Статья «Хозяйственно-бытовой труд в школе-интернате как средство адаптации в социуме»
Хозяйственно - бытовой труд в школе-интернате
как средство адаптации в социуме
Харитонова О.А., учитель
ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат»,
olga-haritonova78@yandex.ru
Аннотация
В статье рассматривается вопрос влияния сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Рассмотрены четыре направления трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Сформированность трудовых навыков является одним из средств успешной адаптации в социуме.
Ключевые слова: адаптация в социуме, хозяйственно - бытовой труд, ОВЗ, сформированность трудовых навыков, труд в природе, ручной и художественный труд, самообслуживание, самообразование
Работая над темой самообразования 2021-2022; 2022-2023 (далее 1год, 2 год) «Хозяйственно - бытовой труд как средство адаптации в социуме», я ставила перед собой цель: изучить влияние сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Наблюдение велось два года. В качестве респондентов были обучающиеся с ОВЗ. Среди них были выбраны обучающиеся с разным отношением к труду («как могу, так и делаю», «могу, но делать не хочу», «пусть за меня это делают другие» В качестве гипотезы были взяты высказывания:
1. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников … приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство…»
В.А. Сухомлинский.
2. А.С. Макаренко допускал, что ребенок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или еще не овладел нужными навыками. «Большей же частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».
В ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат» развитие трудовой деятельности детей происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.
Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке, и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к приему пищи, по работе в уголке природы.
Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное на уроках и во внеурочное время из природного материала.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки [1].
На протяжении 2 лет велось наблюдение за учащимися младшего и среднего школьного возраста с разными типами отношения к труду, деятельности вообще. При оценке деятельности учитывалось состояние здоровья, наличие сопутствующих заболеваний.
Для оценки деятельности были составлены критерии, по которым подсчитывались баллы, результаты наблюдения представлены в таблице 1.
Критерии:
0-отсутствует
1-очень низкий, проявляется только по прямому указанию
2-низкий, единичные случаи проявления
3-действие в определенных ситуациях, необходимо указание
4-действие присутствует, но не на должном уровне
5-действие в любой ситуации
Таблица 1
Оценка развития трудовой деятельности
|
«как могу, так и делаю» |
«могу, но делать не хочу» |
«пусть за меня это делают другие» |
|||||
|
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
||
Самообслуживание |
1 |
Самостоятельность |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Культура внешнего вида, привычки к опрятности |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
3 |
Дежурство по столовой |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
|
4 |
Обслуживание себя дома |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Хозяйственно-бытовой труд |
5 |
Направленность труда на других |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
5 |
Ответственность перед группой за качество своей работы. |
3 |
4 |
3 |
3 |
0 |
1 |
|
7 |
Порядок в комнате, шкафах |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
|
8 |
Выполнение обязанностей по дому (со слов родителей) |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
|
9 |
Присутствие мотива к деятельности |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Продолжение
|
|
|
«как могу, так и делаю» |
«могу, но делать не хочу» |
«пусть за меня это делают другие» |
|||||
|
|
|
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
||
Ручной труд |
10 |
Развитие волевых усилий |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
||
11 |
Творчество |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|||
12 |
Выполнение работы для конкурса, мероприятия |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
|||
13 |
Увлечения, хобби, связанные с созидательной деятельностью |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||
14 |
Стремление к качественному выполнению |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|||
Труд в природе
|
15 |
Воспитание ответственности за жизнь животных, растений |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
16 |
Бережное отношение |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|||
17 |
Сезонные работы |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|||
18 |
Забота за животными, растениями |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
19 |
Эстетическая оценка состояния природы, отдельных ее частей |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|||
Итог |
|
|
45 |
63 |
56 |
56 |
29 |
38 |
Баллы:
10-34 -низкий уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности
35-76 – средний уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности
77-100 – достаточный уровень сформированности трудовых навыков.
На рисунке 1 представлена диаграмма сформированности навыков отношения к трудовой деятельности.
Рис.1. Результаты сформированности навыков отношения к трудовой деятельности 1 года обучения и 2 года обучения в сравнении
Динамики не прослеживается у второго типа - «могу, но делать не хочу», несмотря на то, что его показатели сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности находятся на среднем уровне. С самым низким показателем третий тип «пусть за меня это делают другие», здесь первоначальный уровень развития низкий и развитие тоже идет медленно, динамика слабая. Хорошая динамика у типа «как могу, так и делаю».
Наблюдение за выполнением домашнего задания показало, что:
Тип «как могу, так и делаю» способен выполнять домашнее задание в зависимости от настроения.
Тип «могу, но делать не хочу». Есть способности к учебе и может выполнять домашнее задание, но не способность применять волевые усилия, приводят к обратному результату, возвращения в исходную точку или слабой динамике.
Тип «пусть за меня это делают другие». Причины такого поведения могут быть разные, например, сопутствующие болезни, неправильное воспитание. Такое поведение формируется за долго до поступления в школу. При выполнении домашнего задания не понимает с какого предмета необходимо начать, ждет, когда найдут тетрадь, необходимые школьные принадлежности. Со стороны педагога постоянное планирование деятельности, указание.
Таким образом, соотнося показатели и наблюдения мы пришли к выводу, что оба высказывания правильны. Выполнение домашнего задания напрямую связано с трудовой деятельностью, особенно это прослеживается в характере деятельности, например: «как могу, так и делаю» - небрежность (Рома); «могу, но делать не хочу» - избирательность в выполнении вначале легкого, а трудное на потом (избегание, не выполнение вообще) (Никита, Сергей Я.); «пусть за меня это делают другие» - ожидание помощи (Артур). Как бы хорошо ни велась работа в школе, самое ценное воспитание зарождается в семье, и, только единицы в силу своих интеллектуальных способностей, силы воли, большого труда над собой, черт характера могут достигнуть высоких результатов.
Список литературы:
Методика формирования навыков самообслуживания. Руководство самообслуживанием Цели самообслуживания [cайт] https://glamursiti.ru/metodika-formirovaniya-navykov-samoobsluzhivaniya-rukovodstvo.html (дата обращения 06.10.23)