живы, пока их помнят.
Экспозиция "Великим именем Победы". На выставке были представлены материалы, рассказывающие об истории ивановского края, лицея № 33 в годы Великой Отечественной войны, творческие работы учащихся, посвященные родным и близким, сражавшимся с фашизмом в 1941-1945 гг. Но одними из самых дорогих экспонатов выставки, являются памятные вещи Георгия Алексеевича Мизонова - выпускника, директора лицея № 33, ветерана Великой Отечественной войны, предоставленные в дар лицею его родственниками. Юные экскурсоводы, ученики 8 класса, представили экспонаты выставки учащимся лицея.
Концерт на заводе им. Королева.
Традиционные творческие выступления учащихся лицея на заводе имени Королева, посвященные Дню Победы. Прозвучали песни и стихи о войне для сотрудников ивановского предприятия. Вместе с ветеранами войны и труда ученики почтили память ивановцев, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом в 1941-1945 гг.
Смотр строя и песни среди учащихся 5-6 классов. Все команды показали отличную выправку, торжественно прошли строем и с песней. Гостями мероприятия были кадеты Иваново-Вознесенского Шереметьевского кадетского корпуса.
Состоялась встреча учащихся третьих-четвёртых классов нашего лицея с ветераном Великой Отечественной войны. Александр Александрович Никольский рассказал ребятам историю начала войны, о том, как наш народ шел к победе; о коварных замыслах фашистов и их убийственных планах; о патриотизме и героизме советского народа, ... Поделился воспоминаниями о тех чувствах, которые испытал в великий День Победы - 9 мая 1945 года. В мирное время Александр Александрович преподавал в медицинском институте и писал музыку. Песни, написанные на детские стихи, композитор исполнил.
Участие в благоустройстве воинских захоронений на кладбище в м. Балино. От мусора освобождались могилы воевавших в годы войны ивановцев, но забытые и заброшенные по каким - то причинам родственниками. Ребята покрасили памятники и посадили цветы.
Церемония вручения памятных медалей.
В ходе торжественной церемонии памятные медали "70 лет победы в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг." труженикам тыла вручал заместитель Председателя Правительства Ивановской области Кузьмичев Александр Станиславович. Для ветеранов был подготовлен праздничный концерт, чаепитие. Они с удовольствием пообщались и сфотографировались с волонтерами - учениками 5-10 классов.
Выступление артистов филармонии.
Артисты ивановской государственной филармонии выступали перед учащимися 5-8 классов с программами "Строки Памяти" и "Мой город". Со сцены звучали песни военных лет, стихи, посвященные воинскому подвигу советского народа, ивановцев в годы Великой Отечественной войны.
Данный проект, посвященный 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов направлен на системное вовлечение детей, подростков и молодёжи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой деятельности, на поощрение и включение в общественно-значимую деятельность детей и молодежи, поддержку талантливой молодежи в общественной, исследовательской, творческой сферах жизнедеятельности подрастающего поколения, стимулирование развития детской общественной инициативы, привлечение внимания государственных и общественных институтов, средств массовой информации к проблемам подрастающего поколения и жизни ветеранов Великой Отечественной войны и детского общественного движения.
Информационные ресурсы
1. Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
2. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс] – URL:
(дата обращения: 27.01.2016)
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Федеральные Законы «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] – URL:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336
(дата обращения: 28.01.2016)
6. http://school33.ivedu.ru/