Классный час «Толерантность»
Тема: Что такое толерантность?
Цель урока |
Формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. |
Познавательные УУД |
Знакомство учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности. |
Коммуникативные УУД |
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
Регулятивные УУД |
Организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. |
Личностные УУД |
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. |
Основные понятия темы |
Толерантность, милосердие, доброжелательность, улыбка, взаимоуважение, взаимопомощь. |
Методы обучения |
Словесные, наглядные. |
Форма организации |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Средства обучения |
Презентация, раздаточный материал. |
Этап урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Регулятивные УУД. |
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на 3 группы. 1 группа - первый ряд, 2 группа — 2 ряд, 3 группа — 3 ряд. Вы должны будете быть внимательными друг к другу, уметь принимать решения вместе, в команде. |
Приветствие учителя. |
Постановка цели и задач урока |
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД. |
Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. Сейчас я раздам каждой команде листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне. Команда которая первой закончит работу, поднимет руку. Т 41-40 о 15-13 л 33-30 е 20-16 р 17-12 а 12-6 н 3+4 т 2+6 н 7+2 о 5+5 с 5+6 т 8+4 ь 10+3 Прочитайте, какое слово получилось? Правильно, толерантность. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности» под девизом «Мы разные, но мы вместе!» Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? Почему мы выбрали такой девиз? Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!! ТОЛЕРАНТНОСТЬ - многообразия мира. Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать толерантный человек? Сейчас я каждой команде раздам конвертик с заданием. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Очень внимательно послушайте притчу о Рабби Зусси. Притча. Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя. Вопросы для беседы: Как вы поняли притчу? Какой вывод вы сделали для себя? Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил? Хотели бы вы изменить себя? Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее. - Что такое счастье в вашем понимании? - Какого человека можно назвать счастливым? На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать. Думаю вы сами все поймете, когда выслушаете Сказочку о счастье. Слушайте внимательно. На свете жил один король, Сказал король и укатил. Вопросы для обсуждения: Как бы вы озаглавили эту историю? Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке? Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать? Как вы думаете, почему король изменился? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?) Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток? Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем? Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли его цель после встречи? Чему учит нас эта сказка? Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей? Чему нас учит эта сказка? Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Вот и мне стало интересно, как бы вы поступили в тех или иных ситуациях. Я подготовила каждой команде свою ситуацию, из которой нужно найти выход. Вам дается 2 минуты на выполнение этого задания. Прочитайте его внимательно, и решите, как бы вы поступили в этом случае. По истечению двух минут, один член команды должен будет нам прочитать свою ситуацию и пути ее решения. Ситуации. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать? Молодцы, ребята, вы все замечательно справились. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Сейчас я хочу вам прочитать одну китайскую притчу, которая называется «Ладная семья». Послушав ее, я уверена, вы сами все поймете. Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. |
Работа в группах, определение темы урока. Учащиеся высказывают свои предположения. Выполнение работы в группе. |
Работа по теме урока. |
Познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД. |
Ребята, а как вы думаете, какими основными качествами должен обладать толерантный человек? Сейчас я каждой команде раздам конверты с заданием. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. - Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. Слушайте меня внимательно. Притча. Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя. Вопросы для беседы: Как вы поняли притчу? Какой вывод вы сделали для себя? Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил? Хотели бы вы изменить себя? Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее. - Что такое счастье в вашем понимании? Какого человека можно назвать счастливым? Сейчас я хочу прочитать вам Сказочку о счастье, На свете жил один король, Сказал король и укатил. Вопросы для обсуждения: Как бы вы озаглавили эту историю? Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке? Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать? Как вы думаете, почему король изменился? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?) Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток? Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем? Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли его цель после встречи? Чему учит нас эта сказка? Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей? Чему нас учит эта сказка? На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. У каждой группы будет своя ситуация. Вместе подумайте, как бы вы поступили и выберите человека, который прочитает нам ситуацию и предложит ваше решение. Ситуации. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно? Об этом мы узнаем, когда послушаем китайскую притчу. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно. «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже» Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? |
Ответы детей. Выполнение задания в группах. Ведут диалог с учителем. Отвечают на вопросы учителя. Ответы на вопросы учителя, ведут диалог. |
Рефлексия |
Коммуникативные УУД, личностные УУД. |
- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма “Крошка Енот”. И вместе с главными героями этого мультфильма ещё раз убедимся в силе улыбки и споём песню о дружбе. Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите на себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Мои пожелания:
|