12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Валериевна410
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Методическая разработка урока-сказки «Химическая связь» (химия, 8 класс)

УМК по химии под ред. Н. Е. Кузнецовой

Учитель химии: Матвиец Ирина Валериевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Химическая связь».

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о химической связи и их видах.

Развивающие: создать условия для развития, умения сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться.

Воспитательные: привлечь интерес к предмету «Химия», обеспечить эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения.

Методы обучения:

Словесные- рассказ, беседа.

Наглядные- печатные таблицы «Химическая связь», «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева».

Практические- работа с учебником, лабораторный опыт.

Тип (вид) урока: обобщение изученного материала

Структура урока:

I. Организованное начало-2 минута.

II. Активизация учебного процесса- 10 минут.

III. Обобщение изученного материала-23 минуты.

IV. Закрепление изученного материала-5 минут.

V. Рефлексия – 3 минуты.

VI. Организация домашнего задания-1 минуты.

VII. Организованный конец урока-1 минута.

Оборудование: указка, мел, печатные таблицы «Химическая связь», «Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева».

Ход урока:

Организованное начало

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Отмечаю отсутствующих на уроке.

Активизация учебного процесса

Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня приглашаю вас в удивительную страну «Химия», где познакомлю вас с ее жителями. Для начала вспомним понятие «электроотрицательность». Кто скажет ее определение.
Ученик: электроотрицательность- способность атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях.

Учитель: правильно! При образовании химической связи электроны переходят или смещаются к атомам элементов, обладающих большей электроотрицательностью.

Обобщение изученного материала

А теперь послушайте сказку.

Жила-была одна умная девочка Маша, которая все хотела знать. Она как и вы, ребята, училась в 8 классе. Но девочка заболела, поэтому она сидела дома и лечилась. А чтобы не отставать от школьной программы, она самостоятельно разбирала темы по предметам. Со всеми заданиями девочка справилась, но ей никак не давалась тема по химии «Химическая связь». Маша читала и читала этот параграф по учебнику, но в итоге она не смогла выполнить задание. Расстроенная Маша легла спать…

И тут ей снится сон, что Маша очутилась в незнакомом месте: тропинка среди леса. Маша решила пойти по тропинке. Идет и идет, видит впереди вывеску на столбе «поселок Химическая связь». Маша удивилась еще больше, когда впереди тропинки показались незнакомые маленькие человечки. Подойдя к ним поближе, оказалось, что это самые настоящие химические элементы из Периодической таблицы Д. И. Менделеева! Увидев Машу, элементы ей помахали своими ручками и стали звать к себе. Маша к ним подошла, поздоровалась и познакомилась с химическими элементами.

И тут Маша решила у них попросить помощи: «Милые элементы, может быть, не зря я попала к вам, у меня есть одна проблема. Я долго болела и пропустила много уроков в школе. И мне совсем не понятна тема «Химическая связь». А когда я шла по тропинке, то увидела, что ваш поселок называется «Химическая связь». Может, вы сможете объяснить, что это такое?

Вперед вышел Водород и говорит: «Конечно, девочка Маша, мы тебе поможем. Мы не только тебе расскажем, но и познакомим с видами химической связи». И элементы повели к четырехэтажному дому Машу.

«На первом этаже живут соединения с ковалентной связью, на втором- с ионной связью, на третьем- с водородной связью, на четвертом- с металлической связью»,- сказал Водород.

«Ээээй, выходите, ребята, к нам пришла гостья!»,-
крикнули элементы и тут же выбежали на улицу различные соединения. Они окружили Машу и стали с ней знакомиться.

Сначала подошло к Маше соединение, состоящее из двух атомов водорода:

-Здравствуй, Маша, наше простое вещество относится к ковалентной неполярной связи. Видишь, мы образованы атомами одного химического элемента с одинаковой электроотрицательностью. Взаимодействующие атомы водорода в равной степени притягивают к себе связывающую их электронную пару, и она оказывается одинаково удаленной от центра обоих атомов. Нас тут много, тут и О2, F2, CI2, Br2. Мы представляем газообразные, жидкие и твердые вещества при нормальных условиях.

Помимо ковалентной неполярной связи у нас есть и сестры и братья с ковалентной полярной связью, и тут к Маше подошло другое соединение, состоящее из атомов водорода и хлора:

-привет, Маша, мы образуем сложное вещество, состоящее из атомов разных элементов, имеющих разную электроотрицательность, но разница не более 1. В этом случае электронная пары (или пары) смещена в сторону более электроотрицательного элемента, в данном случае, к Хлору, так как у него ОЭО равна 3,16, а у Водорода- 2,20. Примерами ковалентной неполярной связи могут быть HF, HI, СО2.

Как только закончил рассказ Хлороводород, разговор продолжил кристаллик поваренной соли- Хлорид натрия.

-А мы относимся к ионной связи, образованные атомами типичного металла и типичного неметалла. Относительная электроотрицательность у нас сильно различаются; у Натрия – 0,03, у Хлора – 3,16. На внешнем электронном слое у атома Натрия находится один неспаренный s-электрон, а у атома хлора из семи внешних электронов 1 p-электрон неспаренный. И за счет неспаренных электронов между нашими атомами может образоваться ионная химическая связь: из-за большой разницы электроотрицательности способ ее образования будет иной: за счет отдачи и присоединения электронов. Натрий отдает свой электрон Хлору и превращается в положительную заряженную частицу- ион Na+. Атом Хлора, приобретая электрон Натрия, приобретает отрицательный заряд- CI-.

Между ионами возникают силы электростатического притяжения. За счет этих сил разноименно заряженные ионы связываются между собой, образуя ионное соединение. Мы по физическим свойствам представляем собой кристаллические вещества с высокими температурами кипения и плавления… И тут рассказ Поваренной соли перебивает вода, которая так хотелось поговорить с Машей.

- Здравствуй, Маша, мы с тобой встречаемся каждый день, когда ходишь утром и вечером умываться, когда на кухне пьешь воду, или когда попадаешь под дождь. Но ты наверно никогда не задумывалась, что отдельные молекулы воды соединены водородной связью. Водородная связь- связь между атомами водорода одной молекулы и атомами электроотрицательных элементов (О, N, F) другой молекулы. Ты наверно задумалась, почему именно водород образует специфические химические связи? А это связано с тем, что атом водорода обладает малым радиусом и при смещении или отдаче своего электрона водород приобретает положительный заряд, действуя на электроотрицательные элементы.

Водородная связь характерна для многих органических веществ, о которых ты узнаешь в 10 классе курса органической химии: фенолов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, также за счет водородных связей образуется вторичная структура белка, двойная спираль ДНК.

И тут Железный болтик выкрикивает:

-ну хватит вам уж разговаривать, и я хочу познакомиться с Машей!
а мы, металлы образованы металлической связью. Атомы металлов легко отдают наружные электроны, и некоторые из них превращаются в положительно заряженные ионы- катионы. Оторвавшиеся от атомов электроны относительно свободно перемещаются между возникшими положительными ионами металлов. Между этими частицами возникает металлическая связь. Из-за такого строения металлы обладают электро- и теплопроводностью, ковкостью и пластичностью.

И как только закончил рассказ Железный болтик, Маша проснулась. Проснулась и улыбнулась, ведь ей приснился удивительный сон, в котором она поняла тему «Химическая связь».

Закрепление изученного материала

Ребята, вот и закончилась наша сказка. Теперь выполним задания, которая не смогла выполнить Маша. Откройте стр. 194 учебника (1) и выполним задания 4.

Рефлексия

А теперь я каждого попрошу ответить из предложенных вопросов (вопросы предварительно размещены на доске):

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

Я бы хотел (а) еще раз услышать…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…

У меня появилось желание…

Организация домашнего задания

Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграфы 44-46 прочитать, стр. 194, задания 5-6.

Организованный конец урока

На этом урок закончен. До свиданья!

Звонок на перемену.

Использованная литература:

1. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара.- 4-е изд., перераб. –М.: Вентана-Граф, 2013. -256 с.: ил.

2. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. -12-е изд. –М.: Просвещение, 2009. -159 с.: ил.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Манина Ольга Борисовна, 20.09.16 в 05:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный и познавательный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.