Конспект внеклассного мероприятия «Разноцветный ковёр России!» по патриотическому воспитанию
«Все прекрасно знают, что одно-единственное оружие, которого нет ни у одной страны мира, которое невозможно продать, купить, передать, позаимствовать, - это наша сила духа многонациональность российского народа»[1]
Наталья Поклонская
Конспект внеклассного мероприятия
«Разноцветный ковёр России!».
Цель внеклассного мероприятия: расширение знаний учащихся о национальном составе России.
Задачи:
1. Углублять и расширять знания детей о своей Родине, прививать чувство гордости за свое Отечество;
2. Формирование уважительного отношения к национальным традициям и культуре представителей разных национальностей страны;
3. Воспитание патриотизма, гражданственности.
Ход внеклассного мероприятия.
I. Орг. момент.
Звучит песня «С чего начинается родина?»
(Из кинофильма «Щит и меч» Стихи М. Матусовского)
-Дорогие Ребята! Я рада Вас приветствовать!
Сегодня у нас праздник «Разноцветный ковёр России!», посвященный Дню народного единства.
Россия-Родина моя! В чём уникальность нашей Родины?
Главное достояние страны – это её народ. Население нашей страны составляет 146[2] миллионов человек.
Россия – многонациональное государство. На её территории проживает более 190[3] народов: русские, башкиры, кабардинцы, калмыки, чуваши, якуты, буряты… да разве всех перечислишь! Но все они – россияне. Россия – их родина. И у всех этих народов – одна на всех историческая судьба.
Все они живут в России там, где хотят жить. Все они дружны между собой.
А есть ли у вас друзья других национальностей? Как вы к ним относитесь?
Мы – жители многонациональной страны и обязаны обладать культурой межнационального общения.
Какие правила должны соблюдать жители нашей страны? Выберите из списка.
* Уважай национальные чувства, традиции и обычаи других народов.
* Нельзя, чтобы люди другой национальности жили в «чужой местности»: татары должны жить в Татарии, башкиры – в Башкирии, чуваши – в Чувашии и т.д.
* Будь уважителен, терпим, отзывчив.
* Старайся дружить и общаться только с ребятами своей национальности.
* Проявляй к людям такое отношение, какого ждёшь от них по отношению к себе.
Ученики отвечают на вопросы, рассуждают, обосновывают свои ответы.
- Ребята давайте рассмотрим национальный состав Российской Федерации по данным всероссийской переписи населения за 2010 год: смотри приложение 1. [4]
II. Чтение стихов о России.
"Российская семья"
1 –ый ученик:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним — тайга по нраву,
Другим — степной простор.
2 –ой ученик:
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один — черкеску носит,
Другой надел халат.
3 –ий ученик:
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
4 –ый ученик:
Одним — милее осень,
Другим — милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех — одна.[5]
Степанов В.
III. Основная часть.
Задание №1 – собери пословицы и объясни значение. (приложение 2)
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Где кто родится, там и пригодится.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Чужая сторона дремуч бор.
За родной край и жизнь отдай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
Задание №2 – Раскрась и определить, какой это народ.(приложение 3) [6]
Делим учеников на 12 групп, каждая группа получает раскраску, задача раскрасить наряд и определить какой это народ. После выполнения задания, учитель показывает оригинальную картинку.
Задание №3 - Викторина «Россия – многонациональное государство»
Содержит 8 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. В каком документе отражено положение о том, что Россия – многонациональное государство?
А) Конституции; +
Б) Международной конвенции;
В) Декларации.
2. Какие народы исповедуют религию христианство?
А) Татары, карелы;
Б) Русские, карелы; +
В) Буряты, русские.
3. Кто является автором музыки и слов гимна Российской Федерации?
А) Музыка Александра Александрова, слова Сергея Михалкова; +
Б) Музыка Алексей Львов, слова Сергея Михалкова;
В) Музыка Дмитрий Шостакович, слова Виктора Радугина.
4. Как называется зимнее жилище одного из северных народов – эскимосы?
А) Яранга;
Б) Корка́;
В) Иглу. +
5. Сколько народов проживает на территории России?
А) Менее 50;
Б) Более 190; +
В) Более 300.
6. Это тюркоязычный народ, исповедующий ислам, любимый праздник – Сабантуй, национальное блюдо чак-чак?
А) Даргинцы;
Б) Чеченцы;
В) Татары. +
7. Это самый многонациональный регион России, столица субъекта – Махачкала?
А) Ингушетия;
Б) Дагестан; +
В) Карелия.
8. Национальный костюм марийцев?
А) Рубаха - тувыр, штаны – йолаш, кафтан – шовыр, пояс – ÿштö;+
Б) Рубаха – дэре́м, халат - шортдэре́м, опояска;
В) Одежда — обычного полярного типа.
Задание № 4 – творческое (домашнее задание).
Ребята презентуют национальный костюм.
Задание №5 – Разгадай филворд «Нации». (приложение 4)
Необходимо найти слова зашифрованные в филворде, они могут двигаться в разных направлениях, кроме диагонали.
Слова, которые необходимо отыскать:
Русские, татары, цыгане, чукчи, украинцы, башкиры, чуваши, ингуши, буряты, лезгины, чеченцы, армяне, якуты, аварцы, кумыки, мордва, кабардинцы, казахи, азербайджанцы, белорусы, осетины, марийцы, даргинцы, удмурты.
IV. Итоги внеклассного мероприятия.
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1445773822.docx (Конспект внеклассного мероприятия )
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1445773848.docx (Приложения)
[1] http://russia-reborn.ru/news/profile/1244002.html
[2] http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России
[4] http://sibved.livejournal.com/21211.html
[5] http://morsmal.no/ru/samfunnsfag-grunnskole-russisk/barnetrinnet-russisk/1587-russland
[6] http://razukraska.ru/raskraski-new/russkij-nacionalnyj-kostyum-raskraska.htm