Классный час «Планета толерантности»
Пояснительная записка к презентации
ГКОУ «Курганская школа № 8»
Классный час
«Планета ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Разработала учитель высшей категории
Гладкова Н. В.
Курган, 2016
Цель: воспитание у учащихся миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно взаимодействовать с ними.
Задачи:
Обучающие:
-
формировать у учащихся понятие «толерантность»;
Коррекционно-развивающие:
-
развивать внимание, долговременную память, мышление;
Воспитательные:
-
воспитывать чувство уважения, способность к толерантному общению и взаимодействию с людьми независимо от их принадлежности и мировоззрения;
воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание;
формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;
Подготовительный этап:
предварительная беседа;
анкетирование.
Словарь: «толерантность», «экстремизм».
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход классного часа
Слайд 1.
I. Ребята, все мы и люди вокруг нас разные: полные и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи и русские.
Это замечательно, что все люди различны. Когда говорят, что каждый человек индивидуален, подчёркивают его неповторимость, самобытность; подчёркивают то, что он интересен по- своему.
Но человек не стал бы человеком, если бы не жил в обществе.
Мы должны уважать других людей, несмотря на религиозные и физические различия, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, - вот, что значит быть толерантным (СЛОВАРЬ). Об этом мы и поговорим сегодня.
Я приглашаю вас сегодня на урок толерантности, где мы будем учиться искусству быть вместе.
Слайд 2.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
16 ноября 1995 года организацией ЮНЕСКО была провозглашена и подписана декларация принципов толерантности в мире.
Слайд 3.
Послушайте легенду.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!
Обсуждение:
-Вам понравилась эта легенда?
-А о чем она? Чему учит?
Ребята, а как вы думаете, каким словом можно заменить понятие «толерантность»? Конечно, это слово терпимость. А как вы думаете: какими ещё чертами должен обладать толерантный человек?
Слайд 5.
Учащиеся называют эти черты, которые прикрепляются на доске:
Например: терпимость, снисхождение, уважение, великодушие, сдержанность, сострадание, благосклонность, милосердие, человечность.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В русском языке это слово существует сравнительно недавно и означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Слайд 6.
Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро, когда в мире происходит столько войн. Мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми! И это очень плохо!
Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей, намёки или прямые оскорбления. Конфликты встречаются и среди взрослых людей, и среди детей и подростков, а также в политике: между целыми странами и государствами.
Все вы смотрите телевизор, слушаете радио. Скажите: где сейчас происходят войны, идут политические конфликты ?
(ответы детей)
Когда люди нетерпимы друг к другу, появляется такое явление как насилие, экстремизм (СЛОВАРЬ).
Словарь дает следующее определение экстремизму: «Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам».
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
насильственное изменение конституции страны;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики;
публичные призывы к осуществлению нацистских деяний;
организация и подготовка экстремизма и проявлений терроризма, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний.
Слайд 7.
В Российской Федерации существуют законы и нормативно-правовые акты, в которых говорится о строжайшем запрете любым, даже самым малых проявления терроризма и экстремизма.
-
-
Конституция РФ;
-
2. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25.07.02 г. «О противодействии экстремистской
деятельности»;
3. Указ Президента РФ № 310 от 23.03.95 г. «…О борьбе с проявлениями фашизма и иных форм
политического экстремизма в РФ»;
Постановление Правительства РФ № 27 от 18.01.03 г. «…об экстремисткой деятельности».
Существует серьёзные наказания за проявления экстремистской деятельности: увеличены штрафы, сроки лишения свободы и продолжительность принудительных работ за преступления, совершенные по экстремистским статьям. За публичные призывы, финансирование или организацию экстремистской деятельности теперь грозит наказание в виде принудительных работ до четырех лет или штрафа в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Максимальное наказание за данное преступление теперь составит до 7 лет лишения свободы.
Слайд 8.
Сейчас давайте обсудим результаты нашей анкеты (приложение 1). Все вы отвечали на вопросы. Результаты анкетирования показали, что далеко не все учащиеся класса способны быть терпимыми к людям, не похожих на них самих, не все учащиеся могут быть терпимыми друг к другу.
II. Работа учащихся по группам.
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы усвоили понятие «толерантность»?
Слайд 9.
Упражнение «Комплименты» .
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего. Все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
А сейчас скажите: что вы почувствовали во время упражнения, когда побывали на волшебном стуле?
• Вам понравилось это упражнение?
• Почему?
• Что нового вы узнали друг о друге?
• Были комплименты одинаковыми или разными?
• Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Слайд 10.
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу (хватает за руку).
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Учитель: Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Слайд 11.
Конкурс.
Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая проблема была описана в следующих баснях знаменитого русского баснописца Крылова.
3 команды. Каждой команде раздается листок с басней. Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать (приложение 2).
Команда 1: Вспомним басни Ивана Андреевича Крылова.
Итак, первая басня «Лебедь, рак и щука». Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности договориться между собой, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».
Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья, на лад их дело не пойдет…» Эта фраза показывает другую сторону толерантности: если есть вежливость и договорённость среди людей, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
Наша класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А для этого мы все вместе составим цветок толерантности.
Слайд 12.
«Цветок толерантности».
В космосе есть такая планет «Толерантность». На этой планете растёт красивый и необычный цветок. Необычный в том, что у него лепестки все разного цвета и каждый из них означает что-то своё. Давайте посмотрим на него и назовём: что значит каждый из его лепестков!
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
III. Заключение (чтец)
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
(ответы детей)
Я хочу, чтобы каждый из нас, наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда были бы островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. И тогда мы бы смогли назвать нашу планет планетой Толерантности.
Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!» (3 раза)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест 1.
С кем из этих людей ты меньше всего хотел бы оказаться в одном купе поезда?
1. Цыганка.
2. Скинхед.
3. Молодой человек, больной СПИДом.
4. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.
5. Кавказец-мусульманин.
6. Человек из деревни с большим мешком.
7. Грязный дурно пахнущий БОМЖ.
8. Африканский студент.
9. Подросток, похожий на наркомана.
10. Бывший заключённый.
11. Таджик в национальной одежде.
12. Милиционер.
13. Инвалид со складной коляской.
14. Китаец, который ест странно пахнущую еду.
15. Человек, говорящий на непонятном языке.
16. Пожилой человек явно неадекватного поведения.
Тест 2.
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению толерантности
Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность.
Отвечать быстро, не задумываясь.
1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:
а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а/ да; б/ нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
а/ да; б/ нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
а/ вам всегда это трудно сделать;
б/ сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:
а/ да; б/ нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция: а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:
1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. сложите баллы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Итак, первая басня «Лебедь, рак и щука». Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности договориться между собой, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».
Басня Лебедь, щука и рак Когда в товарищах согласья нет, |
Басня «Волк и ягнёнок» Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: …"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. |
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела. |
У сильного всегда бессильный виноват… Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. |