Статья «Хозяйственно-бытовой труд в школе-интернате как средство адаптации в социуме»

1
0
Материал опубликован 29 December 2023

Хозяйственно - бытовой труд в школе-интернате

как средство адаптации в социуме

 

Харитонова О.А., учитель

ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат»,

olga-haritonova78@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается вопрос влияния сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Рассмотрены четыре направления трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Сформированность трудовых навыков является одним из средств успешной адаптации в социуме.

Ключевые слова: адаптация в социуме, хозяйственно - бытовой труд, ОВЗ, сформированность трудовых навыков, труд в природе, ручной и художественный труд, самообслуживание, самообразование

Работая над темой самообразования 2021-2022; 2022-2023 (далее 1год, 2 год) «Хозяйственно - бытовой труд как средство адаптации в социуме», я ставила перед собой цель: изучить влияние сформированности трудовых навыков на учебную деятельность, в частности на выполнение домашнего задания. Наблюдение велось два года. В качестве респондентов были обучающиеся с ОВЗ. Среди них были выбраны обучающиеся с разным отношением к труду («как могу, так и делаю», «могу, но делать не хочу», «пусть за меня это делают другие» В качестве гипотезы были взяты высказывания:

1. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников … приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство…»

В.А. Сухомлинский.

2. А.С. Макаренко допускал, что ребенок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или еще не овладел нужными навыками. «Большей же частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».

В ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат» развитие трудовой деятельности детей происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке, и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к приему пищи, по работе в уголке природы.

Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное на уроках и во внеурочное время из природного материала.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки [1].

На протяжении 2 лет велось наблюдение за учащимися младшего и среднего школьного возраста с разными типами отношения к труду, деятельности вообще. При оценке деятельности учитывалось состояние здоровья, наличие сопутствующих заболеваний.

Для оценки деятельности были составлены критерии, по которым подсчитывались баллы, результаты наблюдения представлены в таблице 1.

 

Критерии:

0-отсутствует

1-очень низкий, проявляется только по прямому указанию

2-низкий, единичные случаи проявления

3-действие в определенных ситуациях, необходимо указание

4-действие присутствует, но не на должном уровне

5-действие в любой ситуации


 

Таблица 1

Оценка развития трудовой деятельности

 

«как могу, так и делаю»

«могу, но делать не хочу»

«пусть за меня это делают другие»

 

1 год

2 год

1 год

2 год

1 год

2 год

Самообслуживание

1

Самостоятельность

3

4

3

2

1

2

2

Культура внешнего вида, привычки к опрятности

1

2

3

3

2

2

3

Дежурство по столовой

4

4

4

5

3

3

4

Обслуживание себя дома

3

3

3

3

3

3

Хозяйственно-бытовой труд

5

Направленность труда на других

2

3

2

2

1

2

5

Ответственность перед группой за качество своей работы.

3

4

3

3

0

1

7

Порядок в комнате, шкафах

2

2

2

3

1

1

8

Выполнение обязанностей по дому (со слов родителей)

3

3

3

2

1

2

9

Присутствие мотива к деятельности

3

4

3

4

1

1


 


 

Продолжение

 

 

 

«как могу, так и делаю»

«могу, но делать не хочу»

«пусть за меня это делают другие»

 

 

 

1 год

2 год

1 год

2 год

1 год

2 год

Ручной труд

10

Развитие волевых усилий

2

3

3

3

1

1

11

Творчество

4

4

3

3

1

1

12

Выполнение работы для конкурса, мероприятия

2

3

3

3

1

2

13

Увлечения, хобби, связанные с созидательной деятельностью

2

3

2

2

1

1

14

Стремление к качественному выполнению

2

3

2

3

1

2

Труд в природе

 

15

Воспитание ответственности за жизнь животных, растений

3

2

2

2

2

2

16

Бережное отношение

2

3

3

3

2

2

17

Сезонные работы

3

4

3

3

2

2

18

Забота за животными, растениями

3

2

2

2

2

2

19

Эстетическая оценка состояния природы, отдельных ее частей

3

4

3

2

2

3

Итог

 

 

45

63

56

56

29

38


 

Баллы:

10-34 -низкий уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности

35-76 – средний уровень сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности

77-100 – достаточный уровень сформированности трудовых навыков.

На рисунке 1 представлена диаграмма сформированности навыков отношения к трудовой деятельности.

t1703826267aa.gif

Рис.1. Результаты сформированности навыков отношения к трудовой деятельности 1 года обучения и 2 года обучения в сравнении

Динамики не прослеживается у второго типа - «могу, но делать не хочу», несмотря на то, что его показатели сформированности навыков и отношения к трудовой деятельности находятся на среднем уровне. С самым низким показателем третий тип «пусть за меня это делают другие», здесь первоначальный уровень развития низкий и развитие тоже идет медленно, динамика слабая. Хорошая динамика у типа «как могу, так и делаю».

Наблюдение за выполнением домашнего задания показало, что:

Тип «как могу, так и делаю» способен выполнять домашнее задание в зависимости от настроения.

Тип «могу, но делать не хочу». Есть способности к учебе и может выполнять домашнее задание, но не способность применять волевые усилия, приводят к обратному результату, возвращения в исходную точку или слабой динамике.

Тип «пусть за меня это делают другие». Причины такого поведения могут быть разные, например, сопутствующие болезни, неправильное воспитание. Такое поведение формируется за долго до поступления в школу. При выполнении домашнего задания не понимает с какого предмета необходимо начать, ждет, когда найдут тетрадь, необходимые школьные принадлежности. Со стороны педагога постоянное планирование деятельности, указание.

Таким образом, соотнося показатели и наблюдения мы пришли к выводу, что оба высказывания правильны. Выполнение домашнего задания напрямую связано с трудовой деятельностью, особенно это прослеживается в характере деятельности, например: «как могу, так и делаю» - небрежность (Рома); «могу, но делать не хочу» - избирательность в выполнении вначале легкого, а трудное на потом (избегание, не выполнение вообще) (Никита, Сергей Я.); «пусть за меня это делают другие» - ожидание помощи (Артур). Как бы хорошо ни велась работа в школе, самое ценное воспитание зарождается в семье, и, только единицы в силу своих интеллектуальных способностей, силы воли, большого труда над собой, черт характера могут достигнуть высоких результатов.


 

Список литературы:

Методика формирования навыков самообслуживания. Руководство самообслуживанием Цели самообслуживания [cайт] https://glamursiti.ru/metodika-formirovaniya-navykov-samoobsluzhivaniya-rukovodstvo.html (дата обращения 06.10.23)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации