Статья на тему «Идеи для организации методических мероприятий для школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей»
Методист - методисту, и не только ему.
Идеи для организации методических мероприятий
для школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей
Трач Руслана Васильевна,
методист Муниципального казенного учреждения
«Информационно-методический центр
города Комсомольска-на-Амуре»
Указом Президента России Владимира Путина 2023 год в нашей стране объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
В свете данных событий нельзя не отметить важную роль методических служб. Мне бы хотелось обратить внимание на одно из направлений методической службы – информационно-библиотечное.
Личность методиста, его профессиональная компетентность является чрезвычайно важным условием обеспечения эффективности методической деятельности.
Методист – это не представитель власти, а специалист, помогающий педагогам, а в нашем случае - библиотекарю, педагогу-библиотекарю, найти свое предназначение.
Ведущими задачами методиста являются:
удовлетворение профессиональных потребностей библиотекарей, педагогов-библиотекарей (далее библиотекарей);
взращивание новых профессиональных потребностей и идей у библиотекарей, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
обеспечение условий для включения библиотекарей в творческий процесс;
создание модели взаимодействия, помогающей библиотекарю включиться в сетевое взаимодействие и сотрудничество.
В тоже время, ни для кого ни секрет, что для методистов отсутствует специальная подготовка. Их не готовят в вузах как категорию педагогических кадров. Они совершенствуют свое мастерство самостоятельно, используя различные методы для развития профессиональной компетентности. И чаще всего на должность методиста приглашают опытных педагогов, которые становятся для своих коллег консультантами и наставниками.
Но, как любая деятельность, методическая работа имеет ряд своих особенностей, на овладение которых требуется время. И вступив в новую должность, и даже хорошо зная ее функционал, не всегда понимаешь, как сделать свою работу плодотворной и эффективной для коллег. И именно в этот момент особенно ценной и значимой становится профессиональная литература. Из нее можно черпать новые мысли, знания, идеи!
Позвольте поделиться с вами накопленным успешным опытом организации профессиональных мероприятий (творческих групп и семинаров), идеи и материал для проведения которых взяты из профессиональной литературы для школьных библиотекарей.
Г.А. Иванова «Библиотечная педагогика»
Форма работы: серия практических семинаров.
Цель: стимулировать активную самостоятельную учебную и творческую деятельность библиотекарей, повышающих свою квалификацию, через творческое восприятие научных теорий и практических установок.
Срок реализации: в течение одного учебного года.
Итоговый продукт: информационный навигатор по книге Г.А. Ивановой «Библиотечная педагогика» с кратко изложенным материалом в виде схем, таблиц и др.
Практическое значение: теоретический научный материал для вновь назначенных библиотекарей сжато изложен в наглядно – иллюстративной форме; возможность быстро «освежить» научные знания по профессиональной деятельности; возможность использования в библиотечной работе.
Тематика практических семинаров:
Теоретические и методологические основы библиотечной педагогики. Становление и развитие педагогики чтения.
Методология и методы изучения читателей и детского, юношеского чтения. Возрастные особенности читателей, их характеристика.
Индивидуальная, групповая и массовая работа в библиотеке. Совместная деятельность библиотекарей, педагогов и родителей.
Оборудование: теоретический материал для каждой группы, ноутбуки по количеству рабочих групп, наличие Интернета (работа групп в облачных приложениях онлайн).
Краткое содержание работы: все библиотекари на семинаре делятся на несколько рабочих групп. Каждая группа изучает свой материал, наполняет содержанием заранее подготовленную онлайн-форму в облачном приложении и, используя презентацию, представляет материал коллегам.
В итоге работы 3-х практических семинаров был создан информационный 32 страничный навигатор по книге с кратким изложением материала. Примеры страниц навигатора:
М. А. Котова «Творческий блокнот библиотекаря»
Форма работы: творческая группа
Цель: привлечь внимание библиотекарей к новым формам библиотечной работы как эффективному инструменту продвижения книги и чтения
Срок реализации: в течение одного учебного года
Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического, дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).
Тематика выступлений в творческой группе:
Речевой тюнинг
«День чтения вслух»
«Литературные мистификации и псевдонимы»
«Отзыв о книге»
«Юбилейные дни писателя»
«Изучение биографии писателя»
«Копилка аннотаций»
«Библиоэнциклопедия»
«Большое чтение в классе»
Краткое содержание работы: библиотекарь изучает теоретический материал по выбранной форме библиотечной работы, готовит конспект занятия (мероприятия, события), разрабатывает дидактический материал и в ходе практического занятия демонстрирует коллегам возможность использования в работе.
Итоговым мероприятием стала творческая мастерская для коллег из методического объединения школьных библиотекарей города, на котором участники группы представили наработанный материал в форме практического занятия.
О.В. Сененко «Самостоятельная работа обучающихся в школьной библиотеке: формы и инструменты организации»
(Читатель в школе : сборник статей / под редакцией Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2020. – С. 77-94.)
Форма работы: творческая группа
Цель: познакомить библиотекарей с технологическими картами как инструментом для организации самостоятельной работы обучающихся в школьной библиотеке
Срок реализации: в течение одного учебного года.
Итоговый продукт: технологические карты с разработанным дидактическим материалом.
Технологические карты:
Линия времени
Путеводитель
Карта истории
Рекламная кампания
Доклад-комментарий
Авторский замысел
Речь в защиту
Пересказ в соответствии с адресатом
Математическая задача
Словарь персонажей
Краткое содержание работы: библиотекарь разрабатывает мероприятие с использованием технологической карты и проводит его в творческой группе.
Д.С. Маймистова «Игры и проекты:
загадки, хештеги, выставки (опыт «Книжьей Норы»)»
(Читатель в школе : сборник статей / под редакцией Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2020. – С. 215-231.)
Форма работы: Библиоквест «Книжья Нора»
Цель: познакомить библиотекарей с новыми идеями для работы с книгой на основе материалов читательской олимпиады «Книжья нора».
Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).
Книжьи норы:
«Эмодзи»
«Аббревиатура»
«Шифровка»
«Один лишний»
«Перевертыш»
«Загадки»
«Лото»
«Терминологическая»
Краткое содержание работы: разрабатывается библиоквест «Книжья нора»: определяются «Норы» (название «Норы» зависит от задания, которое в ней будет выполняться), готовится маршрутный лист (фото 1) и продумывается оформление (фото 2).
Определяются библиотекари, педагоги-библиотекари, которые готовят задания для коллег в каждой «Норе». Ответственный за «Нору» готовит задание, дидактический материал (пример: фото 3) и оформление.
Во вступительной части мероприятия библиотекарей знакомят с книгой «Читатель в школе», а также с читательской олимпиадой «Книжья нора» как полигоном новых идей для работы с книгой. Вторая, основная часть мероприятия – библиоквест, в результате которого участники «найдут» новые идеи для работы.
Фото 1 Фото 2
Фото 3
Е. С. Квашнина «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы»
Форма работы: творческая группа
Цель: познакомить школьных библиотекарей с инструментарием по работе с современными детскими книгами
Срок реализации: в течение одного учебного года
Итоговый продукт: кейс методических материалов для школьных библиотекарей (состоит из теоретического, дидактического и наглядного материала, библиографического списка литературы).
Темы для подгрупп:
Гибридные книги;
Панорамные и 3D-книги;
Арт-стихотворения;
Интерактивная книга (на примере скрапбукинга);
Комиксы и графические романы;
Виммельбух.
Краткое содержание работы: библиотекарь изучает теоретический материал по одной теме; делает подборку книг, соответствующих тематике; предлагает возможные варианты работы с книгой.
Интерактивная книга в технике скрапбукинга. Выполнила Перегоедова Т.В., педагог-библиотекарь МОУ гимназии №45 города Комсомольска-на-Амуре, член творческой группы.
А втор комикса Рохлина Алена, ученица МОУ СОШ №32 г. Комсомольска-на-Амуре, участница проекта Школы комиксов «One Dream».
Хочется особо отметить, что представленный в статье подход к повышению профессиональных компетентностей библиотекарей, педагогов-библиотекарей помогает сделать процесс увлекательным, творческим и практически значимым.
Используя аналогичный подход, члены нашей творческой группы исследовали такие темы как: «Эффективные педагогические и библиотечные технологии как инструмент информационной культуры школьника», «Работа школьной библиотеки в условиях цифровой среды», «Ментальная карта как способ планирования деятельности школьного библиотекаря» и др., а также создали интернет-викторину по произведениям дальневосточных писателей «ПознавайКа»
Представленный в статье материал ориентирован, прежде всего, на коллег-методистов, которые только начинают свою деятельность в данной должности, но надеюсь, что идеи из нее будут интересны всем, кто повышает свою профессиональную компетентность.
Если идеи понравились - берите на заметку, а у нас следующая на примете книга - «Я иду искать» Елены Квашниной, издательства «Библиомир».
Список литературы
Иванова, Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие / Г. А. Иванова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. – 249 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1, выпуск 6). – Текст : непосредственный.
Квашнина, Е. С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности / Е. С. Квашнина. – Москва: Библиомир, 2017. – 160 с. – Текст : непосредственный.
Котова, М. А. Творческий блокнот библиотекаря: новые формы библиотечной работы / М.А. Котова. – Москва : Библиомир, 2019. – 208 с. – Текст : непосредственный.
Методическая работа: компетентностный подход: сборник методических материалов по организации методической работы всех уровней / под общей редакцией Л. Н. Лисуненко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. - 68 с. Текст : непосредственный.
Читатель в школе: сборник статей / под редакцией Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. – Москва: Библиомир, 2020. – 228 с.: ил. – Текст : непосредственный.
«One Dream»: сборник комиксов, посвященный произведениям классической литературы / Школа комиксов «One Dream». Комсомольск-на-Амуре: Студия «Зеленые Камнеежки» : Росмолодежь, 2022. - 144 с. – Текст : непосредственный.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Трач Руслана Васильевна