Классный час в 6 классе «И на солнце есть пятна, или Планета Толерантности»
Классный руководитель Джиоева Л.О.
ГБОУ РФМЛИ
2016 г
И на солнце есть пятна, или Планета Толерантности
Эпиграфы на доске:
В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
Место проведения: классный кабинет
Целевая аудитория: 6 «Г» класс
Цели: формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); сформировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
развивать критическое мышление, коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать способности к познанию себя и других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Оборудование:
ИКТ; презентация;
фрагмент из к/ф «Чучело»;
социальный видеоролик о толерантности;
видеоролик «Жить»;
картинки с изображениями животных (по количеству детей, чтобы разделить обучающихся на группы);
цветные таблички на столы;
раздаточный материал, клей; фломастеры;
I.Упражнение «Изгой»
Здравствуйте, ребята! Предлагаю сыграть вам в игру, название которой, я скажу вам в конце игры.
Учитель дает каждому ребенку картинку с названием животного (кошка, собака, корова, лягушка, ворона)
Важно поделить детей на 4 примерно одинаковых групп. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не показывая карточки, которую я вам дала, а произнося лишь звуки, которые издаются теми, кто изображен, найдите «своих» и разделитесь на группы
Вопросы для обсуждения:
•Как вы узнали, где ваша группа?
•Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
Какая у тебя картинка?
•Почему никто не обращал на тебя внимания?
•Как ты себя чувствовал?
•Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
•Хотели ли вы быть на месте вороны? Как называют таких людей? Фразеологизм?
Ребята, упражнение называлось «Изгой» Кто такие изгои?
(лица, вышедшие или изгнанные из своей социальной категории)
•Тяжело ли быть не похожим на всех?
Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
Хорошо, ребята. Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания хорошего настроения.
Слово учителя.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
Я предлагаю вам поговорить сегодня именно о толерантности, так как совсем недавно, а именно 16 ноября жители многих стран мира в очередной раз отметили Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Что же такое толерантность? (Слайд)
Это, прежде всего, правило трех «П»
Признание – способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;
Принятие – безусловное положительное отношение к таким отличиям;
Понимание – умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.
Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности. Видеоролик
Учитель
Как много есть важного и значимого на свете, что должен знать каждый из нас с вами. Ведь от взаимного понимания, уважения и помощи зависит вся наша жизнь, наше настоящее и наше будущее. По нашим мыслям и поступкам, можно будет понять какие у нас не только семья, друзья, но и дом, улица и наш город.
IV. Предлагаю вашему вниманию средневековую персидскую притчу, которая называется «Какие люди живут в этом городе».
Рассказчик: Кантемирова Зарина
Смотрящих много, видящих немного.
Вот как-то раз, пережидая зной,
Под пальмою сидели у дороги
Два нищих - девочка, старик седой.
А мимо шел прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Первый Путник.
Первый Путник (Цебоев Георгий)
Красивый край!
Старик: (Шамсадов Магомед)
Красивый, спору нет.
Первый Путник:
Скажи-ка мне, достопочтенный старец,
Каков народ, живущий в сей стране?
Старик:
Тебе свое о нем скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?
Первый Путник:
Такие, что про них и вспомнить тошно!
Себялюбивы, жадны, подлы, злы!
Старик:
Неужто все?
Первый Путник:
Все, как один, ничтожны,
Порочны и упрямы, как ослы!
И я безмерно рад, что их покинул.
Старик:
Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.
Первый Путник (со вздохом):
Пойду-ка дальше!
Старик:
Путь твой будет длинным,
Идти тебе придется далеко.
Первый Путник уходит.
Рассказчик:
Ушел, а старец с внучкою остались.
И вскоре к ним с вопросом подошел
Еще один прохожий-чужестранец.
Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Девочке и Старику.
Второй Путник (Старику): (Привольный Владимир)
Я в этот край издалека пришел.
Ни нравов, ни обычаев не знаю.
А ты из местных?
Старик: Я родился тут.
Второй Путник:
Похож сей город на ворота рая,
Но что, скажи, за люди в нем живут?
Старик:
Тебе свое о них скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?
Второй Путник:
Им всем Наидостойнейшее имя!
Они благочестивы и добры!
Я опечален, что расстался с ними,
Но таково веление судьбы.
Старик:
Тогда возрадуй сердце доброй вестью:
Щедр и прекрасен, сей земли народ.
Ты, путник, будешь счастлив в этом месте
И не узнаешь горя и забот.
Второй Путник уходит. Внучка перестает играть.
Девочка: (Танклаева Амина)
Всего одна есть истина на свете,
И только ложь двоит свой длинный хвост!
Зачем ты им по-разному ответил,
Ведь задали они один вопрос?
Старик (с усмешкой):
Ты не учла отличий в их природе,
Всяк видит мир через свое стекло -
Что ищем мы, то в людях и находим,
А в каждом сердце есть добро и зло.
Рассказчик:
Благословен добра от мира ждущий!
В стократ счастливей он, чем человек,
Зло ищущий и от него бегущий!
Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.
Учитель: В чем смысл данной притчи?
(выслушиваются мнения ребят)
V. Эксперименты и общение с учащимися
1) А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
– Миша плохо одет…
А) Это неважно.
Б) Ты подсмеиваешься над ним.
– Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
А) Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Б) Ты говоришь, что он выглядит смешно.
– Цвет кожи у твоего знакомого отличается от твоего…
А) Ты стремишься лучше узнать его.
Б) Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
– Пожилая женщина медленно идет…
А) Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б) Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
– Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
А) Ты разговариваешь с ним.
Б) Ты говоришь, что все мальчик – нули.
– На твоих глазах на кого-то нападают…
А) Ты пытаешься защитить его.
Б) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
– К тебе подходит ребенок-инвалид…
А) Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б) Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
VI.
2) Еще один небольшой тест «Попутчики» чтобы проверить, насколько вы терпимы. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выбора и почему?
Итак, список следующий: (У каждой группы на столе+ на слайде)
Цыганка
Чернокожий студент
Женщина с маленьким ребенком
Священник в рясе
Инвалид на коляске
Китаец
Очень пожилая женщина
Милиционер
Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)
Человек, похожий на наркомана
Человек из деревни с большим мешком
Бывший заключенный
Учитель заслушивает ответы каждой группы.
Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения?
Попробуем ответить на следующие вопросы (учитель задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке):
-Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе?
-Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь?
-Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами?
-А если дело происходит в другой стране?
-Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
-Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
-Как лучше всего поступать в таких случаях?
Учитель: Давайте посмотрим отрывок из х/ф Р.Быкова «Чучело» (сцена прихода новенькой в класс, сжигание Чучела) (Можно использовать другие сцены из фильма).
Учитель: Как встретили новенькую? Почему именно так? (не такая, как все) Ответы детей
Учитель: Какие черты личности школьников вы можете выделить, посмотрев сюжет? Ответы детей
Учитель: Да. Это - злость, равнодушие, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность.
Это качества, которые характеризуют интолерантную личность.
Слайд: Интолерантный человек – это человек, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого
VII.
Предлагаю групповую игру «Поиск», или «Толерантная и интолерантная личность»
(два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.
VIII.
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек?
Продолжи фразу «Я …»
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна обладать такая семья, ваша семья?
Продолжи фразу «В моей семье …»
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга; успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок?
Продолжи фразу «В моём городе …»
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Мир, понимание, согласие
IX. Творческая работа «Толерантный мир» (резерв)
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей
(желательно разных рас и национальностей).
X. Упражнение «Эмблема толерантности»
– Я предлагаю вам в течение двух, трех минут придумать эмблему толерантности и рассказать о ней
XI. Итог «В добрый путь!»
Учитель:
- ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа.
Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком
«В добрый путь!»
XII. Давайте составим друг другу пожелания, используя прием
«Свободный микрофон»
(на столе подсказки)
1)Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
2)Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
3)Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
4)Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
5)Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
XIII. Учитель: все эти пожелания, безусловно, помогут жить в мире, ведь это так здорово: ЖИТЬ…
ВИДЕОРОЛИК ЖИТЬ