12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | ГКОУ УР "Балезинская школа-интернат"18 |
Статья «Хозяйственно-бытовой труд в школе-интернате как средство адаптации в социуме»
Хозяйственно - бытовой труд в школе-интернате
как средство адаптации в социуме
Харитонова О.А., учитель
ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат»,
olga-haritonova78@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается вопрос влияния сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Рассмотрены четыре направления трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Сформированность трудовых навыков является одним из средств успешной адаптации в социуме.
Ключевые слова: адаптация в социуме, хозяйственно - бытовой труд, ОВЗ, сформированность трудовых навыков, труд в природе, ручной и художественный труд, самообслуживание, самообразование
Работая над темой самообразования 2021-2022; 2022-2023 (далее 1год, 2 год) «Хозяйственно - бытовой труд как средство адаптации в социуме», я ставила перед собой цель: изучить влияние сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Наблюдение велось два года. В качестве респондентов были обучающиеся с ОВЗ. Среди них были выбраны обучающиеся с разным отношением к труду («как могу, так и делаю», «могу, но делать не хочу», «пусть за меня это делают другие» В качестве гипотезы были взяты высказывания:
1. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников … приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство…»
В.А. Сухомлинский.
2. А.С. Макаренко допускал, что ребенок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или еще не овладел нужными навыками. «Большей же частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».
В ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат» развитие трудовой деятельности детей происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.
Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке, и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к приему пищи, по работе в уголке природы.
Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное на уроках и во внеурочное время из природного материала.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки [1].
На протяжении 2 лет велось наблюдение за учащимися младшего и среднего школьного возраста с разными типами отношения к труду, деятельности вообще. При оценке деятельности учитывалось состояние здоровья, наличие сопутствующих заболеваний.
Для оценки деятельности были составлены критерии, по которым подсчитывались баллы, результаты наблюдения представлены в таблице 1.
Критерии:
0-отсутствует
1-очень низкий, проявляется только по прямому указанию
2-низкий, единичные случаи проявления
3-действие в определенных ситуациях, необходимо указание
4-действие присутствует, но не на должном уровне
5-действие в любой ситуации
Таблица 1
Оценка развития трудовой деятельности
| «как могу, так и делаю» | «могу, но делать не хочу» | «пусть за меня это делают другие» | |||||
| 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | ||
Самообслуживание | 1 | Самостоятельность | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 |
2 | Культура внешнего вида, привычки к опрятности | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | |
3 | Дежурство по столовой | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | |
4 | Обслуживание себя дома | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Хозяйственно-бытовой труд | 5 | Направленность труда на других | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
5 | Ответственность перед группой за качество своей работы. | 3 | 4 | 3 | 3 | 0 | 1 | |
7 | Порядок в комнате, шкафах | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | |
8 | Выполнение обязанностей по дому (со слов родителей) | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | |
9 | Присутствие мотива к деятельности | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 1 |
Продолжение
|
|
| «как могу, так и делаю» | «могу, но делать не хочу» | «пусть за меня это делают другие» | |||||
|
|
| 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | ||
Ручной труд | 10 | Развитие волевых усилий | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||
11 | Творчество | 4 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | |||
12 | Выполнение работы для конкурса, мероприятия | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | |||
13 | Увлечения, хобби, связанные с созидательной деятельностью | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
14 | Стремление к качественному выполнению | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
Труд в природе
| 15 | Воспитание ответственности за жизнь животных, растений | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
16 | Бережное отношение | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | |||
17 | Сезонные работы | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | |||
18 | Забота за животными, растениями | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
19 | Эстетическая оценка состояния природы, отдельных ее частей | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | |||
Итог |
|
| 45 | 63 | 56 | 56 | 29 | 38 |
Баллы:
10-34 -низкий уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности
35-76 – средний уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности
77-100 – достаточный уровень сформированности трудовых навыков.
На рисунке 1 представлена диаграмма сформированности навыков отношения к трудовой деятельности.
Рис.1. Результаты сформированности навыков отношения к трудовой деятельности 1 года обучения и 2 года обучения в сравнении
Динамики не прослеживается у второго типа - «могу, но делать не хочу», несмотря на то, что его показатели сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности находятся на среднем уровне. С самым низким показателем третий тип «пусть за меня это делают другие», здесь первоначальный уровень развития низкий и развитие тоже идет медленно, динамика слабая. Хорошая динамика у типа «как могу, так и делаю».
Наблюдение за выполнением домашнего задания показало, что:
Тип «как могу, так и делаю» способен выполнять домашнее задание в зависимости от настроения.
Тип «могу, но делать не хочу». Есть способности к учебе и может выполнять домашнее задание, но не способность применять волевые усилия, приводят к обратному результату, возвращения в исходную точку или слабой динамике.
Тип «пусть за меня это делают другие». Причины такого поведения могут быть разные, например, сопутствующие болезни, неправильное воспитание. Такое поведение формируется за долго до поступления в школу. При выполнении домашнего задания не понимает с какого предмета необходимо начать, ждет, когда найдут тетрадь, необходимые школьные принадлежности. Со стороны педагога постоянное планирование деятельности, указание.
Таким образом, соотнося показатели и наблюдения мы пришли к выводу, что оба высказывания правильны. Выполнение домашнего задания напрямую связано с трудовой деятельностью, особенно это прослеживается в характере деятельности, например: «как могу, так и делаю» - небрежность (Рома); «могу, но делать не хочу» - избирательность в выполнении вначале легкого, а трудное на потом (избегание, не выполнение вообще) (Никита, Сергей Я.); «пусть за меня это делают другие» - ожидание помощи (Артур). Как бы хорошо ни велась работа в школе, самое ценное воспитание зарождается в семье, и, только единицы в силу своих интеллектуальных способностей, силы воли, большого труда над собой, черт характера могут достигнуть высоких результатов.
Список литературы:
Методика формирования навыков самообслуживания. Руководство самообслуживанием Цели самообслуживания [cайт]