12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трач Руслана Васильевна66
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
Материал размещён в группе «Школьный библиотекарь»
9

Идеи для организации методических мероприятий для школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей

Методист - методисту, и не только ему.

Идеи для организации методических мероприятий

для школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей



Трач Руслана Васильевна,

методист Муниципального казенного учреждения

«Информационно-методический центр

города Комсомольска-на-Амуре»



Указом Президента России Владимира Путина 2023 год в нашей стране объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

В свете данных событий нельзя не отметить важную роль методических служб. Мне бы хотелось обратить внимание на одно из направлений методической службы – информационно-библиотечное.

Личность методиста, его профессиональная компетентность является чрезвычайно важным условием обеспечения эффективности методической деятельности.

Методист – это не представитель власти, а специалист, помогающий педагогам, а в нашем случае - библиотекарю, педагогу-библиотекарю, найти свое предназначение.

Ведущими задачами методиста являются:

удовлетворение профессиональных потребностей библиотекарей, педагогов-библиотекарей (далее библиотекарей);

взращивание новых профессиональных потребностей и идей у библиотекарей, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

обеспечение условий для включения библиотекарей в творческий процесс;

создание модели взаимодействия, помогающей библиотекарю включиться в сетевое взаимодействие и сотрудничество.

В тоже время, ни для кого ни секрет, что для методистов отсутствует специальная подготовка. Их не готовят в вузах как категорию педагогических кадров. Они совершенствуют свое мастерство самостоятельно, используя различные методы для развития профессиональной компетентности. И чаще всего на должность методиста приглашают опытных педагогов, которые становятся для своих коллег консультантами и наставниками.

Но, как любая деятельность, методическая работа имеет ряд своих особенностей, на овладение которых требуется время. И вступив в новую должность, и даже хорошо зная ее функционал, не всегда понимаешь, как сделать свою работу плодотворной и эффективной для коллег. И именно в этот момент особенно ценной и значимой становится профессиональная литература. Из нее можно черпать новые мысли, знания, идеи!

Позвольте поделиться с вами накопленным успешным опытом организации профессиональных мероприятий (творческих групп и семинаров), идеи и материал для проведения которых взяты из профессиональной литературы для школьных библиотекарей.


Г.А. Иванова «Библиотечная педагогика»


Форма работы: серия практических семинаров.

Цель: стимулировать активную самостоятельную учебную и творческую деятельность библиотекарей, повышающих свою квалификацию, через творческое восприятие научных теорий и практических установок.

Срок реализации: в течение одного учебного года.

Итоговый продукт: информационный навигатор по книге Г.А. Ивановой «Библиотечная педагогика» с кратко изложенным материалом в виде схем, таблиц и др.

Практическое значение: теоретический научный материал для вновь назначенных библиотекарей сжато изложен в наглядно – иллюстративной форме; возможность быстро «освежить» научные знания по профессиональной деятельности; возможность использования в библиотечной работе.

Тематика практических семинаров:

Теоретические и методологические основы библиотечной педагогики. Становление и развитие педагогики чтения.

Методология и методы изучения читателей и детского, юношеского чтения. Возрастные особенности читателей, их характеристика.

Индивидуальная, групповая и массовая работа в библиотеке. Совместная деятельность библиотекарей, педагогов и родителей.

Оборудование: теоретический материал для каждой группы, ноутбуки по количеству рабочих групп, наличие Интернета (работа групп в облачных приложениях онлайн).

Краткое содержание работы: все библиотекари на семинаре делятся на несколько рабочих групп. Каждая группа изучает свой материал, наполняет содержанием заранее подготовленную онлайн-форму в облачном приложении и, используя презентацию, представляет материал коллегам.

В итоге работы 3-х практических семинаров был создан информационный 32 страничный навигатор по книге с кратким изложением материала. Примеры страниц навигатора:

t1708565244aa.png t1708565244ab.png

t1708565244ac.png t1708565244ad.png

М. А. Котова «Творческий блокнот библиотекаря»

Форма работы: творческая группа

Цель: привлечь внимание библиотекарей к новым формам библиотечной работы как эффективному инструменту продвижения книги и чтения

Срок реализации: в течение одного учебного года

Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического, дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).

Тематика выступлений в творческой группе:

Речевой тюнинг

«День чтения вслух»

«Литературные мистификации и псевдонимы»

«Отзыв о книге»

«Юбилейные дни писателя»

«Изучение биографии писателя»

«Копилка аннотаций»

«Библиоэнциклопедия»

«Большое чтение в классе»

Краткое содержание работы: библиотекарь изучает теоретический материал по выбранной форме библиотечной работы, готовит конспект занятия (мероприятия, события), разрабатывает дидактический материал и в ходе практического занятия демонстрирует коллегам возможность использования в работе.

t1708565244ae.pngt1708565244af.png

t1708565244ag.pngt1708565244ah.png

Итоговым мероприятием стала творческая мастерская для коллег из методического объединения школьных библиотекарей города, на котором участники группы представили наработанный материал в форме практического занятия.


О.В. Сененко «Самостоятельная работа обучающихся в школьной библиотеке: формы и инструменты организации»

(Читатель в школе : сборник статей / под редакцией Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2020. – С. 77-94.)


Форма работы: творческая группа

Цель: познакомить библиотекарей с технологическими картами как инструментом для организации самостоятельной работы обучающихся в школьной библиотеке

Срок реализации: в течение одного учебного года.

Итоговый продукт: технологические карты с разработанным дидактическим материалом.

Технологические карты:

Линия времени

Путеводитель

Карта истории

Рекламная кампания

Доклад-комментарий

Авторский замысел

Речь в защиту

Пересказ в соответствии с адресатом

Математическая задача

Словарь персонажей

Краткое содержание работы: библиотекарь разрабатывает мероприятие с использованием технологической карты и проводит его в творческой группе.


t1708565244ai.jpg t1708565244aj.jpgt1708565244ak.jpg

Д.С. Маймистова «Игры и проекты:

загадки, хештеги, выставки (опыт «Книжьей Норы»)»

(Читатель в школе : сборник статей / под редакцией Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2020. – С. 215-231.)


Форма работы: Библиоквест «Книжья Нора»

Цель: познакомить библиотекарей с новыми идеями для работы с книгой на основе материалов читательской олимпиады «Книжья нора».

Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).

Книжьи норы:

«Эмодзи»

«Аббревиатура»

«Шифровка»

«Один лишний»

«Перевертыш»

«Загадки»

«Лото»

«Терминологическая»

Краткое содержание работы: разрабатывается библиоквест «Книжья нора»: определяются «Норы» (название «Норы» зависит от задания, которое в ней будет выполняться), готовится маршрутный лист (фото 1) и продумывается оформление (фото 2).

Определяются библиотекари, педагоги-библиотекари, которые готовят задания для коллег в каждой «Норе». Ответственный за «Нору» готовит задание, дидактический материал (пример: фото 3) и оформление.

Во вступительной части мероприятия библиотекарей знакомят с книгой «Читатель в школе», а также с читательской олимпиадой «Книжья нора» как полигоном новых идей для работы с книгой. Вторая, основная часть мероприятия – библиоквест, в результате которого участники «найдут» новые идеи для работы.


t1708565244al.png t1708565244am.png

Фото 1 Фото 2

t1708565244an.png

Фото 3

t1708565244ao.jpg t1708565244ap.jpg t1708565244aq.jpg

Е. С. Квашнина «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы»


Форма работы: творческая группа

Цель: познакомить школьных библиотекарей с инструментарием по работе с современными детскими книгами

Срок реализации: в течение одного учебного года

Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического, дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).

Темы для подгрупп:

Гибридные книги;

Панорамные и 3D-книги;

Арт-стихотворения;

Интерактивная книга (на примере скрапбукинга);

Комиксы и графические романы;

Виммельбух.

Краткое содержание работы: библиотекарь изучает теоретический материал по одной теме; делает подборку книг, соответствующих тематике; предлагает возможные варианты работы с книгой.

t1708565244ar.jpg

Интерактивная книга в технике скрапбукинга. Выполнила Перегоедова Т.В., педагог-библиотекарь МОУ гимназии №45 города Комсомольска-на-Амуре, член творческой группы.







Аt1708565244as.png втор комикса Рохлина Алена, ученица МОУ СОШ №32 г. Комсомольска-на-Амуре, участница проекта Школы комиксов «One Dream».




Хочется особо отметить, что представленный в статье подход к повышению профессиональных компетентностей библиотекарей, педагогов-библиотекарей помогает сделать процесс увлекательным, творческим и практически значимым.

Используя аналогичный подход, члены нашей творческой группы исследовали такие темы как: «Эффективные педагогические и библиотечные технологии как инструмент информационной культуры школьника», «Работа школьной библиотеки в условиях цифровой среды», «Ментальная карта как способ планирования деятельности школьного библиотекаря» и др., а также создали интернет-викторину по произведениям дальневосточных писателей «ПознавайКа»

Представленный в статье материал ориентирован, прежде всего, на коллег-методистов, которые только начинают свою деятельность в данной должности, но надеюсь, что идеи из нее будут интересны всем, кто повышает свою профессиональную компетентность.

Если идеи понравились - берите на заметку, а у нас следующая на примете книга - «Я иду искать» Елены Квашниной, издательства «Библиомир».

Список литературы

Иванова, Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие / Г. А. Иванова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. – 249 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1, выпуск 6). – Текст : непосредственный.

Квашнина, Е. С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности / Е. С. Квашнина. – Москва: Библиомир, 2017. – 160 с. – Текст : непосредственный.

Котова, М. А. Творческий блокнот библиотекаря: новые формы библиотечной работы / М.А. Котова. – Москва : Библиомир, 2019. – 208 с. – Текст : непосредственный.

Методическая работа: компетентностный подход: сборник методических материалов по организации методической работы всех уровней / под общей редакцией Л. Н. Лисуненко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. - 68 с. Текст : непосредственный.

Читатель в школе: сборник статей / под редакцией Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. – Москва: Библиомир, 2020. – 228 с.: ил. – Текст : непосредственный.

«One Dream»: сборник комиксов, посвященный произведениям классической литературы / Школа комиксов «One Dream». Комсомольск-на-Амуре: Студия «Зеленые Камнеежки» : Росмолодежь, 2022. - 144 с. – Текст : непосредственный.




Опубликовано в группе «Школьный библиотекарь»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.02.24 в 05:43 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта.
Трач Руслана Васильевна, 26.02.24 в 09:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам за слова благодарности!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.